ФМ. Почему философия возникла там?
Греческие буквы, в отличие от иероглифов или клинописи, позволяли записывать умозрительные концепции. Чтобы ответить на поставленный выше вопрос, мне представляется вначале нужно понять, что сделало её уникальной именно в античный период?
Как писал Гераклит: «Природа любит прятаться» (;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;), именно язык стал для греков инструментом, позволившим приоткрыть эту завесу. Истоки древнегреческого - протогреческий в микенскую эпоху (XX–XI вв. до н.э.), затем протогреческий (III–II тыс. до н.э.) — прямой предок древнегреческого, отделившийся от праиндоевропейского языка. Носители языка мигрировали на Балканы, ассимилируя догреческое население (пеласгов, минойцев).
Начальный тезис для древнегреческого периода: философия способна объединить различные аспекты человеческого опыта, в ней представление об упорядоченным мире человека может быть системным, в отличии от истории, останавливающейся на отдельных событиях и персонажах.
Аргументация: для древних характерно интуитивное познание: значительное место уделяется интуиции, медитации и непосредственному переживанию реальности. Гераклит называл мировой порядок Логосом, но есть и иные определения запредельного и абсолютного, предложенные на Востоке.
У этой философии есть такое начало (и оно на Востоке), хотя таковое отмечается лишь конвенционально. Но поздние последователи восточного -греки пошли еще дальше — они превратили свою жизнь в путешествие, и переплавили миф в логос.
Мартин Хайдеггер в работе «Что такое философия?» связывал греческое начало с радикальным вопрошанием о бытии: «Философия говорит на греческом языке не случайно… само вопрошание о том, что есть сущее, возникло среди греков». Основная задача древних греков - философии — это поиск истины через разум и логику. Это вопрошание стало возможным благодаря лингвистической революции — переходу к алфавитному письму, которое, в отличие от иероглифов, позволило фиксировать абстрактные понятия.
Философии Востока представляли собой разнообразные глубокие и многогранные взгляды на мир, отличающийся от западной традиции акцентом на целостность, духовность и гармонию. Геродот писал, что «каждый народ считает свои законы наилучшими», он фиксировал кризис традиционного мифа, требующий новых оснований для истины. Восточные философии часто предлагают практические пути к достижению гармонии, счастья и нравственного совершенства. Мир виделся им единым, упорядоченным целым, где каждый сегмент видимого и невидимого человеку имеет своё место и представляет свой смысл.
Важным фактором стала и географическая ситуация: расположение Греции на перекрёстке торговых путей способствовало встрече культур, что порождало релятивизм — осознание условности собственных обычаев. Однако вопрос о её самостоятельности остаётся предметом споров: была ли она «чистым» продуктом эллинского гения или впитала влияния Востока? Хотя, даже заимствуя идеи (египетские, вавилонские), греки переплавляли их в термины своего алфавита, создавая универсальный словарь для диалога с космосом.
Древнегреческий алфавит, возникший в VIII веке до н.э., не просто фиксировал звуки — он стал матрицей для философского мышления. Каждая буква, как символ, кодировала идеи, которые позже легли в основу учений Сократа, Платона и Аристотеля. Гармония порядка, но еще китайская мысль ориентирована была на поиск гармонии в отношениях человека, общества и природы. Именно в этой связи образ мыслей человека определяет образ его жизни, и наше общественное обучение начинается еще до нашего рождения.
Тогда следуем мысли, что античная философия, возникшая в VI веке до н.э. в греческих полисах Малой Азии, стала поворотным пунктом в истории человеческой мысли. Она заложила основы понимания единства микро- и макрокосмоса. Действительно, если в Египте или Месопотамии знание было прерогативой жрецов, связанных с храмовыми ритуалами, то греческий полис, с его агорой и культом публичной дискуссии, создал уникальную среду для вопрошания.
Человек здесь — мера всех вещей, но одновременно часть великой космической симфонии. Анализ архаических культур действительно подметил в них некоторые неизменные параметры духовно-практического бытия человека, которые в процессе социокультурного развития лишь видоизменяются, но никогда не исчезают полностью. Но в истории философии развитие этого вида познания опять же связывается с началами древнегреческой (европейской) философской рациональности.
Греческое начало остаётся фундаментальным: как заметил Уайтхед, «вся европейская философия — это примечания к Платону». Их философия стала не просто сборником практических наставлений, как во многих восточных традициях, но попыткой построить систему знания, основанную на логике и доказательстве — что ярко проявилось уже у Фалеса, который, вопреки мифам о Посейдоне, объяснил землетрясения естественными причинами.
Через логику философия выходит за рамки эмоциональных и хаотичных размышлений, придавая им строгость и последовательность. Греческие города-государства (Афины, Милет, Эфес) были центрами торговли и политических экспериментов.
Гегель в «Лекциях по истории философии» видел в этом явлении рождение «сознательной свободы духа», когда мысль перестала быть служанкой религии и обрела автономию: «У греков впервые пробуждается свободное мышление, которое ставит себя выше всякого авторитета».
Кант, анализируя природу разума в «Критике чистого разума», косвенно указывал на эту особенность, подчёркивая, что греки первыми осознали разум как «способность принципов», стремящуюся к безусловному.
Философия возникла, когда греки, пройдя путь от микенских дворцов до демократических Афин, осознали: мифов недостаточно, чтобы объяснить мир. Она стала практическим инструментом для воспитания граждан, управления государством и поиска счастья. Софисты, с их тезисом «человек — мера всех вещей», довели этот релятивизм до предела, заставив Сократа искать абсолютные этические принципы через майевтику — «рождение» истины в диалоге.
Её особенность — не только в содержании идей, но и в методе: переход от мифа к рациональному исследованию, от поэтического откровения — к логическому доказательству. Философия стала ответом на вызовы эпохи: кризис мифологического сознания, рост городов и контакты с Востоком. Её роль выходила за рамки абстрактных размышлений — она формировала основы европейской цивилизации.
В 585 г. до н.э., когда Фалес предсказал солнечное затмение, не ссылаясь на волю Зевса, человечество впервые услышало голос Логоса. Его тезис «всё есть вода» (;;;;;; ;;;; ;;;;;) был не наивным утверждением, а смелой гипотезой, ищущей единую материальную причину мира. Как писал Гегель, «совершенно безразлично, какие философские положения мы исповедуем — важно, что мы философствуем».
От досократиков, искавших архэ (;;;;) — первоначало мира, до неоплатоников, созерцающих Единое, греки создали не просто совокупность идей, но форму жизни, где мышление стало способом бытия-в-мире. «Мы — наследники Эллады, даже когда спорим с ней», — заметил Хайдеггер. И в этом споре — залог бессмертия греческой мысли.
Древнегреческий язык древнее Рима, Карфагена и многих мировых религий. Его уникальность — в преемственности: от микенских табличек до византийских хроник и новогреческой речи. Даже в поэзии язык становился инструментом познания. Аристотель, систематизировав методы познания в «Органоне», превратил философию в универсальную науку о первопричинах, чья цель — знание ради знания.
В этом общем для людей процессе постижения есть, и их же нет - мы только напрасно ищем в доведенном до совершенства древними мудрецами текстах. Мы верим, но найдем себя в своих попытках познания величайших истин. Впрочем, мировоззренческие системы никогда не затушевывают то, что и до философии (и вероятно, всегда) быдл - это само существование человеческого познания.
Свидетельство о публикации №225122801478