Что было у Есенина. Ноги или ночи?

  Вчера (28 декабря 2025 г.) исполнилось ровно 100 лет со дня гибели поэта Сергея Есенина. В интернете сейчас ходит много публикаций его произведений. Вот начало стихотворения "Чёрный человек" (1923):
 
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
 
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее НОГИ
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь....
 
   Здесь видим довольно странный пассаж: "Ей на шее НОГИ маячить больше невмочь". Как оказалось, первоначально перед "ноги" стояло тире. Не сомневаюсь, что вместо "НОГИ" у Есенина было "НОЧИ". В его почерке буква "ч" пусть очень редко, но всё-таки была похожа на "г". (Пример на скриншоте в слове "луч".)
   Имея некоторый опыт сочинительства, я прекрасно знаю, что творить лучше всего именно по ночам, когда никто не отвлекает и никакие посторонние звуки не мешают мыслить. В силу этих причин, очевидно, Есенин много работал ночами. Но такой "совиный" образ жизни требует от организма большого напряжения..., и потому случаются сбои..., плюс длительное воздействие алкоголя, который упомянут в этих строчках (поэту даже диагностировали белую горячку).
   Вот он, вероятно, и описывает такой срыв: "Я очень и очень болен".
   А о своей голове он говорит, сетуя на невозможность творить ночами:
   "Ей на шее — НОЧИ маячить больше невмочь".

   Здесь "маячить" — о предмете, расположенном вертикально. Читаем у Ивана Бунина в стихотворении "Дюны": "На зыби МАЯЧИТ высокая ШЕЙКА баклана" (1903). А так у Саши Чёрного: "МАЯЧИТ яблоня-растрепа" ("За сизо-матовой капустой...", 1914). Но вот в прозе — 3-я книга "Тихого Дона": "Вот уже не видно лошадей, МАЯЧАТ одни ГОЛОВЫ всадников".

   Другими словами, поэт сетует на то, что по ночам он стал неработоспособен, что его одолевает недуг. Привыкший работать ночами, он пытается сейчас уснуть, но не может (многие сталкивались с подобным) — мучительная бессонница в полубреду приводит к его кровати "чёрного человека" — его самого...

   Но и конечно же, упомянем замеченную поэтом Андреем Черновым замечательную звукозапись: «…нОЧИ маЯЧИть больше невмОЧь…», то есть "ОЧИ-ЯЧИ-ОЧ".
 
   Поэты тем и отличаются от прозаиков, что в момент кризиса в их голову приходит не "Чёртик с белоЧкой", а "Чёрный Человек"))


Рецензии