Святой благоверный князь Глеб Всеволодович 1170?
Память: 6 июля
Родившийся в благочестивом роде, Глеб Всеволодович происходил из княжеского дома, связанного с именем великого князя Владимира Мономаха: он был сыном первого городенского князя Всеволод(к)а и благочестивой Аграфены, дочери Мономахова потомка — князя киевского Владимира. От юности заложены в нем были разум и кротость, скромность и почитание родительских наставлений. Носившееся в роду почитание древних святых — Бориса и Глеба — стало и для него нравственным ориентиром; имя его — Глеб — служило постоянным напоминанием о дерзновенной вере и кротости святых мучеников.
Княжение и служение
Князь Глеб принял бремя правления в тяжёлое для Руси время, когда западная граница нуждалась в хранителе и оборонителе. Городенское княжество, устроенное Владимиром Мономахом как опора на пограничье с Литвой и для обеспечения порядка на Нёмане, потребовало от князя не только оружия, но и мудрого устроения житейских дел: заботы о мирных людях, покровительства торговому пути и охраны путников.
В походах и делах княжеских летописцы знают о нем нечасто, но в той скромности его — его добродетель. В летописной повести он предстает как сын и брат, участвовавший вместе со своими родными в походе 1144 года под началом киевского князя, когда на Галича возлагались надежды и тревоги всего Русского края. В 1166 году над Глебом Всеволодовичем видимую печать добродетели оставляет его поступок по повелению князя Ростислава: он шел к Каневу для охраны возвращавшихся «из Грек» русских купцов — делая тем самым дело спасения ближних, покровительства мирной торговли и сохранения людей на пути, что и ныне считается святым трудом.
Кротость и отречение от честолюбия
Многим современникам Глеб казался человеком, не склонным к брани за престолы. Когда грянули междоусобицы и битвы за Киев, он и тогда не стремился к славе оружия и упрочению собственной власти; других родовых претензий он не носил, предпочитая тишине и молитве мир суетный. За это народ, а затем и потомство княжеское поминало его как благоверного, жившего, по возможности, духом евангельской кротости и смирения.
Кончина и память
Точная дата кончины князя Глеба неизвестна; некоторые источники указывают на время около 1170 года. Летописные известия после 1170 года уже не упоминают его имени — и в том молчании мы можем видеть тихое отшествие на покой. Народ и родственники почтили имя его воздвижением храмовой молитвы: в Городне на Коложе в конце XII века воздвигнут каменный собор, посвящённый святым Борису и Глебу — знак того глубинного почитания, которое царило в семействе и среди подвластных. Существование найденной печати;пломбы с изображением св. Глеба и св. Симеона (покровителя его отца) позволяет представить, что имя князя было связано с благочестием и на бытовом, и на молитовном уровне.
Ранние надёжные свидетельства о широкой народной канонизации отсутствуют; позднейшие иконописные записи XVIII—XX веков порой смешивают имена и судьбы разных князей с именем Глеба. В некоторых списках князь Глеб Всеволодович именуется «Киевским чудотворцем», но исследователи справедливо отмечают возможную путаницу с иными угодниками, почившими в Киеве. Тем не менее память о князе сохранялась местно, и его день — 6 июля — отмечался как день поминовения благоверного князя, ревного и миролюбивого служителя своего края.
Научное сознание и благоговение
Историки указывают на неясность отдельных вопросов его происхождения и места княжения; однако и научные рассуждения, и святоотеческая память сходятся в одном: Глеб Всеволодович предстает человеком добрым, покорным и кротким, который, владя княжеской властью, прежде всего хранил мир, покровительствовал путникам и торговцам и не приумножал славу свою честолюбивой борьбой. В этой простой и кроткой жизни его современники и потомки видели образ благоверного русского князя — образ, достойный молений и памяти.
Молитвенное наследие
Помяни, Господи, в Твоём Царстве души рабов Твоих, благоразумных и послушных Твоей воле, — князя Глеба Всеволодовича, и даруй им вечный покой и Царство Небесное. Да предстоит он Спасителю, молясь о нас, страждущих и грешных, да и мы последуем примеру его смирения, любви к ближнему и верности православной вере. Аминь.
Свидетельство о публикации №225123001409