Моя Москва 1950-х годов

       Я родился в Ростове-на-Дону 19 февраля 1933 года, но большую часть из почти 93 лет своей жизни провёл в Москве. В раннем детстве меня очень часто возили в Москву, где жила семья родной сестры моей мамы. Довоенной Москвы я не знал. Моё настоящее знакомство с Москвой состоялось в январе-феврале 1952 года, когда я приехал провести здесь зимние студенческие каникулы. Останавливался я у своей двоюродной сестры Сони Тархановой в их новой квартире на Песчаной. Тогда это была окраина Москвы: новые корпуса, вокруг одноэтажные домики, рядом – конец города. Сонина дочка 2,5-летняя Надя назвала тогда этот район недоделанной Москвой.
         
        Знакомился с Москвой я довольно основательно: ходил и ездил по городу, приводя в ужас моих милых родственников рассказами о покрытых пешком расстояниях. Объездил все станции метро и на каждой станции выходил на платформу. При мне открылась 4-я очередь метро: станции Белорусская-кольцевая, Комсомольская-кольцевая, Новослободская и Ботанический сад.

        Осмотрел недавно построенное высотное здание Московского университета. Дважды был в Третьяковской галерее, совершенно балдея от встречи с любимыми картинами Репина, Левитана, Айвазовского, Сурикова, Васнецова, Шишкина и многих других художников, которых знал до сих пор только по репродукциям.

        Посетил мавзолей Ленина, выстояв для этого огромную очередь. Меня потрясла выставка подарков Сталину к его 70-летию. Что только ему не дарили! Всевозможнейшие вазы работы лучших мастеров, отделанные золотом, серебром, драгоценными камнями, расписанные картинами и портретами. Сабли, шашки, портсигары, курительные и бритвенные приборы, шкатулки, отделанные драгоценными камнями. Скульптуры из каменного угля, сахара, соли, дерева. Портреты Сталина из разных сортов деревьев, из хлопка, из зёрен пшеницы, мака. Действующие модели цехов, шахт, паровозов, комбайнов. Богатые коллекции древнего оружия, монет, марок. И миллионы подписей под приветствием Сталину от разных народов, собранные в сотнях томов.

Особое место в моей программе занимали театры – лучшие театры страны, знаменитые актёры. Я восхищался «Ревизором» Гоголя в Малом театре с Игорем Ильинским в роли Хлестакова. «Мёртвыми душами» в МХАТе с Ливановым в роли Ноздрёва. «Много шума из ничего» Шекспира в театре имени Вахтангова с участием великолепной Юлии Борисовой. В фойе вахтанговского театра у портрета красавицы Борисовой собирались большие группы зрителей.

         Мне посчастливилось видеть игру Володина, Ярона, Лебедевой, Вольской в «Суворочке» в театре оперетты. Я видел «Евгения Онегина» в Большом театре, «Позднюю любовь» в филиале МХАТа, «Правда хорошо, а счастье лучше» в Малом театре, «Учитель танцев» и «Флаг адмирала» в Театре Советской армии, «Студенты» в театре имени Пушкина.

        Если добавить к этому стереофильм «Карандаш на льду», хоккейный матч ВВС – Крылья Советов с участием знаменитого Всеволода Боброва и лекцию «Было ли начало и будет ли конец мира» в планетарии, оборудованном потрясающим «звёздным небом», то ясно, что меня зашкаливало от впечатлений, полученных в те московские каникулы.

Вторые мои московские каникулы состоялись 2 года спустя, в январе-феврале 1955-го. Я продолжил своё знакомство с Москвой.  Опять ходил по улицам, смотрел новые станции метро. Работал в библиотеке имени Ленина, Политехнической библиотеке. Впервые посетил Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая потом стала называться ВДНХ. Конечно, сюда приезжать нужно летом – почти все павильоны были закрыты. Но с территорией ВСХВ, архитектурой её павильонов я ознакомился.

Меня, студента, неудержимо влекло к Московскому университету.
Мне повезло: 3 февраля 1955 г., когда я по своему студенческому билету проник в Главный корпус МГУ, там открылся Второй Всесоюзный съезд Географического общества. В перерыве между утренним и вечерним заседаниями для делегатов съезда проводили экскурсию по университету, и я пристроился к одной группе делегатов. Ездил с ними на скоростных лифтах, осматривал актовый зал, аудитории, студенческое общежитие. Наверное, не одного меня охватило чувство зависти – ничего подобного в нашей стране тогда больше не было. Я побывал ещё и в Химическом корпусе. Конечно, никакого сравнения ростовский химфак с ним не выдерживал. Как мне хотелось бы здесь учиться!

Конечно, я не мог не побывать в мавзолее, теперь уже мавзолее Ленина-Сталина. Чтобы посетить мавзолей, уже было мало просто выстоять огромную очередь, нужно было ещё иметь и билет. Билеты давали по предприятиям, и здесь меня выручила наша родственница Роза Берман. Она имела возможность доставить мне ещё большее удовольствие: на 18 января у неё был билет на бал  в Кремле, а я об этом не знал и позвонил ей не сразу после приезда в Москву, а 19-го. В те годы в Кремль не было свободного доступа, побывать в Кремле очень хотелось, и я был огорчён упущенной возможностью. Музей Ленина, музей Революции с экспозицией подарков Сталину – их было так много, что на одной выставке они не умещались. За время работы выставки (декабрь 1949 – август 1953) её посетило более 4 млн. человек.

И вновь главное – это театральная Москва. «Севильский цирюльник» Россини – с Огнивцевым, Большаковым и Фирцевой. «Русалка» Даргомыжского в филиале Большого театра. «Пиковая дама» Чайковского с Нэлеппом и Большаковым. Балет «Дон Кихот» – в Большом. «Цыганский барон» Штрауса и «Перикола» – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. «Сердце – не камень» Островского с блистательными Жаровым, Любезновым, Шатровой – в Малом театре. Чеховская «Чайка» – в театре имени Вахтангова. Ради Аллы Тарасовой и Боголюбова смотрел «Сердце не прощает» Софронова в филиале МХАТа.

С огромным удовольствием я ходил в театры. Возможно, со временем я стал бы заядлым театралом. Но… мой неизлечимый неврит слуховых нервов (а этот диагноз мне  как раз и поставили во время обследований на московских каникулах) лишил меня этого. Теряя со временем слух, а с ним – и всё впечатление от театральных постановок, я всё реже и реже стал ходить в театры, пока не перестал ходить совсем. Театральная Москва так и осталась для меня в виде тех спектаклей незабываемых московских студенческих каникул.


Рецензии