Блудный и неблудный
-------------------------------
Эту притчу Христа обычно приводят как пример того, что Бог не оставляет человека, даже если тот сошел с праведного пути, и всегда готов принять его назад как любимого сына. Но это лишь одна из граней истины. На самом деле притча намного глубже проникает в природу человеческой психики и поступков, чтобы мы, разобравшись в этом, избежали ненужных ошибок и страданий в жизни.
Два сына - две крайности. Один ушел от отца, а другой остался ему служить.
Младший олицетворяет экстрим полной свободы. Он говорит: "Дай мне мое" и хочет быстро оторваться от "корня". Он предпочитает взять форму бытия (имущество, возможности) и на ней построить свой "смысл" с нуля, став отцом без отцовства. Вот она, классическая ошибка таких ребят: "Я сам, мне никто не нужен, я реализую себя". В данном случае не задалось, успех не взлетел, и пришло раскаяние.
"Придя же в себя..." - ключевая фраза. Покаяние вначале не моральное, а с сожалением того, что не хватило ума устроиться получше: не "я плохой", а "я не там, где мне нужно быть". Он не столько осознал грех, сколько утрату привилегированного положения: "у отца моего есть хлеб, а здесь - смерть". И даже при том, что настоящее раскаяние еще не пришло, даже такое осознание своего положения ведет сына к отцу — к "источнику".
Старший сын - крайность долга. Он кажется более правильным, но это только на поверхности. Физически он с отцом, но экзистенциально строит свой мир внутри другого мира. Он говорит: "Я столько лет служу тебе...", не "я жил с тобой", не "я был твоим сыном", а "я служил". Но отец не принуждал старшего сына служить. Это был его выбор. И вот этот выбор начал точить его изнутри чувством: "Я заслужу любовь. Я буду правильным, и мне должны".
У старшего сына трагедия. И это самая болезненная часть притчи. Она оставляет открытым вопрос: вошел ли старший сын в дом? Бывает так, что, приобретя блудного сына, в этот момент теряешь сына "неблудного".
Итак, два сына и две проблемы:
- младший: "дай мне мое"
- старший: "я служу, мне обязаны"
Оба говорят не языком любви, а «качают права».
Отец - единственный, кто прав, и в этом центральный нерв притчи. Он не торгуется, не читает лекций, не сравнивает, не взывает к справедливости. Отец любит обоих. К младшему он бежит, и не мудрено, ведь сколько времени не видел, может, и похоронил в мыслях своего отпрыска. А старшего он уговаривает.
Отец не залез на трон и не вещает оттуда, а постоянно пытается исправить "сыновьи ошибки" самым лучшим образом. Бог здесь не судья, а гармония бытия, которая всегда стремится от крайностей в центр. Именно здесь и находится счастье человека.
И вот мы пришли к такому раскладу:
- младший сын думал, что жизнь - это неограниченная личная свобода.
- старший сын думал, что жизнь - это служение ради награды.
А оказалось все не так. Ни одно, ни другое не делают человека счастливым. Зато преемственность поколений, уважение к корням, умеренность и смирение могут творить чудеса.
В этой притче есть что почерпнуть и родителям, и детям.
Свидетельство о публикации №225123001566