Дед Щукарь как пародия на Н. С. Хрущёва
В романе «Поднятая целина», посвящённом процессам коллективизации советской деревни, роль баек оказалась ещё большей, чем в гигантской эпопее «Тихий Дон», потому что, эпопея – раннее, несовершенное произведение молодого писателя (хоть и награждён он был за неё Нобелевской премией), во многом она написана хаотично, по принципу сказочного эпоса – «что вижу, о том и пою» Кроме этого, в «Тихом Доне» гораздо большее место занимают война, смерть и убийство, что сильнее привлекает внимание читателя, чем подробности советской сельскохозяйственной экономики в «Поднятой целине». Надо было больше заинтересовать читателя – вот и увеличилось в «Поднятой целине» количество и роль баек.
Если в «Тихом Доне» нет специального персонажа для рассказа баек, то в «Поднятой целине» он есть – это дед Щукарь. Этот тип так прославился своими байками, что ему в наше время даже поставлен памятник. По всему тексту романа Щукарь травит байки, либо сам становится героем баек автора.
Как известно, «Поднятая целина» состоит из двух частей. Первая часть была опубликована в 1932 г., вторая, к тому времени ещё не опубликованная, погибла в 1942 г. в ходе военных действий на Дону. М. А. Шолохов восстановил, написал её заново и в 1959 г. опубликовал её.
Примечательно, что роль баек деда Щукаря во второй части романа резко возрастает. Щукарь откалывает уже не только байки, но ещё и произносит на собраниях комические, баечные, беспредметные речи, вызывающие гомерический смех у слушателей своей беспредметностью, стремительным перескакиванием с темы на тему, насыщенностью сугубо личными обстоятельствами жизни.
В 1953 г. главой Советского государства в результате государственного переворота после смерти И. В. Сталина стал Н. С. Хрущёв – человек малообразованный, но словоохотливый. Зачастую трудно было слушать его даже сугубо официальные речи, до такой степени этот тип забалтывался. Не говоря уж о немыслимых грамматических и стилистических ошибках, коробивших образованных людей, Хрущёв говорил именно как дед Щукарь у М. А. Шолохова – перескакивал с темы на тему, терял предмет речи, опускался до обсуждения своих сугубо личных обстоятельств.
Как известно, непосредственность поведения этого советского лидера дошла до того, что на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке он стучал башмаком по столу, до чего пока не опустился ни один государственный деятель в мировой истории.
Н. С. Хрущёв воплотил в себе мечту В. И. Ленина, о том, чтобы и простая кухарка, наконец-то, стала управлять государством. Вот именно такой «кухаркой», таким воплощением мечты вождя мирового пролетариата и стал Никита. Дело кончилось тем, что после одиннадцати лет правления его соратники отстранили его от власти – терпеть его выходки в политике сталор невозможно.
Справедливости ради надо сказать, что и другие советские лидеры сильно напоминали именно кухарку во главе государства. Конечно, до Никиты Сергеевича Хрущёва им было всё же далеко.
И. В. Сталин имел в качестве образовательного багажа всего лишь провинциальную духовную семинарию и тоже не отличался большим риторическим совершенством.
Л. И. Брежнев, хоть и был формально дипломированным инженером, однако, качеств человека с высшим образованием не продемонстрировал. Собственно, Л. И. Брежнева и поставили во главе страны после свержения Н. С. Хрущёва как человека временного, малоспособного.
Качество правления К. У. Черненко и М. С. Горбачёва было низким. Дурак М. С. Горбачёв своими безграмотными речами и ещё более глупыми делами довёл СССР до глобальной катастрофы. Вот уж кто был типичной кухаркой у власти, несмотря на наличие двух дипломов о высшем образовании.
М. А. Шолохов, как и вся Советская страна, хорошо видел потешный, клоунский характер поведения Н. С. Хрущёва и отважился спародировать советского вождя в фигуре потешного недотёпы и болтуна деда Щукаря.
Ещё более потешно, что через год после выхода второй части «Поднятой целины», в 1960 г. спародированный писателем прототип Щукаря Н. С. Хрущёв наградил писателя за этот роман Государственной премией! Не то понял Хрущ, что М. А. Шолохов его высмеял, не то нет – так и осталось это неизвестным. Но если всё же руководитель распознал себя в Щукаре, то это делает честь этому государственному деятелю – не обиделся на шутку.
Свидетельство о публикации №225122901339