Ирландскость ирландцев

Читаю «Атлас» Хорхе Луиса Борхеса – это сборник эссе и миниатюр, описывающий путешествия автора, где он в лаконичной форме рассуждает о литературе, истории, философии, географии. Он называет разные места, где бывал, и вкратце делится впечатлениями, а также размышлениями, возникающими по принципу ассоциаций, часто отталкиваясь от какой-то характерной черты локации.

Вот одна из выписанных мной цитат: «Для меня Ирландия – это земля добрейших людей <…>, одержимых непонятной страстью во всем быть ирландцами».

Очень емкое определение: выходит, что бы ирландцы не делали, о чем бы не говорили – отовсюду будет выпирать их «ирландскость». Водяной знак принадлежности к этому народу и культуре просвечивает в разговорах о погоде, спорте и ценах на хлеб.

А ведь это должно быть отличительной чертой и христиан тоже: мы можем быть очень разными, но в наших интонациях, походках, манерах, разговорах должна просачиваться наша «христианскость», не только как тема, но и как тональность. Для мира это будет выглядеть как «непонятная страсть во всем быть христианами».

У ирландцев есть «внутренний Дублин», который определяет их взгляд на мир, вопрос – что определяет наши взгляды?

В определении Борхеса важны слова «во всем» и «страсть». Тотальность и всеохватность этого стремления – маркер подлинности. «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). «Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). Здесь про «христианскость» не за кафедрой, а на кухне.

Как хочется, чтобы и первая часть определения Борхеса была про нас тоже – чтобы церковь описывали как территорию «добрейших людей». Одно дело – иметь страсть во всем быть христианином, другое – навязывать эту страсть другим, тут уже добротой не пахнет. Страсть нельзя навязать, но ей можно заразить.

«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2Тим.2:24). Это, по сути, инструкция против духовного хамства. Можно защищать истину так, что останется одна защита – а истины уже не будет видно. Церковь узнают не только по вывеске «Дом хлеба», но, в первую очередь, по запаху хлеба.

Тотальность не равна тоталитарности. Тотальность – это когда вера присутствует в твоей жизни везде, тоталитарность – когда твоя вера давит всех. Страсть охватывает огнем тебя, агрессия жжет огнем других.

Водяной знак не рисуют поверх текста – он в самой бумаге. Так и вера: она должна быть не наклейкой поверх личности, а определяющей константой души.

29.12.2025


Рецензии