Вожак
Корявые тени от ветвей саксаула падали на пушистую пыль сайгачьих троп. Это было царство камня и соли, где нет ни дорог, ни рек, ни возвышенностей, ни других ориентиров. Вообще ничего. Только земля и небо сливающиеся в линию бесконечного горизонта. И постоянно дующий в разных направлениях изнуряющий ветер.
Эта территория всецело принадлежала стае степных волков, которая приходила сюда каждый год поохотиться.
Вели стаю альфа-самец Седой, прозванный так за почти белый окрас волос своей шкуры и старшая самка-мать Мара.
Костяк стаи составляли их сыновья и дочери первого и других пометов, некоторые из них стали рядовые волками и занимались охотой, другие охраняли границы, третьи воспитывали волчат.
Часть волков покинули родную стаю, образовав свои семьи. Иногда они встречались на просторах Устюрта и узнав братьев и сестер не мешали им поохотиться на своей территории.
В составе стаи были и «чужаки». Молодые волки и волчицы, прибившиеся по разным причинам к их дружной семье. Каждый из них занимал свое место в твердой иерархии стаи. Никто из них в стае насильно не удерживался и иногда уходил. Хотя каждый волк осознаёт преимущества совместного проживания.
Седому в управлении стаи помогал один из пришлых взрослых волков, старший воин после вожака - Бета.
Большая численность стаи радовала Седого и Мару, однако создавала одну главную проблему, необходимость стаи постоянно находиться в поисках добычи, чтобы прокормиться.
Опыт и умение вожака руководить охотой позволяли стаи всегда иметь добычу. Летом, когда еще с севера не пришли тучные стада сайгаков их добычей были суслики, тушканчики, степные куропатки кеклики, а иногда удавалось выследить и добыть спустившего на равнину горного козла муфлона или принца пустыни - джейрана.
Однако в последнее время не удавалось их не только добыть, но и увидеть. С нетерпением стая ждала дуновения холодного ветера с севера, вестника скорого прибытия сайгаков.
В этот раз стая, двигаясь с юга на север, достигла мыса Актумсык и остановилась на несколько дней в этом районе отдохнуть и заняться легкой охотой на кекликов. Такая охота проводилась не только для прокорма стаи, но и для обучения некоторым правилам охоты молодых волков.
Жаркий день уходил, отдавая первенство бытия ночи, которые в этих местах были прохладные, даже можно сказать холодные. Лучшее время для охоты и отдыха.
Вожак, отдыхая лежал в центре стаи на небольшой возвышенности-брошенном орлином гнезде. Вдалеке были видны развалившиеся мазары, захоронения воинов-кочевников из туменов великих полководцев древности.
Мазары, ранее представлявшие собой довольно высокие сооружения из глиняных кирпичей с соломой, к настоящему времени развалились и служили убежищем для сусликов и змей.
Эти места для отдыха своей стаи вожак выбрал не просто так. Очень давно, когда он был еще щенком, стая его отца часто останавливалась здесь на отдых после охоты на сайгаков.
И тогда, и сейчас волки расположились подковой. В центре вожак, по бокам волки с некоторым уступом в зависимости от своего положения в стае.
Практически таким же образом, в целях лучшего управления, стая охотилась на сайгаков. Это позволяло вожаку наблюдать за всей стаей одним движением глаз. В это раз он удостоил своим вниманием старшего воина стаи. Бета в последнее время стал пытаться проверить его способности в охоте и в управлении стаей.
Сегодня он подрезал вожака при погоне за корсаком так, что Седой чуть не свалился с высокого скалистого чинка. Его спасла случайность. Выступ скалы дал опору, и он в прыжке настигнув корсака приземлился на краю обрыва.
Волки знают, что его помощник может претендовать на место вожака, если тот погибнет или по ранению не сможет выполнять свои обязанности, поэтому старший воин нередко проверяет его способности.
На этот вызов вожаку всегда необходимо отвечать, его авторитет должен быть неоспоримым. Слабости вожаку показывать нельзя, он должен поддерживать строгую дисциплину, все члены стаи обязаны выполнять его приказы. Бета зазнался и проявил гонор. Он должен быть наказан.
Вожак поднялся и медленно подошел к Бету. Тот ожидал трепки, но то, что сделал Седой его унизило перед все стаей. Вожак прикусил Бету морду, фиксируя его пасть. Боль была невыносимой, и он тихо заскулил, как маленький щенок. Кусать другого волка подобным образом имеет право только альфа-самец. Подержав Бету некоторое время и увидев унизительно-извинительное движение его хвоста, вожак отпустил его, чтобы наблюдать выражение покорности старшего воина стаи. Это был урок и назидание остальным членам стаи.
А стая тут же разразилась целым арсеналом покорных жестов и звуков, тем самым признавая и дальше Седого своим вожаком.
Вожак вернулся на место наблюдая, как молодняк стаи расположившись в центре подковы шумливо играл, защищенный от всех внешних врагов. Врагов у волчат практически не было, за исключением громадных степных орлов способных двухметровыми крыльями запросто поднять в воздух не только щенка, но и некрупного волка.
Среди игравших щенков он стал выделять одного волчонка не по возрасту крупного, почти черного окрасом, который всегда в играх одерживал победу над своими сверстниками.
Это означало его физическое превосходство, наличие ума и хитрости, а умение не доводить соперников до визга-осторожности. Эти качества отличают умелых охотников и вожаков стай. Вожак назвал его по окрасу -Черный.
Матерью волчонка была Мара. Она также настороженно наблюдала за щенками и молодыми волчицами, которые всячески старались привлечь внимание вожака, чем очень ее злили.
Однако тому было не до них, и он не обращал на их зовущие взгляды никакого внимания, чему Мара была очень рада. Она чувствовала, что Седой был чем-то обеспокоен, и поэтому никого к нему не подпускала и старалась сама ему не мешать.
Беспокойство вожака было вызвано неудавшейся в прошлую ночь охотой, которая началась долгими поисками стада сайгаков. Долгие поиски отнимали много сил. И когда стая обнаружила стадо и начала погоню, оказалось, что состоит оно из нескольких взрослых козлов, догнать которых не получилось.
Добычей стал один из козлов, который во время неудачного прыжка сломал себе ногу и поэтому тут же был настигнут и зарезан. Одной туши для всей стаи мало. И Седой чувствовал недовольство волков. Он не мог понять куда делись несметные гурты основной добычи.
Раньше в это время сайгаки тысячными стадами направлялись на юг. Они шли сплошным потоком, часть отбивалась от этой живой реки, что позволяло без особого труда, не забывая правила охоты, зарезать несколько козлов и самок и обеспечить стаю свежим мясом на несколько дней. Отъевшись, стая уже не охотилась, а двигалась за стадами поедала задавленных или с поломанными ногами сайгаков.
Может быть они еще на севере? Тогда стаю надо вести туда, вдоль моря по чинку. Также поступал его отец. И они всегда были с добычей.
Там же он видел охоту двуногих. У них всегда с собой были огненные палки, которыми они поражали сайгаков. Но в тот раз страшных огненных палок у них не было.
На рычащих и вонючих чудовищах они отбили от основного стада большой табун сайгаков и заставили их бежать по кругу, выхватывая из него одного козла за другим.
Выхватив очередную жертву, вспарывали ей брюхо сверкающим зубом. После удаления внутренностей бросали тушу в грохочущую со светящимися глазами пасть. Когда она перестала заглатывать добычу двуногие закончив охоту уехали.
Этот способ отец приметил и применял его со своей стаей неоднократно. Во время такой охоты молодые волки учились быстро и безопасно настигать жертву и резать ее, не затрачивая много сил, оттачивая способность не попасть под копыта несущейся на бешеной скорости многотонной рогатой массы.
Ведь ранее, когда волки стаей гнались за сайгаками пытаясь отбить от основного стада одного из них, то бывало попадали внутрь этого потока и тогда спасения не было. Волки такой скорости бега не выдерживали и пытаясь вырваться падали, сбитые с ног мощным живым потоком, который моментально их затаптывал насмерть.
Теперь надо как можно быстрее найти стада сайгаков и применить такую охоту, чтобы избежать голода и успокоить семью. Охоту таким образом стая еще не проводила и Седой беспокоился за ее результат.
Утром проснувшись от громких рычащих звуков Седой, понял причину отсутствия сайгаков.
По пустыне передвигалась железная, дурно пахнущая змея двуногих. Змея приползла не одна. В утреннем еще темно- синем небе летели железные орлы. Сделав большой круг, они с ревом, поднимая тучи пыли, сели недалеко от стаи.
Седой клацнул зубами, что означало внимание для всей стаи и тихой трусцой повел ее к краю чинка.
На чинке было легче затеряться от глаз незваных гостей. Нагромождение скалистых террас позволяло незаметно выйти к морю по пескам, которые машинам двуногих не преодолеть.
Достигнув чинка Седой приказал стае спуститься для безопасности ближе к морю и залечь между кустами верблюжьей колючки и саксаула. Сам же с Черным остался на первой террасе чинка. Откуда хорошо было наблюдать за двуногими.
В этот момент они, по-видимому, готовились к проведению большой охоты. Железная змея распалась на части и замолкла. Двуногие с криками строили свои жилища. Над ними вскоре появился черный дым с запахом, напоминающим горелое мясо.
Одна из железных частей змеи вскоре направилась к чинку, как раз в том направлении, где лежали Седой и Черный. Наверху этой части змеи сидели двуногие.
Черный заволновался и по его виду было видно, что он приготовился убежать от надвигающейся опасности. Однако увидев, что Седой не проявляет беспокойства успокоился и стал наблюдать за двуногими, которые уже подъезжали к срезу чинка. Вскоре двое из них спрыгнули и направились в их сторону. Они были без огненных палок. Наверное, искали место спуска к морю.
Двуногие остановились напротив лежки волков, на расстоянии буквально в трех больших волчьих прыжка. Они увидели Седого и Черного и с выражением ужаса на лицах встали как вкопанные.
Седой встал во весь большой рост и посмотрел на них отливающими желтизной глазами. Двуногие прочитали в этом взгляде презрение и вековую злобу к ним этого прекрасного и красивого зверя.
Седой повернулся и медленным шагом не оборачиваясь стал спускаться к морю. Он знал, что двуногие оцепеневшие от страха не двинуться с места пока они не удаляться на приличное расстояние.
Достигнув места лежки основной стаи Седой прилег отдохнуть и принять решение о дальнейших действиях стаи.
По всему было видно, что охоту двуногие начнут скоро, как только спадет жара. Поэтому надо было подождать и увидеть, как они будут охотиться. Если вообще охота состоится, так как сайгаков было не слышно и не видно. Но у них есть железные орлы, которые могут выследить добычу на больших расстояниях и определить направление ее движения.
Сайгаки так и не появились. Двуногие на отдельных частях железной змеи ездили по дорогам плато до самого вечера, что-то расставляли и собирали в свои клетки. Над ними в это время пролетали серебристые птицы. После их пролета земля с грохотом поднималась большими огненными шатрами, которые медленно потом оседали, распространяя сизый дым.
Стая волков осталась на месте, подчиняясь требованию вожака. Седой чувствовал, что сейчас стае безопасней находиться в укрытии. А ночью они спокойно покинут это место незаметно. Вскоре в лагере двуногих наступила тишина.
Седой встал и понюхал воздух. В ноздри ударил знакомый запах, который не с чем не перепутаешь. Это был давно ими ждущий запах стада сайгаков. Их уже было слышно. Они медленно проходили через рабочие поля двуногих. На полях рос нежный и сочный баялыч, который был их основной пищей в этих гиблых местах. Шум стада стих. Стадо должно быть останется в этом месте до утра кормиться.
Седой решил обождать с началом охоты. Пусть сайгаки отяжелеют от обильной пищи. И тогда загнать их можно будет без особого труда. Стая ждала команды вожака с нетерпением. Волки от охотничьего азарта, голода и дурманящего запаха добычи теряли терпение. Наконец Седой двинулся вперед, выстроив стаю, как всегда, подковой.
Тихо и стремительно миновав лагерь двуногих, они приблизились к месту кормежки сайгаков. Стадо сайгаков лежало на поле и их расположение не было похоже на обычный отдых.
Седой как опытный вожак сразу это заметил, но не успел остановить стаю. Голодные волки с жадностью накинулись на добычу и утоляли свой голод. Попытки вожака остановить стаю, были встречены злобным оскалом и ворчанием. Послушался его только Черный.
Через некоторое время насытившуюся стаю Седой повел на север подальше от этих опасных мест. Стая шла тяжело. Слишком много было съедено и пора было залечь на отдых, тем более уже наступало утро. Выбрав скрытое место под скалой, Седой разрешил стае отдыхать. День прошел незаметно. Наступил вечер. Пора уходить. Вожак встал с лежки и осмотрел отдыхающую стаю, которая никак не отреагировала на движение, чего быть в принципе не могло.
Седой подошел к Маре и ткнулся носом ей в бок. Мара даже не пошевелилась. Волчица- мать была мертва. Седой зарычал и обежал всю стаю. Живых не было, все сдохли, кроме волчонка Черного.
Около волков лежали куски отрыгнувшего мяса сайгаков. Они пытались избавиться от съеденной и видимо отравленной пищи.
Над пустыней раздался полный боли, тоски и звериной злобы вой. Седой не понимал, как мог он потерять сразу всю стаю. Почему допустил непослушание. Ведь чувствовал-же опасность. Рядом сидел уцелевший Черный и ждал команды вожака.
Вожак последний раз оглядел родную погибшую стаю и направился на север.
Седой уводил Черного, чтобы собрать новую стаю, где быть тому Вожаком.
Свидетельство о публикации №225123000565
Юрий Николаевич Горбачев 2 12.01.2026 18:46 Заявить о нарушении