Дела патентные

Датская фармацевтическая компания Novo Nordisk оспаривает законность экспорта российского аналога ее препарата «Оземпик» за рубеж. Претензии касаются деятельности российской компании «Герофарм», выпускающей дженерик «Семавик» на основании принудительной лицензии, следует из судебных и иных официальных документов.

Претензии касаются деятельности российской компании «Герофарм», выпускающей дженерик «Семавик» на основании принудительной лицензии, следует из судебных и иных официальных документов.

«Предоставление “Герофарму” принудительной лицензии в отношении экспорта признано незаконным», — пишет РБК со ссылкой на письмо представителя Novo Nordisk, направленном в Роспатент. В письме, подлинность которого подтвердил юрист датской компании, содержится просьба внести в реестр изобретений информацию об исключении экспорта из условий лицензии. В качестве основания авторы ссылаются на решение Суда по интеллектуальным правам (СИП) от мая 2025 года, которое, по их мнению, отменило ранее разрешенную возможность экспорта.

Предметом многолетнего судебного спора являются патенты на препарат семаглутид, применяемый для лечения диабета и снижения веса. После прекращения поставок оригинального «Оземпика» в Россию «Герофарм» получил разрешение правительства, а затем и судебную принудительную лицензию на его производство. Несмотря на позицию Novo Nordisk о якобы незаконности экспорта, российская компания зарегистрировала «Семавик» в Казахстане, Азербайджане и Парагвае и осуществила первые поставки.

В «Герофарме» утверждают, что действуют в правовом поле, так как суд предоставил право использовать изобретения «любыми не противоречащими закону способами». В Роспатенте детально комментировать ситуацию отказались, сославшись на открытые реестры и указав, что разрешение выдано для обеспечения российского рынка.

Принудительная лицензия — это разрешение, выдаваемое государством без согласия правообладателя патента в интересах общества, например, для обеспечения доступности лекарств. В России она регулируется статьей 1362 Гражданского кодекса. Ключевой аргумент Novo Nordisk основан на трактовке, что принудительная лицензия предназначена преимущественно для внутреннего рынка. В декабре 2025 года Верховный суд РФ отказал в пересмотре дела, оставив в силе постановление СИП.

Источник: https://ura.news/  29 декабря 2025 года

Думаю в результате этой судебной тяжбы датская компания останется с носом с тоской поглядывая на датские проливы, через которые проходят российские суда везущие все что угодно по всему миру.

А почему бы белорусским фармацевтам не заняться импортозамещением?
В принципе состав лекарства известен, современное оборудование для его производства имеется, остается только зарегистрировать бренд и раскрутить его.
Лицензию у буржуинов в этом случае покупать не надо.

Тогда вопросов ни у кого не возникнет.

Кстати, Союзное государство идеально подходит для производства лекарств на основе растительного и животного сырья. У нас богатейшие угодья лекарственных растений, рыба и зверь встречаются в изобилии, хоть рыбий жир производи, хоть панты перерабатывай.

В Дании такого изобилия нет и не будет.

Но вот что удивительно, наше родное патентное ведомство, работающее под началом Государственного комитета по науке и технологиям давно оторвано от жизни.

Патенты там за деньги выдают, но ни тем, как живут авторы инноваций, ни как внедряются белорусские технологии ими создаваемые в интересах Республики Беларусь и белорусского народа там не интересуются.

В результате авторы инноваций вымирают, как интеллектуально, так и физически, заявок на изобретения и полезные модели подается совсем мало, не более одной заявки в день.

Как это влияет на результаты внешнеэкономической деятельности, о чем практически ежедневно говорит глава государства, пока оставляют желать лучшего.

Предвижу закономерный вопрос: а что ты гражданин Бухаров, имея помимо всего прочего диплом патентоведа, выданного в Московском патентном институте, делаешь для того, чтобы улучшить ситуацию на "интеллектуальном фронте"?

Во первых, я регулярно, на протяжении многих лет получаю патенты Республики Беларусь на изобретения и полезные модели, свидетельства о регистрации товарных знаков и лицензионных договоров.

Казалось бы при такой активности я должен жить что называется "в шоколаде", но это далеко не так, дело в том, что сегодня труд изобретателя у нас не поощряется не только материально, но даже морально.

У частных предприятий нет желания заниматься инновациями, а государственные предприятия, даже крупные, изобретателя и на порог не пускают, рассчитывая на то, что можно одну и ту же продукцию выпускать десятилетиями затоваривая склады, а госбюджет им все равно денег на зарплату и все остальное даст, чтобы рабочие не разбегались.

В результате госпредприятия за редким исключением едва сводят концы с концами, рабочие результатами своего труда недовольны, госбюджет и пенсионный фонд
 недополучают денег.

Изобретатель, лауреат ВДНХ СССР, капитан запаса
Андрей Бухаров.

29 декабря 2025 г.


Рецензии