Промышленность Кыргызстана- прошлое и будущее
Промышленность советской Киргизии, как ее тогда называли, можно охарактеризовать как колоссальный рывок в интеллектуальной, научно- технической и технологической сферах. Киргизская ССР превратилась из аграрной окраины в индустриально-аграрную республику, сделавшая «промышленный скачок» практически с нуля, ведь были созданы целые отрасли, которых раньше не существовало в нашей республике:
• Машиностроение и приборостроение: Завод им. Ленина, завод «Физприбор», завод ЭВМ. Мы выпускали продукцию, которая шла на экспорт в десятки стран и даже использовалась в космической программе (например, разработки Института космических исследования АН СССР в Бишкеке).
• Энергетика: Каскад Токтогульских ГЭС стал «энергетическим сердцем» Центрально Азии, на котором до сих пор держится водно-энергетическая отрасль страны.
• Горнорудная промышленность: Хайдаркан, Кадамжай, Майлуу-Суу (добыча урана, затем электроламповый завод).
При этом развитие промышленности в нашей республике было социально ориентированным. Завод строил не только цеха, но и:
• Жилые микрорайоны и ТЭЦы;
• Детские сады, школы, поликлиники;
• Дома культуры и парки.
Например, наши города, в частности город Майлуу-Суу, был классическим примером такой государственной политики, где благополучие каждого жителя было напрямую связано с определенным предприятием.
И все-таки, оглядываясь назад, нельзя не отметить, что главным достижением республики в указанный период была подготовка национальных кадров. В республике работали тысячи высококлассных инженеров, технологов и конструкторов. Была создана преемственность поколений, когда профессиональные секреты передавались от мастера к ученику, от отца к сыну.
Несмотря на свою мощь, советская промышленность, в том числе и в Кыргызстане, после распада СССР, из-за разрыва цепочек поставок и кооперации, быстро развалилась. Когда Союз распался, наши заводы оказались в положении человека «с отрубленными руками», не знающие, где брать ресурсы и кому продавать товар. Ибо заводы выпускали то, что было прописано в плане, а не то, что требовал рынок. Именно поэтому, когда границы открылись и хлынули к нам современные зарубежные товары, в первую очередь китайские, наши гиганты просто не знали, как бороться за покупателя. Они умели производить, но не умели продавать и создавать для привлечения инвестиций и технологий совместные предприятия. Кроме того, заводы были огромными и слишком узкоспециализированными. Если завод делал только сеноподборщики (как завод им. Фрунзе), он не мог быстро перестроиться на выпуск востребованных запчастей для легковых авто или мелкой бытовой техники.
Отрадно, что у нас сегодня открываются новые заводы и фабрики, которые должны в будущем составить промышленную мощь нашей страны. Чтобы понять будущее нашей промышленности, нужно внимательно посмотреть на судьбу индустриальных гигантов, которые работали в Кыргызстане в советское время.
Например, Майлуу-Сууйский электроламповый завод (МС ЭЛЗ). В советское время это был флагман электротехнической промышленности в СССР, с мощнейшей базой и уникальными кадрами. Сегодня он - символ «застывшего времени». Главная ошибка МС ЭЛЗ была не в отсутствии денег, а в отсутствии стратегической гибкости. Завод десятилетиями ждал «манны небесной», выпуская продукцию, которая технологически умирала. Вместо того, чтобы использовать свою базу для регенерации- наладить ремонт сельхозтехники, выпускать современные электросчетчики или комплектующие- предприятие осталось заложником одной узкой ниши. Результат закономерен: кадры разбежались, технологический потенциал разбазарен, завод банкрот, молящий государственных субсидий.
Другой пример, открывающиеся сегодня автосборочные заводы в Кыргызстане. Да, сейчас идет сборка, есть льготные кредиты и госзаказы. Но у этих проектов нет главного для выживания в рыночных условиях:
1. Нет маркетинга: Товар не продвигается как бренд, с ним не работают на уровне эмоций и лояльности потребителя.
2. Нет сервиса: Продать машину- это 10% успеха. Без сети СТО по всей стране и доступных запчастей «здесь и сейчас» доверие к местной сборке рухнет через пару лет.
3. Нет рекламы: Потребитель до сих пор не понимает преимуществ отечественного авто перед «свежепригнанным» б/у.
4. Нет параллельного производства: Наши заводы - это узкие сборочные линии. В случае кризиса они не смогут быстро перестроиться на выпуск деталей для фермеров или обслуживание спецтехники.
Современная промышленность- это не только стены и производство. Это прежде всего умелое управление, которое не только постоянно расширяет свое производство, но заранее просчитывает все возможные риски и рыночную коньюнктуру.
Зарубежный опыт показывает следующее:
• Тесное сотрудничество предприятия с малым и средним бизнесом, которые берут на себя выпуск трудоемкой, ненаукоемкой, продукции, тем самым развязывая руки предприятию- заказчику для решения технологических задач;
• Многопрофильность как страховка. Любой завод должен иметь «План Б». Цеха не должны простаивать: ремонт агрегатов, выпуск металлоконструкций, обслуживание аграрного и потребительского сектора- это то, что позволит платить зарплаты, когда продажи профильной продукции упадут.
• Ребрендинг управления. Нам нужны не «директора-назначенцы», а кризис-менеджеры с земли. На примере того же МС ЭЛЗ, подобрать и назначить креативного менеджера, дать ему мандат на полную диверсификацию предприятия и если через два года он поднимет завод, то такого человека назначить Министром промышленности. Такой министр, который вытащил реальное предприятие из долговой ямы, сможет создать условия, при которых бизнес захочет инвестировать в производство, а не только «качать» деньги на реэкспорте.
И в заключение. Промышленность- это хребет экономики. Она создает добавленную стоимость, сохраняет инженерные кадры, целые города и технологические отрасли, обеспечивает индустриальный и технологический суверенитет страны. Именно поэтому уже сегодня нам надо выстраивать вертикальный менеджмент в сфере промышленности- создать Министерство промышленности, которое должно разработать и вести промышленную политику нашей страны. Но если мы продолжим просто имитировать деятельность, как порой это бывает на местах, надеясь на временные лазейки в ЕАЭС, мы получим лишь новые руины. Кыргызстану нужны не просто заводы, а живые экосистемы. Либо мы научимся быть гибкими и технологичными сегодня, либо завтра наши нынешние заводы станут такими же безмолвными памятниками нашего оптимизма, как «умирающий» завод в Майлуу-Суу.
Свидетельство о публикации №225122901266