Нашатырный спирт

   Она позвонила мне позавчера, в субботу. Спросила, приходило ли нам в почтовый ящик уведомление от электриков, что пора, мол, осмотреть счётчик, предоставьте доступ. Я ответила, что мы платим по среднему, поэтому, наверно, ничего и не приходило.

- А как бы удостовериться, что это не жулики? А то пустишь вот так... А-а, вот как: позвоню в управляющую компанию, спрошу - они ли рассылали эти уведомления, - сообразила она.

   Потом спросила, когда я поеду в город. А я как раз уже туда, на автобус собиралась. Она сказала, что хочет отдать мне прялку - кто-то из её родственников держал коз и прял, а теперь прялка валяется и только место занимает. Я ответила - как приеду, так зайду, поговорим.
   В городе купила ей гостинец - Новый Год же на носу, а она и на все собрания ездила - мне потом подробно всё рассказывала, и про то, что в домовом чате творится - сама я там не зарегистрирована...
   Вручаю ей коробку конфет.

- Да заходи, заходи. Нельзя через порог.

- Не-е: и некогда, и устала - целый день, считай, снег там чистила, и смотрите - он и тут на колёса тележки налип, тает, - улью Вам все полы.

- Сейчас, подожди, - покатилась внутрь квартиры. Возвратясь, суёт мне мандарины:
- Вот, это тебе.

- Ну, зачем же? Получается: ты мне, я тебе. Вы же себе, наверняка, купили.

- Бери, бери... Так, а куда же я её... А, вот, - наклоняется в угол за дверь. Выпрямляется - в одной руке пакет, другой за сердце держится, улыбаясь:
- Чего-т прихватывает эти дни - видать, погода. Вот смотри: тут и инструкция есть...

- Зоя Алексеевна, послушайте, я, пока ехала, думала: да зачем мне эта прялка? И не умею я, и когда мне учится уже? - вон, зубы повыпадали. И козы у меня не пуховые. А Вы попробуйте продать - объявление дайте.

- А, может, и правда? Давай, попробую. А с электриком я договорилась, что он во вторник ко мне придёт. Поэтому я сегодня тут переночую, завтра с риэлтором утром встречусь, потом туда, в район, а в понедельник вечером сюда опять.

- А нельзя до вторника тут остаться-то? А то ведь у Вас в один конец - сколько Вы говорили - три часа? Да ещё и билет заранее брать - в район из деревни пешком топать, правильно?

- Правильно, но там дом бросила... Ничего, смотаюсь.

- Ну, давайте и я домой пойду, а то и устала, и дел по горло, и тоже одним днём - завтра назад, к козам. С наступающим! До связи!

   В понедельник - вчера - звонит городской сосед, этажом ниже. Смотрю, который час: 22:33. Обычно в такое время он уже спит. Значит, либо заливаем мы его, либо ещё чего.

- Здравствуйте, что случилось?

- Тут такое дело - соседке плохо, скорую вызвали. А Вы телефонов родственников её не знаете?

- Нет. Но знаю, что у неё сестра сюда ходит, за квартирой присматривает. А что с ней?

- Молодые соседи, муж с женой, сверху, шли в магазин: она сидит на лавочке у подъезда. Видно, что плохо себя чувствует. Спросили: не надо ли помочь. Ответила: нет, ничего, спасибо.
Сходили в магазин, назад идут - а она всё сидит. Тогда взяли под руки и повели потихонечку. А до квартиры дошли - она упала. Стали ей искусственное дыхание делать, они умеют - муж массировал, жена - через платочек вдыхала, - не помогает. Тут другой сосед проходил, скорую вызвал, скорая сказала: пока приедем, дайте нашатырный спирт понюхать. А бегали по подъезду - ни у кого и нету... Скорая быстро приехала, но... В общем, это... умерла Зоя Алексеевна.

- .........Она с лета жаловалась на сердце. Ещё когда на собрания ездила. Всё лето дом в порядок после брата приводила, полола незасаженный огород - чтобы совсем не зарастал, сорок соток... Рассказывала, что на диспансеризации обнаружили у неё порок сердца, и что был он у неё, оказывается, с детства, но она не знала, и что сказали делать операцию. А она подумала так: раз до семидесяти восьми с этим пороком дожила, то и дальше жить будет. Она из многодетной семьи, живчик такая, ЗОЖевка и оптимист... была... Ещё говорила, что никому никогда нельзя рассказывать о своих болячках. А по мне - так наоборот: чем больше скажешь, тем больше посоветуют, ну, а уж выберешь потом своё...

- Да, никогда бы не дал ей столько лет, ну шестьдесят пять, не больше...

- И боевая, предприниматель, пенсию хорошую заработала...А жизнь была несладкая. Муж гулял, развелись быстро. С сыновьями в девяностые, да без отца... - у одного, как из армии вернулся, сначала рассудок помутился, потом сам он вообще куда-то пропал, и только через годы нашёлся - вообще ничего не помнит, никого не узнаёт и говорит не пойми что. Хорошо: инвалидность ему оформили добрые люди, когда ещё он скитался где-то. Теперь он в интернате. Ну, а второй... - про него она только вздыхала, жив-то жив, но то ли алкоголик, то ли наркоман, дочка от него есть, замужем, но где-то на севере, рожать боится - думает, что наследственность по отцу передастся... И всё-то Зоя Алексеевна сама. И квартиру эту заработала. А тут решила продать и в родительский дом, в деревню, переехать, там рядом ещё и другая родная сестра, и двоюродные. Ходили этим летом с одной из них на встречу выпускников в художественное училище, у них там есть. Так хорошо, рассказывала, было! И сама собиралась туда поступать - рисовать любила, но почему-то в последний момент передумала... А тут, в городе, говорит, и дышать нечем, и одни нервы: управляющие компании меняются, и счётчики, и цены растут, в чате и на собраниях базар, - никакого покоя, и где гарантия, что после капремонта этого хрущёвка вообще не развалится? Продать, пока не поздно... Я думаю, что нашатырный спирт тоже бы не помог... Да, на всякий случай: рабом Божьим Зоя Алексеевна себя вряд ли считала. Во что-то другое веровала: в дату рождения - у всех всегда спрашивала и зачем-то в тетрадку записывала, чуть что - "карма" приговаривала, и, может, не Царствия Небесного, а чего другого себе желала... Но что самая светлая этому человеку память - тут однозначно.

   И всю ночь мне не спалось. Вспоминалось, как добивались мы, чтобы лавочки эти поставили. Как сантехники разбили у Зои Алексеевны бачок, когда в очередной раз чистили засорившуюся канализацию: кто-то по стояку носки в унитаз бросил. Как однажды затащила она меня к себе и показывает: "Вот тут у меня, видишь, пруд с лебедями, тут камин, туда повернусь - по лугу цветущему пройду, наверх взгляну - небо с облаками, а коридор - берёзовая роща" - это каждую стену и потолок своей однокомнатной тридцатиметровой квартиры без балкона оклеила она разными фотообоями - чтобы смотреть туда-сюда - "гулять", и у камина сидеть...

   Стремительно удалялась, беззвучно двигаясь, крепкая округлая фигурка Зои Алексеевны - энергично жестикулировала, как всегда, что-то выясняя, доказывая... И такой коротенькой представилась мне человеческая жизнь, такими отчаянными и ничтожными виделись все её старания, такими неуловимыми - радости...
   Однако - она продолжается. И под утро я отправилась чистить нападавший за ночь снег. А перед тем - внесла в список покупок, который всегда составляю к поездкам в город, новый пункт: нашатырный спирт.

30 декабря 2025г. Светлой памяти умершей вчера вечером соседки. Очень-очень жаль.
Имя изменено.
При соседке был телефон и по нему определили телефон родственников, позвонив по последнему номеру, на который звонила соседка.


Рецензии