Забытый временем сенокос

   В нашей деревне все люди, считали, что сенокос, нам, всегда, давался легко, как и еще паре - тройке семей. Потому что, семьи наши, считались многодетными. Собственно, почему же считались, в реальности, так оно и было. Детишек в наших семьях, было по 7, 10, и даже 11 человек, разумеется кроме взрослых. Незнаю, как в других регионах и вообще, в других поселениях, но в нашей деревне, большие семьи жили, за счёт своего самообеспечения. Вот, именно, в этом направлении и воспитывались дети. Благополучной жизнью, можно было назвать такое устройство быта в многодетной семье, когда все было распланировано - что, когда и сколько. Оттого и такая жизнь, была размеренной, без резких колебаний, когда всё распланировано и систематизировано. Это было и надёжно и стабильно. А жизнь, в таких семьях, текла себе и текла своим чередом, словно полноводная большая река, принимая данность бытия, в те послевоенные годы.

  В каждой такой, большой, многодетной семье , была своя, особенная атмосфера любви и взаимопонимания, между супругами, но уклад жизни, старались строго соблюдать, как было заведено, с испокон веков, ещё стариками...
Были и другие, разумеется семьи, с более меньшим количеством детишек. В некоторых поселениях, в те суровые, послевоенные годы, по самым разным причинам, были и матери-одиночки и им так же было не легко "тянуть" одной женщине, по 4-5, а иногда и 6 дктишек. Но люди старались жить, ведь нужно было восстанавливать разрушенное войной, хозяйство...
 
  Сама я родилась в 1959 году. Не скажу, что в эти годы на заре нового десятилетия, спустя 15 лет, после войны, были заметны ее шрамы, люди старались, изо всех своих сил, не смотря ни на что, как можно скоро, восстановить разрушенное... Люди были сплочены и жили чаяниями и заботами, о том, чтоб быстрее отстраивались разрушенные хозяйства, фабрики и заводы, города и сёла;  Для всех этих глобальных и масштабных задач, нужно было восстанавливать так же и само население страны. Поэтому наверное и были в те времена, распространены по весям государства, многодетные семьи.

  Как правило, к сенокосу начинали готовиться загодя. Ещё не совсем закончены весенние посадочные работы, на огородах, а мужики, вечерами, уже начинали свои не хитрые подготовления инвентаря, для СЕНОКОСА : просмотреть вязкИ у ратовища литовок, "отбить" их, на небольших наковаленках, вбитых, в специально оставленный, для этих целей, "чурбак", от комлевой части кряжа. Проверить зубчики у граблей, все ли на месте, не сломан ли "рог" у больших деревянных, метальных вил. А с появлением "новоиспечённого" косаря в семье , может и изготовить лично для него, новую литовочку, подходящую ему по росту и по-возрасту, хотя, возрастной ценз, в таких случаях, был намного занижен и косить мы, деревенская ребятня начинали, еще за долго до совершеннолетия...

  Так же, нужно было, осторожно пройтись по покосам, и "почистить" их, т.е вырубить молодняк, ив, осиночек... успевший нарасти, за сезон, хотя эту работу старались выполнять, когда трава еще не набрала своей силы и, лишь, после Петрова дня, селяне, по-тихонечку втягивались, в ритм сеноаоса. А ритм этот,  был на пике сенокоса, раскручен так, что только успевай складировать готовое сено и всё это, благлдаря погодке. Иногда, в некоторые годы, пора сенокоса бывала отличной, а иногда, сено просто сгнивало, за сезон июльских гроз и дождей. Не даром же наш регион, условно называется "зона рискованного земледелия"...речь идёт о Пермском крае.
  Если в семье было 2 коровы, то и косить приходилось, в 2 раза больше, чем обычно. Распределённых участков для покосов, от колхоза часто, не хватало и, я хорошо помню, как приходилось, собирать скошенную траву, где-нибудь, на небольших, лесных опушках, на неудобицах..., в итоге, насобирывалось дополнительно, ещё приличное количество, заготовленного сена, что позволяло держать вторую корову и мелкий скот - овец коз, телёнка. Ну а более рачительные хозяева, могли для себя "расчищать" от леса, один и тот же участок, который, в последствии, засеяв полезными травами, клевером, например, использовали его, как приличный по площади, покос, только находился он, где-нибудь в лесной чаще. Словно отдельный от пахотных земель и обособленный от колхозных полей, хутор.

Поскольку, мой дед, был охотником, хорошо знал местные леса и систематически, выписывал лес, для нужд личного хозяйства, в одном и том же,месте, т.е. на одной
 и той же делянке. Где лес постепенно, с годами вырубался, затем выкорчёвывались пни и вскоре у нас было даже 2 таких, можно сказать, нелегальных покоса в лесу - "ЛИНИЯ" и "ВЫРУБКИ". Они и были у нас как наследие, ещё от деда, которого когда-то "раскулачили"...
Такие "нелегальные" покосы, в лесной чаще, были редко у кого. Для нас, как для многодетной семьи, это дедовское наследие, было большим подспорьем, к основному покосу, что выделял колхоз, для каждого работника колзоза, что намеряли учётчики земельных наделов. Если в такой большой семье, нужно было держать не одну. а две коровы, то и косить приходилось много.

  Я помню, что косить научилась ещё в 5м классе. По этому поводу, папа изготовил для меня, мою првую литовочку. Она была самой маленькой, по размеру - "шестой номер", ратовище гладенькое и легенькое, очень удобный черёмуховый вязок...Так же и у моих сестёр, были свои литовочки. Я отлично умею "лопатить" литовку...научилась, когда еще и своей-то небыло. Специально нас этому ремеслу, никто не учил.
Просто, во-время обеденного перерыва, брала большую мамину литовку и училась косить, на "легкой" траве. Взрослые называли ее - "листюга". Пока родители были на работе, на нас детишек, кроме совсем малышни, ложились, довольно-таки ответственные обязанности. Выкошенный покос, трава которого дня три, как лежала под солнцем, должен был быть подготовлен к метанию готового сена, уже в стог...А это тяжёлый труд. Получается, что мы одни дети, без взрослых, подготавливали сено к метанию.

  Вначале, с  самого утра, как высыхала роса, нужно было всю траву перевернуть, с помощью грабель. Затем, спустя некоторое время, сгребать всё сено в валки и скопнить в копны, которые на длинных носилках, нужно было поднести, к месту будущего стога. Хоть мы  и сами делали копны, но они всёравно были большими и тяжеловатыми. Ведь иногда сено в таких копнах, выносилось с самых отдалённых участков, покоса, к тому месту, где должен быть сам стог. Носилки вырубались обычно из берёзы, в диаметре 5-6 см, длиной метра четыре, три с половиной. Подтыкаись носилки под копну и в двоём несли её к назначенному под стог месту.

  Когда папа с мамой приезжали, после работы, на покос, то обычно всё сено, было уже просушено с другой стороны, сгребено и сношено к стогу. Взрослые намётывали огромный стог, из подготовленного сена...Потом мы сидели отдыхали, вместе, с папой и мамой. Они, конечно же были довольны нашей работой и мы все, хоть и уставшие, но счастливые возвращались домой, с осознанием того, что мы уже не маленькие, а вполне себе подросшие дети. Ведь нам доверялись вполне взрослые поручения.
Помнится и такой момент, когда огромный, по размерам покос, мы могли выкосить за один день, потому что, одновременно вряд, косили семь человек, вместе с мамой. Папа косил редко, ведь он был основной работник в семье. и ему приходилось много работать.

  Когда лето было хорошим, то в нашей семье, сенокос мог закончиться, не смотря на то что мы держали две коровы, за неделю, или полторы недели.
Однажды одна из соседок, а у них небыло детей, спросила маму
- " Вы что, Маруся, уже закончили сенокос?", на что мама отвечала положительно.
- "Как вам хорошо! А мы еще и половину не выкосили..." - сетовала соседка. Но моей маме, было немного грустно...ведь ее никто никогда, не спрашивал, чем же она нас кормит...когда мы все садимся за стол кушать....Наверное это и называется - семья, на своём самообеспечении.

  Хлеб, в нашей семье, был всегда пышный, ноздристый, бабушка и мама, выпекали его всегда сами. Квас - вкуснющий, продирающий горло, пенистый, холодненький, тоже всегда был домашний из ржи и овса. Вот и жили мы вся семья, в таком ритме, с нашего раннего детства. Что вырастим во дворе, на огороде, что заготовим, что припасём впрок из леса, тем и жили. Овощи, грибы, ягоды и разумеется, всё домашнее хозяйство, было как наше основное подспорье, для жизни многодетной семьи, в сельской местности.

  Осознаю сейчас то, что лишь в 1974 году, государство начало выплачивать кой-какие деньги, как пособие на детей... и понимаю, так как сама прошла путь материнства. Ведь смена тысячелетий, что досталась на нашу с вами долю, мои современники, тоже была онюдь, не лёгкой...

 Ну а что касается работы в деревне, во время весенних полевых работ, или страды уборочной или сенокоса, то её всегда было много. А если уж совсем по-честному, то селяне, так и живут, в этом тяжёлом, трудоёмком ритме каждодневного труда, втягиваясь в него с самого раннего детства. И если все работы, разложить по-сезонно, то и получается, что её всегда было много и одной из основных сезонных работ, конечно же был СЕНОКОС , эта красивая и трудоёмкая летняя пора...(ТаБу)


Рецензии