Вероломство и коварство
Фраза «Доверие, оказанное вероломному, даёт ему возможность вредить» означает, что доверие, оказанное человеку, даёт ему возможность совершать злые поступки, не опасаясь наказания. Это цитата Сенеки (младшего).
Вероломство — это умение ввести в обман поступком или словом, а подчас —
обещаниями и клятвами, которые так же легко дать, как и нарушить.(Лабрюйер Ж.)
Вероломный друг — самый опасный враг. (Филдинг Г.)
Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить. (Вовенарг Л.)
Вероломство как качество личности – склонность к сознательному обману чужого доверия, к вопиющему нарушению принятых обязательств, клятв, обещаний из низменных, часто корыстных побуждений.
Притча "Петух и скорпион"
Подружились петух и скорпион, и пошли вместе в город. По дороге им повстречалась глубокая река. Скорпион и говорит:
— Брат, я не смогу пройти через реку, я утону.
— А я для чего? Садись на мою широкую спину, и я перенесу тебя через реку до другого берега, — сказал смелый петух.
Не успел скорпион сесть на спину петуха, как тут же попытался ужалить своего друга, но не смог, так как спина у петуха была из сплошной кости. Петух спросил, что это за скрежет. А скорпион ответил:
— Не бойся. У меня есть привычка скрежетать. Тогда петух подумал: «Бог милосерден ко мне, а то бы скорпион пронзил меня жалом». И, обращаясь к скорпиону, добавил:
— Я не люблю друзей с плохими привычками, — и утопил скорпиона.
Вероломство буквально означает «ломать веру». Как вероломство обычно оцениваются следующие действия:
- преднамеренное нарушение верности обещанию, соглашению или молчаливо подразумеваемым обязательствам, которые вытекают из взаимоотношений солидарности, дружбы, любви;
- клевета, ложный донос на другого человека, диктуемый завистью, ненавистью и стремлением использовать себе в выгоду несчастье другого;
- клятвопреступление, принесение клятвы с намерением нарушить ее в дальнейшем;
- сознательное введение другого человека в заблуждение с целью использовать затем его ложное убеждение против него же самого в эгоистических целях.
Вероломство – родная сестра коварства. Две сестры, действуя в спайке, представляют такую же грозную силу, как пара натасканных на людей доберманов. Вот исторический пример, описанный Н. И. Костомаровым, когда союз сестер дает такие судьбоносные для страны плоды: «23 ноября 1 741 года цесаревна Елизавета отправилась в Зимний дворец в гости к правительнице. Был куртаг. Вечером гости уселись за карточный стол, цесаревна тоже стала играть в карты. Вдруг правительница Анна Леопольдовна вызвала Елизавету Петровну из-за карточного стола, пригласила в другую комнату, сказала, что получила из Бреславля письмо: ее предостерегают, извещая, что цесаревна со своим лейб-медиком Лестоком замышляют произвести переворот. Цесаревна Елизавета при этих словах показывает вид изумления, уверяет, что ей в голову не приходило ничего подобного, что она ни за что не нарушит клятвы в верности, данной малолетнему императору. Она
расплакалась и бросилась к правительнице в объятья. Анна Леопольдовна по своему добродушию расплакалась сама и рассталась с цесаревной при взаимных уверениях в любви и преданности.
В Зимнем дворце принц Антон-Ульрих возобновил в последний раз свои предостережения супруге и просил ее приказать расставить во дворце и около дворца усиленные караулы, а по городу разослать патрули и, одним словом, принять меры насчет опасных замыслов Елизаветы.
«Опасности нет, — ответила Анна Леопольдовна. — Елизавета ни в чем невинна, на нее напрасно наговаривают, лишь бы со мной поссорить. Я вчера с нею говорила, она поклялась мне, что ничего не замышляет, и когда уверяла меня в этом, даже плакала. Я вижу ясно, что она невиновна против нас ни в чем». А в ночь с 24 на 25 ноября цесаревна Елизавета, возглавив заговор, свергла правительницу Анну и ее сына, малолетнего императора Иоанна Антоновича, и стала императрицей Елизаветой Петровной.
Посредством применения вероломства жизнь преподносит людям красноречивый урок, отучая их от идеализаций, излишнего романтизма, легкомыслия и помогая горькому прозрению после беззаботного порхания в обществе. Закаленный вероломством человек становится более рассудительным, осторожным и разумным. Если он с первого раза усвоил жизненный урок, то уже никогда опрометчиво не попадется в сети вероломства.
Когда человек придает чему-то избыточную значимость, равновесные силы мироздания беспокоятся. Пытаясь вернуть его в равновесное спокойное и устойчивое состояние, они прибегают к помощи вероломства. Когда ученик готов, приходит учитель, а лучшего учителя, чем вероломство, найти затруднительно.
Автор статьи Петр Ковалев 2013 год
Свидетельство о публикации №225122900858