Роман Черниговский, Дебрянский, святой благоверный

Житие благоверного князя Романа Михайловича Старого, князя Черниговского и Дебрянского

Благоверный Роман Михайлович, прозванный Старым, родился во плоти от святого и богоугодного рода, будучи сыном святого князя Михаила Всеволодовича. С малых лет взращённый в духе православной веры, он прославился не только княжескою доблестью и воинской смелостью, но и кротостью, милосердием и ревностью к спасению души, коими украшен был весь его житейский путь.

По управе судьбы и родовой честности, он вступил в княжение над Черниговской землёю, а впоследствии правил в Брянске, куда перешёл и где возросла его власть. В летописях он упоминается как князь Брянский (Дебрянский); с 1246 года княжил он в Брянске, который при нём достиг наивысшего расцвета и стал главным городом Черниговской земли. Князь Роман, хоть и принял титул великого князя Черниговского, оставил своё резиденцие в Брянске, стремясь укрепить земли и устроить правду и мир среди своих людей.

Благоверный показал себя ратником и защитником веры и отчизны. В летописи говорится, что в 1263 году, начав борьбу с коварными литовцами, он отвоевал у них Чернигов, воздвиг свою славу среди князей и вернул стыд и опору для мирян. Неоднократно явлен был его благородный и решительный дух: так, в год 1246–1247 по летописанию, когда на княжество его напал литовский князь Миндовг в день свадебный, Роман, не оставив пиршества, поспешил на поле брани. Узналши о нападении в день, где должны были соединиться узы брачные его дочери, он тотчас выступил навстречу врагу. На поле северо-западнее Брянска отважно показал князь мужество своё: был ранен, но одолел врага и с великою честью и победою возвратился в Бряньск. Свадебный пир продолжен был, дочь Ольга как невеста отправлена была в Волынь, а сын Михаил со многими боярами сопроводил её, что и свидетельствует о благочестии и семейной привязанности князя.

Не одними лишь мечами и тяжестью оружия укреплял он своё княжение, но главным образом – молитвою и боголюбивыми делами. Защищая православную веру и устрояя добродетельное управление, он чтил святые обычаи и проявлял щедрость к богомужным и немощным. В походах и в мирных делах его сопровождал сын Олег Романович, и имя его и сыново неоднократно встречается в Волынской летописи, как известных князей Брянских.

По милосердию Божию и по долготе смиренных молитв воззвёл он и знаменательное делание: в трудный час, когда ослеп он в 1288 году, призвал он к помощи Пречистую Владычицу нашу Богородицу. Пред чудотворною Свенскою (Печерскою) иконой Божией Матери, в великой вере и слезной молитве, удостоился он возвращения света очам своим. Восстановление зрению было воспринято им не как случай, но как ясный знак благодати Божией и заступления Богородицы. В благодарение и по обету основал он Свенский Успенский монастырь, держа в сердце своем милосердие к братию и желая, чтобы моление не преставало за него и за землю. Монастырь сей стал духовным центром и свидетельством глубокой веры князя, памятником его смирения и благочестия.

Окончив дела ратные и монашеские, о нём ещё слышим в летописях: в 1274 году он выступал в одном союзе с князьями заднепровскими против литовцев; в 1285 году напал на Смоленск и сжёг посад его, не взяв крепости. Так шёл он путём и ратным, и государственным, крепя грады и защищая людей своих, но не забывая духа покаяния и молитвы.

О кончине его повествования расходятся. Одни летописи и предания говорят, что великую силу и авторитет Брянского князя опасались ханские власти Золотой Орды, и по преданию Синодального родословца, Роман был убит в Орде по повелению хана Тохты. Иные же источники ссылаются на позднейшие смуты и говорят, будто в начале XIV века он потерпел поражение от великого князя литовского Гедимина, который отнял у него Брянск. Как бы ни было, по переказам и свидетельствам, после чудотворного возвращения ему зрения и основания монастыря имени Пресвятой Богородицы, его имя в письменных памятях более не встречается, и можно предполагать, что в скором времени по чести и по смирению отошёл он ко Господу.

Благоверный князь Роман Михайлович был человек кроткий и твердый, строг к себе и милостив к другим, любивший народ свой и церковь Христову. Он сочетал в себе добродетели воина и молитвенного человека: защищал границы Русской земли от врагов, но и устроял вила молитвенные, творя дела милосердия. Основанием же дел своих считал он не славу миру, но славу Божию, и потому увенчан был честию воцерковления и воспоминания.

Память его хранит народ, а основанный им Свенский Успенский монастырь стоит в русской земле как знак его благочестия и как место молитвенного ныне предстательства. Многими глазами и сердцами почитается он благоверным святым князем, примером для правителей и простых, наставляя нас быть верными Богу до конца, мужественно защищать правду и сострадать ближнему, и всегда в земле своей дом край у души иметь молитву.

Молимся же о наследии его: да подаст Господь упокоение душам всем, во чреве которых была благородная и кроткая жизнь, и да умудрит нас пример его к деланию благих дел и истинной веры.


Рецензии