Встречаются эти ребята повсюду

В замечательном советском фильме "Добровольцы" (1958) есть прекрасные стихи о, вроде бы, случайных встречах главных героев —- на комсомольских стройках, субботниках и фронтах войны:

Подумают люди: тут нет ли обмана,
Поверить ли этому доброму чуду.
Как будто нарочно, как пишут в романах,
Встречаются эти ребята повсюду.
Я сам удивлен совпаденьем немного,
Но в нем ни фантазии нету, ни вздора,
Ходите не с краю, а главной дорогой,
И встретите всех, кто вам близок и дорог.

Эти удивительные слова Евгения Долматовского без труда поймет тот, у кого в жизни случались такие чудесные, порой даже мистические встречи.

СОРТИРОВКА

Лейтенант Чередник служил в учебном полку в Новосибирске, со своим однокашником лейтенантом Никулиным. Они вместе начинали в одной группе на абитуре, попали в один взвод на «курс молодого бойца», а потом учились в одной роте. Конечно было приятно, когда их обоих, служивших в разных частях соединения, одним приказом назначили командирами соседних взводов в «учебку» в одну роту. Уже полгода они служили вместе, жили в соседних домах и дружили семьями.
 
Летом восемьдесят пятого года Григорий, отдыхая с семьёй на пляже Обского моря (так новосибирцы называют водохранилище на Оби), потерял портмоне с документами, а там было удостоверение личности. Молодой лейтенант понимал, что получить строгое взыскание в начале карьеры — это сразу перечеркнуть свою карьеру. Успокоение старого подполковника, зампотылу полка по фамилии Полусмяк, мол, не переживай, не полное служебное получишь и выдадут новое, настроения не добавило. Но ему повезло. Документы подобрал военный пенсионер и через свои связи в штабе СибВО, нашел номер дежурного по их учебному полку. Ветеран по телефону назначил встречу на станции электрички Сортировочный-2, вообще в другом конце города. Купив бутылку коньяку, Григорий со своим другом Саней, поехал в назначенное место, не представляя, как он узнает своего пенсионера.

Два лейтенанта, как тополя на Плющихе стояли, надеясь, что их сами опознают, так как других военных на голой платформе больше не было. Впрочем, там не было вообще никого. К платформе медленно подполз «товарняк», сердито урча дизелями. Двери почтового вагона отворились и оттуда послышалось:

– Эй, военные! Не меня встречаете?

На платформу спрыгнул, как всегда подтянутый, высокий и красивый старшина 11 роты Андрей Барминов! На нем была черная фуражка и эмблемы на погонах СГ – сопровождение грузов.

Удивительная встреча. Она длилась всего несколько минут и поезд со «спецгрузом» медленно покатил дальше, а удивленные офицеры стояли, открыв рот от нечаянной радости, что чуть не прозевали электричку с другой стороны платформы. Когда эта электричка уже тронулась, из открытой двери, пожилой мужик в гражданке прокричал: «Ты Чередник? Держи!». Григорий на ходу забрал портмоне из протянутой руки пенсионера, и поезд укатил в обратную сторону от «товарняка» Андрюхи Барминова.
Саня Никулин резонно заметил:

– Ну вот, а коньяк то остался. Надо было хоть Андрюхе его отдать.

Вот такая произошла неожиданная сортировка.

ГДЕ ВАШ ЗАМПОЛИТ?

Лейтенант Чередник в учебке чувствовал себя как рыба в воде. Служба шла легко и уже к весне восемьдесят шестого он получил повышение. Его назначили замполитом учебной роты. Рота была сложная и техническая. Кроме трех взводов курсантов, будущих специалистов ТСО, был взвод сверхсрочников-техников, получавшихся по окончании учебы звание прапорщиков. Эти жили в отдельном помещении на территории части, имели свободный выход в город и требовали особого внимания и надзора.
 
Ротный и командиры взводов были все капитаны из «пиджаков» то есть, все закончили гражданские технические вузы. Григория поставили как раз не как замполита, а как командира для укрепления порядка и дисциплины в роте и особо в «школе прапорщиков». Лейтенант, командуя капитанами, «крутил гайки», как сержант 101 группы в училище.

Как-то летом, в воскресенье, будучи ответственным по роте, он организовывал выходной день. Помня ещё с курсантской поры, привитое ему командиром их взвода ещё в училище, что лучшее мероприятие выходного дня, это построение, замполит стоял перед строем роты и рассказывал курсантам, что-то из устава. Его речь прервала команда дневального: «Дежурный по роте на выход!»

Не успел Чередник подумать: «Кого там принесло?», как за поворотом коридора казармы он услышал голос своего друга по училищу Лёхи Круглова:

– Где ваш замполит?

«Не может быть. Откуда тут Лёха? Круглов служил где-то в Московской дивизии. Показалось!» пронеслось в голове Григория, но в арке казармы появились, действительно Алексей Круглов и не один. С ним стоял замкомвзвода 104 группы Вадим Головай. Откуда? Вот так гости! Говорить, что выходной день в роте пошёл дальше по другому сценарию, наверное, будет лишним. Всё оставшееся время до утра следующего дня друзья провели вместе. Оказывается, парни приехали в Новосибирск на курсы переквалификации и повышения профессионального уровня.

Как здорово, что жизнь состоит из таких нечаянных радостей.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДРУЗЬЯ?

 В учебном полку отпуска для офицеров назначаются либо в цветущем мае, либо в грустном декабре. В это время бывает т.н. межпериодный сезон, когда группы одного призыва, получив сержантские погоны, разъезжались по своим частям, а курсанты следующего призыва еще не прибыли в учебный полк.

В майский жаркий день старший лейтенант Чередник с маленькой дочкой и беременной женой стояли в душном зале железнодорожного вокзала Киева и пытались определиться как быть дальше. Григорий с семьёй ехал в отпуск к маме. Билетов на поезд просто не было, уже начался сезон отпусков и весь транспорт на юг был просто переполнен. В пору было отчаяться, как, вдруг за спиной он услышал:

– Здорово, Григорий.

Повернувшись, он увидел, что это был его однокашник, курсант 103 группы Саня Горланов.

Горланов был в гражданской одежде, в приподнятом настроении, судя по щетине, также не первый день в дороге и слегка «навеселе». Саня говорил, что служит в Чернобыле и что тоже едет в отпуск. Узнав, что семья друга застряла на вокзале, он загадочно показал жестом «Подождите» и куда-то исчез. Появился через несколько минут и повел Григория к администратору вокзала. У него почему-то оказались здесь знакомства. Уже через полчаса на руках были билеты, а еще через час семья садилась в поезд.

Прощаясь у вагона, Саня, на бесконечные благодарности Григория и его жены, только ответил:

– Для этого и нужны друзья.

Это только три случайные встречи моего героя Григория, которые в его жизни случались не один десяток. Он с удовольствием их рассказал вашему покорному слуге, с просьбой передать дальше.


Рецензии