Письма Учителю. Никанор против. IV

  Четвертая беседа архиепископа Никанора, с обличением Вас, граф, отталкивается от "Исповеди".

 На момент  публикации произведения Вам чуть за пятьдесят. Печатается "Исповедь" в Женеве.

 Нынешняя же беседа Вашего оппонента звучит через два года. Получается, что Никанор уже прочитал толстовское покаяние. То, что должно было обращено к священнику, но в данном случае является неким манифестом искренности человека сомневающегося в таком же чувстве внимающего.

 Реально, Лев Николаевич, дорогого стоят Ваши слова, не понятые большинством тех, к кому они обращены. Смелость в обращении, через священника, не к Создателю, а к всему социуму.

 Какую же крамолу услыхал в глаголящем Никанор?

 Сама  беседа предостерегает от отделения "Господа нашего Иисуса Христа, главу церкви, от тела церкви и, в частности, от святых пророков и апостолов"

 Образность? Официально первым главой христианской церкви является "брат Господний", то ли сводным, то ли -двоюродным.

 Думаю, сам Христос был далек от создания официальных структур новой веры. И никаких частностей, изначально упомянутых Никанором, не приемлел. All You Need Is Love!

 Но Никанор, как и положено подобным лицам, ставит знак равенства между верой и церковью. И видит опасность в ином. В том, что пытаетесь донести Вы в "Исповеди".

 Плюс усомнение в истинности веры, транслируемой официальной церковью.

 Отсюда и жесткий ответный ход.

 Изначально крещенного Льва Толстого Никанор сближает с Цельсом. Весьма жестко. Но и показывает уровень отношения РПЦ к Вам. Самый наивысший.

 Один из первых известных нам критиков христианства, Цельм был закадычным другом Марка Аврелия. Император, уважая литературные наклонности своего приближенного, предложил ему раздраконить зарождающуюся на их глазах религию.

 -И не забудь, -поднося кубок, заключил Аврелий, -упомянуть, от кого происходит тот бедолага.

 Хоть и гонитель христиан, но предугадал значение нового вероучения. Так появилось на свет "Правдивое слово".

 И вот почти через две тысячи лет появляется нечто подобное, но из уст крещенного:

 "...особое ересеучение, особенно резко выразившееся именно в нашем, сколько обуреваемом сильными, столько же увлекающемся и всякими легкими ветрами отечестве, – ересеучение, которое отделяет Господа Иисуса Христа от апостолов и от церкви..."

 Для Никанора подобное -одна из главных опасностей для христианской церкви.  Реально, Лев Николаевич, именно здесь, как в большой семье, где каждый любит каждого, творится изначальное приобщение к вере Христа.

 Но граф Толстой утверждает, "что Иисус Христос провозгласил действительно высочайшее, чистейшее, истинно божественное учение; но это учение будто бы изменили, во-первых апостолы, а затем апостольские преемники, пастыри и учители церковные; будто исказили его до неузнаваемости, обременяя его с течением веков больше и больше, каждый от себя, собственными измышлениями"

 По сути Вы рассуждаете в "Исповеди" об "испорченном телефоне". И не одном, четырех, передаваемых сообщения от самых близких Иисусу учеников.

 При этом, замечает Никанор, подобные лже-пророки стараются отделить трех синоптиков от евангелиста Иоанна. Но тут же сам архиепископ признается, в четвертом Евангелии суть веры раскрыта шире.

 После этого беседующий предлагает слушателю и читателю длиннющие цитаты из всех жизнеописаний Спасителя.

 Но опять же у Иоанна "сей догмат раскрыт во всей глубине и широте, и что особенно для нас драгоценно, ..."

 И образ лозы, посаженной Создателем, с сохраняемыми плодородными ветвями.

 "Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Отец отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам"

 Схема проста и понятна.  Но тут же у меня возникает законное опасение. А не присосется ли к лозе, особенно к молодым, зеленым побегам, несущим будущую гроздь, скромная повилика? И не станут ли после этого виноградины мелкими и кислыми?

 Увы, не дает Никанор в этой беседе ответ на еретические вопросы. Как и не идет на диалог с сомневающимися в единстве веры и церкви. Догмы, возведенные в абсолют, превращаются со временем в колосса на глиняных ногах.

 Не предвидит этого Никанор. Ему важнее развенчать Вашу ересь. Но она же помогает, в лихое для российского христианства время, сохранить веру Христа, не в превращенных в хлева Храмах, в сердцах верующих.

 И они же, предавая потомкам эту веру, начнут возрождать нашу Церковь. И увы, не обращая внимание на тут же поднимающуюся по лозе повилику. Не суди...

 А пока же весьма сурово обличая Вас, Никанор заканчивает очередную беседу:

 "И сего хульника, объявляющего о своем глубоком и всестороннем разврате и злодействах вслух всего света, наши мнящиеся умники избирают себе учителем якобы в вере"

 Добавлю, нашедшего силы признаться всем в своих злодеяниях и преступлениях. Не каждому, Лев Николаевич, это дано...

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 В пятом поучении Ваш противник останавливается на деталях евхаристии, отраженной в "Исповеди".


Рецензии
Дорогой Евгений, прекрасный детский рассказ

Лиза Молтон   29.12.2025 17:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.