Действие сценическое. Зритель

Если спросить любого профессионального актёра, что он думает о зрителе, то каждый  расскажет что-то своё, удивительное или необычное. Как иногда играется тяжело или интересно, легко или непонятно, свободно и необыкновенно. И каждый раз он, зритель, разный.
В 1980 году, в Останкино, на встрече со зрителями режиссёр Г.А. Товстоногов сказал: “...высшая радость – когда зритель, которого ты уважаешь, говорит тебе, что он долго не мог совладать с собой, ему не хотелось идти домой, он гулял по улице, и что-то его глубоко задело, и даже он сейчас не может сформулировать, что задело, вот мне кажется – это высшая радость для деятеля театра.”
В какой степени зритель может стать со-творцом? В той степени ёмкости, какой энергетический заряд он несёт. Какое поле взаимодействия “зритель – актёр” сложится.
Тут есть над чем поразмыслить.

Действие сценическое, выключенное из мира осуществлений в мир мнимости и условности, в представляемое, становясь действием театральным, обретает становление через зрителя.
Театральные силы – актёры – через ”театральный способ”, в развёртывании Действия сценического, опосредуя его, то есть Действие сценическое, в зрителе, обеспечивают становление Действия театрального посредством коммуникативных связей “зритель – актёр”.
Действие театральное – намеренность, исполняемая адресантом с целью усмотрения смысла адресатом. Здесь я с полной уверенностью могу добавить из своей статьи “Действие. В поиске источника” нижеследующее определение:
«ДЕЙСТВИЕ – ИНВАРИАНТНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ, ТРАНСФОРМИРУЮЩАЯСЯ В КОМБИНАЦИИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ С ПОДОБНЫМ ЖЕ, ПЕРЕФОРМАТИРУЯСЬ В ЗОНЕ НАПРЯЖЕНИЯ ВО ВТОРИЧНЫЙ СМЫСЛ».
Это определение содержит универсум вторичного смысла. Он всякий раз вторичен, несмотря на то, что при разном зрителе смысл будет всякий раз другой. Но и актёрское исполнение всякий раз будет разным.
Этот вторичный смысл – ни что иное, как реализация кодов через знак. То есть знак – и понимаемое, и закодированное. Сколько раз, если вы зритель, пробегали у вас мурашки во время спектакля? Вы сразу что-то поняли, или какое то время спустя?
Не это ли оно – обмен кодами, которые есть вторичный смысл переформатированности в природе зрительской?
Театральное действие не пролонгируется во времени, оно всегда является актуальным.
Процитирую Д.В. Соломко, “Театральное действие: опыт философско-культурологической интерпретации”:
“Процесс театральной коммуникации заключает в себе двойной смысл: с одной стороны, сценическое действие по отношению к зрителю является адресантом смыслового сообщения, а зритель, соответственно, адресатом. С другой стороны, зритель, становясь соучастником действия, способен созидать, что выражается в его зримых и незримых реакциях. Эти реакции, в свою очередь, выступают неким сообщением для участников сценического действия. Если в первом случае зритель осознаёт себя посредством сценического действия, то во втором – сценическое действие (совокупность всех его участников) «осознаёт себя», через зрителя превращается из объекта смысловой коммуникации в субъект”.

Из чего я заключаю: Действие сценическое сущее в актёре, что проистекает из него и возвращается через театральное действие обратно в него же.


Благодарю актрису театра и кино Марину Ларину за помощь в сборе и подготовке материала статьи и журналиста Светлану Канаеву за подготовку материала к публикации.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий.

Ваша работа «Действие сценическое. Зритель» представляет собой размышления о роли зрителя в театре и взаимодействии зрителей и актеров. Вы рассматриваете сцену как пространство, где зрители становятся со-творцами художественного процесса, участвуя в создании уникального опыта восприятия. Поднятые вопросы интересны и заслуживают внимания тех, кто интересуется театром и искусством вообще.

Однако изложение текста довольно сложно воспринимается из-за большого количества сложных конструкций и понятий, таких как "коммуникативные связи 'зритель-актер'", "переформатирование в зоне напряжения" и другие абстрактные формулировки. Это создает впечатление некоторого академизма и теоретичности, что может затруднить понимание читателей, не имеющих специального образования в области искусства и культурологии.

Тем не менее, работа поднимает важные вопросы о значимости эмоционального отклика зрителя и влиянии аудитории на восприятие спектаклей. Идея о том, что каждый спектакль приобретает особый смысл благодаря индивидуальному восприятию каждого отдельного зрителя, интересна и заслуживает дальнейшего изучения.

Несмотря на некоторые трудности восприятия, статья вызывает желание задуматься о важности активного участия зрителей в процессе театрального творчества. Я благодарен автору за поднятые вопросы и призыв к осмыслению своего места в искусстве.

С уважением,

P.S. Если актер показывая переживания своего героя сам не испытывает этих же чувств, то он не может вызвать ответное чувство у зрителя и создать эффект резонирующего чувства. Глаза обмануть можно, чувства обмануть нельзя. Язык чувств глубже и поэтому зритель не может объяснить, что его "зацепило". Но это и не нужно объяснять.

Рух Вазир   30.12.2025 09:49     Заявить о нарушении