Сад прощенной обиды

Муравьи, жившие вокруг большого портового склада, лакомились сахаром, мешки с которым давно сгрузили здесь и все никак не могли увезти. Наконец, нашлось старое грузовое суденышко, на котором перевозили фрукты и которое отправлялось в путь, на него и решили погрузить этот сахар. Муравьи были застигнуты врасплох, потому что не понимали человеческого языка и не знали, о чем управляющий говорил грузчикам. Так и понесли всех не успевших выбраться из мешков муравьишек в темное чрево корабельного трюма.

Испугались проказники, притихли, плохо им было от качки да тряски морской, близко воду слышали, поняли, что далеко от земли оказались. Да это бы еще ничего, если бы не получил через день капитан сообщение, что надвигается страшный шторм. Перегруженное судно не может идти быстро. Если бы не груз, успел бы кораблик в одну из гаваней добраться. И порешила команда с капитаном, причалить к ближайшему острову, груз на нем сложить и спешить в гавань. Потом, как-нибудь, груз забрать, а пропадет – что ж – жизнь дороже!

Дал капитан команду: "Лево руля!" Отклонились от курса. Утром причалили к необитаемому пустынному острову – кроме скал, песка да редкой травы ничего на нем не было. Сложили в ближайшей пещере сахар и фрукты, отчалили. А вечером уже пили чай в далеком трактире, в уютной гавани и слушали, как ревет над бухтою ветер.

Так бедные муравьи остались одни на большом неприглядном острове. Выбрались путешественники из мешков, поели фруктов, уложенных в ящики, и отправились свой муравьиный город строить – муравейник. Пока работали, все ладно шло, сахарные крупинки в подземные кладовые в муравейник носили, укрепляли свое жилье, сколько могли. Но вот и жилье готово, и кладовые полные. Нечего делать. Муравью безделье хуже самой тяжкой работы. Маялись они, маялись, да начали друг с другом ссориться. По пустякам сначала. Потом все серьезней. Почти до войны дело дошло внутри муравьиного лагеря. И когда в ссоре один муравей так сильно ударил другого, что чуть не убил его, обиженный вдруг сказал: «Я прощаю тебя и в знак этого посажу плодовое дерево».

Притихли все вокруг, и когда он направился в пещеру, поползли следом. Среди пропадающих фруктов муравейка выбрал тяжелое плотное семечко, взвалил его на плечи и с трудом, медленно понес к рыхлому холму в центре острова.

«Действительно, – зашумели остальные, – может ли так дальше продолжаться? Чтобы мы просто-напросто не уничтожили друг друга, каждому следует простить всем, на кого затаил обиду. А чтобы все знали, что он простил, и чтобы сам он помнил об этом, по примеру мудрого муравейки, каждый простивший, пусть посадит плодовое дерево. Фрукты скоро пропадут, мы не сумеем их съесть, их слишком много. Но внутри каждого плода спит семечко. И хотя оно тяжелое, большое, и муравью трудно нести на холм такую ношу, этот тяжелый труд поможет каждому полюбить прощение!»

И потянулись вереницы муравьишек от пещеры к холму. Каждый, обливаясь потом, нес на себе живой памятник прощенной обиды. И сколько только мог каждый вспомнить обид, столько семян он отнес на высокий центральный холм. Зарывая семечко в землю, муравьи говорили: «Пусть похоронена будет обида, пусть похоронена будет вражда. Дерево, которое вырастет здесь, принесет чудесные плоды прощения!» И в самом деле, как сквозь плотную кожуру, сквозь толщу песка и земли потянулись к солнцу первые нежные ростки, так сквозь панцирь вражды, сквозь толщу наслоившихся в памяти обидных злых слов и дел, начали прорастать добрые взгляды, улыбки, приветливые слова и все то, что означает любовь, мир, дружбу.

Старое судно осталось зимовать в гавани, куда причалило перед штормом. Затем судовая кампания решила списать его по причине ветхости, а капитану дали новое судно. Через несколько лет случилось ему проплывать мимо муравьиного острова. Он позвал штурмана и спросил: «Когда этот остров стал обитаемым?» Штурман ответил, что на карте в этом месте не обозначено ни одного поселения. «Но что же тогда за прекрасный сад мы видим на холме? Плодовые деревья посажены аккуратными ровными рядами!» – изумился капитан. Они причалили, поднялись с матросами на холм, поели фруктов, отдохнули в тени деревьев. Спустились в пещеру, где лежал спрессовавшийся в мешках сахар, вспомнили старый кораблик, но так и не догадались, что за волшебный сад вырос здесь и кто постарался об этом.

Из книги: Щеглова Н.И. Потерянная драхма радости. - Заокский: ИЖ, 2010, с. 145-150.
Иллюстрация А. Скибельского.


Рецензии
Дорогая Наталья, спасибо за чудесную сказку

Лиза Молтон   04.01.2026 11:19     Заявить о нарушении
Лиза, благодарю за отклик! Вам всего наилучшего в наступившем году!

Наталья Щеглова   04.01.2026 18:22   Заявить о нарушении