Певчие. Двенадцатая часть. Эмилия

   Тридцатого сентября в день рождения Богородицы в Янтарном крае произошло землетрясение.
   Все, выбежав из квартир, стояли около своих домов в тревожном ожидании. Что будет дальше... что делать...
   От власти ждали каких-то объяснений, какой-то поддержки...
   Не дождавшись, за поддержкой побежали в магазин, и, закупив все необходимое, быстро сняли с души гнетущую неопределенность.
   В квартиры заходить боялись. Подземные толчки пугали.

   Позже, кто жил у моря, рассказывали, как подземная волна из моря выходя, змеею под землею извиваясь, на секунды приподымала деревья и дома, и все, что на пути стояло. И было страшно.
   Крупных разрушений избежали. Только людские слухи сочиняли, что там-то или там обрушилось, сгорело и погибли люди.
   Власть молчала.
   Когда все это началось, Эмилия лежала на диване и не почувствовала первые толчки, но внезапно от сильного подземного удара вскочила и, собрав документы, быстро на улицу спустилась.
   Там все растерянно стояли. Решили ждать. Что будет, то и будет.

   Толчки слабели. Подземная волна все реже появлялась, а после и совсем затихла.
Все осторожно домой вернулись.
   Домой Эмилии идти не захотелось. Она решила Мишу ждать, прогуливаясь в парке по тропинке. Миша на море часто уходит с друзьями, братьями Серегой и Тимуром. там они могли до вечера играть.
   Мальчишки учились в одном классе. Мама их ушла к другому, а папа так переживал...Стал выпивать, терял всякий контроль.
   Мальчишки у Эмилии бывало с Мишкой и спать ложились на полу только б не идти домой, отца не видеть.
   Пьяный отец однажды к ней явился ночью. Не буянил. Постучался. Тихо спросил - они у вас? - Эмилия его впустила.  - Смотрите. Спят. Прошу вас, не будите. Утром обязательно домой вернуться. Я обещаю.
   Отец мальчишек, одетый безобразно, смотрел каким-то мутным взглядом. Его потухшие глаза, как бы слились с лицом и взгляд его, как действие ума и чувства -  исчез.
   Он попытался что-то сказать... не получилось. Махнул рукой, чуть не упал... Качаясь, ушел, держась за стены.
   С тех пор прошло почти пол года. Мама мальчишек к ним не вернулась. И к этой теме  "папа -мама" Эмилия не прикасалась, понимая - исправить что-то невозможно, а болтать... Лишь рану шевелить.
   Она прекрасно понимала эту боль. Её ничем не заглушить. Она, как сатана влезала в душу и начинала править. И многие с такою болью не справляясь, сами прощались с жизнью.
   Эмилия, все это вспоминая, к обрыву подошла. С обрыва берег виден был как на ладони. Море штормило.
   Волны, по деловому строго, как на работе, выполняли свою роль. Они, вздымаясь, шумно падали на землю и, бурча немного, спокойно отступали, чтобы набравшись сил, опять взлететь, опять решительно упасть, лаская сушу.
   Берег был пуст. Эмилия пошла назад. Гуляла долго, Мишу ожидая. Конечно, волновалась.
   Мальчишки бесконечно находили приключения. Недавно Миша в своих ладонях принес ей показать ужа. - Смотри! Какое чудо! Он не кусается. Не бойся. На. Подержи. - Миша сиял от счастья.
   Эмилия в ответ лишь улыбалась. Но в руки взять! Да Боже упаси!
   Однажды мальчики подрались. Один из братьев Сергей, поймав лягушку, решил узнать, что у неё внутри. Он осторожно ножиком её живот разрезал и стал разглядывать.
   Миша, это увидев, стал ругаться, назвал убийцей, сильно толкнул и началось...
   Конечно, после помирились.
   Эмилия, все это вспоминая, гуляла долго вокруг дома. Почувствовав усталость, быстро вернулась и сразу начала вязать. Вязание всегда ей помогало. В это время она мыслями своими судьбу просила уберечь и Мишу, и мальчишек, и себя.
   Они, мальчишки уже и хулиганить научились, и начали курить, а иногда и злобно дрались.
   Когда они придут, она должна спокойно их принять. Чтоб ни случилось. Спокойно покормить, спокойно выслушать, спокойно убедить мальчишек идти домой.
   Спокойно... а у самой такая тяжесть на душе... и дрожь в руках - все это надо спрятать.
   Она опять уселась за вязанье. Опять просила...
    Она и утром, рано встав, молилась чтоб этот день, лишь только день, единственный, неповторимый был мирным. А дальше - будет день и будет пища.
   Так её мама делала всегда. Молилась утром.
   Конечно, жизнь - она в контрастах. Мы не узнаем как быть здоровым, если болеть не будем. Мы счастливы, когда беду мы побороли. Все это знают. Ну и что... Знай, не знай, а сердце от тревоги за детей так ноет.
   И все мы тянемся к благополучию. Хотя, возможно - не дотянувшись, мы заплачем от обиды. А после слез опять откроем сердце для надежды.
    А в мир, чаще всего, благополучие приносит женщина - спокойная, без уныния, без озлобления...
   Как её мама.
   А вскоре и мальчишки появились. Возбужденные, неопрятные, они, перебивая друг друга, рассказывали, где были, что видели и как проголодались. Эмилия велела им умыться, - руки у каждого проверю - сказала строго и начала на стол все собирать.
   Первое мальчишки не любили, но Эмилия со словами - так надо,- всегда им наливала немного супа. Зато, второе, котлеты с макаронами, мгновенно исчезали, и улыбки их просили о добавке.
   Посуду мыли вместе.
   Многие смотрели на Эмилию с непониманием и осуждением. Зачем она приручает мальчиков... Зачем тратит столько сил... Зачем ей все это надо...
   Наверно, у неё были свои скрытые интересы... Но какие... Отец мальчишек помогал им мало, картошку, крупу и макароны принесет. Все у двери оставит и уйдет.
   И все судачили вокруг, немного привирая.
   Эмилия и не пыталась что-то объяснить...Она, как все, не в силах изменить все то, что день приносит.
  Разве она развязала войну в Баку... Разве она столкнула людей ненавидеть друг друга...Разве она хотела кого-то убить или быть жертвой очередного безумия...
   Это её семью изгнали, как и других, заставив бросить прекрасную квартиру, любимых и родных людей, привычный и спокойный быт.
   И что она могла поделать...Остаться там и там, возможно, умереть...
   Тогда все, как могли, спасали свои жизни. Конечно, если бы не сын... Она уехала из за него.
   Все это пережив, у неё выработался огромный опыт осторожности. Сидеть, молчать и улыбаться, чтобы ни говорили, шутя, уйти от всяких тем, не отвечать, а если нужно - отвечать уклончиво, неопределенно, как диплоты.
   Мальчишки спали. Они в который раз пообещали, что завтра точно уйдут к отцу.
   Ей не спалось.
 
Продолжение в 13 части зреет.


Рецензии
Мощно.Звучно.Образно.

Юрий Николаевич Горбачев 2   04.01.2026 13:33     Заявить о нарушении
Спасибо.

Елена Осипова 3   04.01.2026 20:10   Заявить о нарушении