Предатели из спецслужб. Глава. 2 Публицистика

Глава. 2                Один из первых нелегалов - Андрей Павлович Смирнов.


Вам наскучило жить ? Тогда бросьте всё и посвятите себя какому – нибудь делу, в которое вы верите всей душой, живите ради него, умрите ради него, - и вы найдёте такое счастье, о каком никогда и не мечтали.

Дейл Брекенридж Карнеги — американский педагог, лектор, писатель, оратор-мотиватор.

Один из основателей теории эффективного общения — совокупности идей, положений и высказываний, направленных на то, чтобы помочь людям стать успешными и влиятельными в сфере коммуникаций и общения, избежать конфликтов и обрести уверенность в собственных словах и действиях.


1922 год.

Сотрудник Разведуправления в Финляндии Андрей Павлович Смирнов. Один из первых советских нелегалов за границей.

Информация о нём известна из документальной повести А. Ольшанского: «Записки агента Разведупра», изданной в Париже в 1930 году издательством «Мишень», и переизданной репринтом в 1991 году в России.

Эта повесть доступна в сети. Между прочим, в этом издательстве напечатали целый ряд книг, написанных бывшими советскими работниками.

По словам автора, А. Ольшанского, сам Андрей Смирнов передал ему несколько тетрадей своих необработанных записок, которые писатель привёл в порядок.

Итак. Смирнов А.П. - офицер царской армии, имел звание капитана сапёрного батальона. В 1920 году его арестовала ВЧК за участие в антисоветском заговоре.

Находясь в тюрьме, его завербовали чекисты. После прохождения специального обучения, его зачисли в Разведывательное управление РККА.

В конце 1921 года Смирнов, перейдя границу на Карельском перешейке, нелегально прибыл в Финляндию вместе с «женой», сотрудницей ВЧК Залькевич, вдовой расстрелянного царского полковника, бывшей любовницы Ягоды, которую направили на закордонную работу после того, как её очередной любовник Менжинский увлёкся сотрудницей Внешторга - Рыбаковой.

С паспортом на собственное имя Андрей Смирнов обосновался в Гельсингфорсе под видом русского эмигранта, приехавшего из Турции. В 1922 году его назначили резидентом нелегальной разведки.

Назначение связывают с прибытием в апреле 1922 года в Финляндию нового военного атташе Ардалиона Бобрищева, бывшего полковника Генерального штаба, и его помощника Августа Песса, работавшего в Гельсингфорсе под фамилией Лиллемяги.

Ардалион Бобрищев провёл реорганизацию агентурной сети, разбив Финляндию на 11 секторов с резиденциями в городах Выборге, Або, Таммерфорсе, Гельсингфорсе, Ганге, Вильмансранде, Тавастгусте, Бьернеборге, Раумо, Лахти и Торнео.

Андрея Смирнова назначили заведующим агентурой 9 - го сектора, состоящей из 16 агентов и 9 субагентов из военно-коммунистических ячеек финской компартии.

Одним из первых его заданий в новой должности была срочная продажа 211 бриллиантов, доставленных в феврале 1922 года диппочтой из Москвы для пополнения кассы разведывательных органов.

Вручая под расписку мешочек с драгоценными камнями, сотрудник хельсинкской резидентуры ИНО ГПУ Мутценек сообщил Андрею Смирнову, что бриллианты оцениваются в 930 000 финских марок, из которых 500 000 поступают в распоряжение резидента ГПУ, 400 000 – резидента Разведупра, а остальные предназначены для финансирования важного агента в Хельсинки.

Но если, добавил Мутценек, Андрею Смирнову удастся продать бриллианты подороже, 50% прибыли он получит в своё распоряжение. Нелегал успешно справился с заданием, выручив 965 тысяч марок, и получил оговоренную премию.

Что касается Залькевич, то она работала по направлению белой эмиграции, став членом Дамского комитета и регулярно посещала благотворительные балы и распродажи.

При непосредственном участии Андрея Смирнова разоблачили агента - финна, передавшего Бобрищеву чертежи миноносцев и план строительства новых ангаров, якобы похищенные в Главном штабе финской армии.

Бобрищев заплатил за столь «важный» материал 200 долларов и отправил его в Москву. Но, к своему ужасу, вскоре его вызвал к прямому проводу Михаил Николаевич Тухачевский, который сообщил ему, что чертежи миноносцев перерисованы из немецкого довоенного сборника.

Агенту, имевшему псевдоним «Освальд», про это ничего не сказали. За услугу ему выплатили дополнительную премию в размере 5 000 марок и перевели с повышением оклада в распоряжение Андрея Смирнова.

Через некоторое время Смирнов А.П. поручил «Освальду» – бывшему писарю Свеаборгской крепости, пьянице, торговцу спиртом и наркотиками – достать фотографии пороховых погребов.

В качестве аванса финн получил 4 000 марок. Скрытое наблюдение за неблагонадёжным агентом показало, что всё время, которое «Освальд» попросил для выполнения задания, он просидел в собственной квартире.

И, тем не менее, через два дня явился в условленное место с фотоаппаратом и снимками. О случившемся Смирнов А.П. доложил Ардалиону Бобрищеву, который принял решение о выводе «Освальда» на территорию СССР.

Проворовавшегося и изолгавшегося агента напоили до беспамятства и на моторной лодке перевезли на советский пароход «Коммунар», стоявший на гельсингфорсском рейде.

Капитан судна получил указание доставить «Освальда» в особый отдел в Петрограде. А вскоре оттуда пришло сообщение, что «Освальд» расстрелян.

В июле 1922 года, после отъезда в Германию «жены» под видом устройства финансов, Андрей Смирнов попал под подозрение финской контрразведки.

Но это обстоятельство не мешало его работе, поскольку наблюдавшего за ним лейтенанта контрразведки Арлсона он регулярно спаивал на дружеских вечеринках.

Летом 1923 года помощника военного атташе Песса выслали из Финляндии. Причиной стал арест групповода резидентуры - Рейно Дроккилло и ряда его агентов.

После локализации провала в апреле 1924 года Ардалиона Бобрищева тоже отозвали в Москву, а легальную резидентуру в июле принял морской агент - атташе при полпредстве СССР в Финляндии - Алексей Петров, бывший царский офицер и военный разведчик.

Смирнова А.П. же назначили внешним нелегальным резидентом Разведупра в Финляндии. Он продолжал активно работать, собирая сведения о командном составе финской армии, предстоящих маневрах и учебных выступлениях воинских частей, настроении нижних чинов, их питании и обмундировании.

Продолжение следует …


Рецензии