ФМ. Философия - это все есть язык!
Условием получения знания человеком стала «расширенная» функция разума, обусловившее появление письменности. Карл Ясперс считал, что в результате изменившегося, и не такого как был раньше мир людей, совершенно иное историческое и культурное человеческое взаимодействие, требовало и отстраненных от обыденности, быта отстраненных размышлений.
Древние греки искали гармонию в космосе, в обществе, в людях, и их поэзия не обходила своим прекрасным слогом далекую и холодную Вселенную. Древнегреческие гностики верили, что материальный мир является злом, созданным низшим божеством, Демиургом, и стремились к освобождению от его власти через мистическое постижение высшей божественности.
Они были велики, сами будучи еще детищами мира, помнящие титанов древности. Они сами пришли из Вечности, с их помощью, и с тех времен, - любой человеческий мир говорит на языке разума и прозрения, маркируемых философией.
Их результатом стал длительный социальный переход, в котором происходила общественная трансформация простых и ясных схем первобытных обществ в построение сложных общественно-государственных структур, в которых письменность, язык, включенный в жизнь, все больше усиливала свою роль, не только практическую, но и теоретическую значимость, одним из символов чего можно считать философию.
Человек – космический субъект, живущий на Земля, способный к накоплению, анализу и использованию прежде всего своего, а уж затем, чужого, заимствованного опыта. Но философия начиналась, когда купцами преодолевалось внешнее земное пространство, они устремлялись в неведомое, движимые расчетами и любопытством, удерживаемые риском и корыстью.
Воины и их предводители, в их жестоких форматах агрессий, территориальных захватов и убийств писались совершенно иные, чем бытовые и торговые тексты жизни.
Новые земли, моря, страны и нравы людей постигались ими чувствами и рассудком, но только философией, в ее скрытом отображении внутреннего, потаенного мог быть зафиксирован тот скрытый порядок гигантской пространственной экспансии, осмыслен как величайший результат – существование Ойкумены.
Современная философия претерпела значительные изменения в своих задачах, методах и восприятии. Можно ли найти тот трек, которым прошла свой путь философия с тем, чтобы сделать нужные выводы и заключения?
В структурализме, пространство и время осмысляются через язык и культуру. Логика помогает структурировать мысль, определять причинно-следственные связи и строить аргументы. Её особенность — не только в содержании идей, но и в методе: переход от мифа к рациональному исследованию, от поэтического откровения — к логическому доказательству.
Как писал Гегель, «совершенно безразлично, какие философские положения мы исповедуем — важно, что мы философствуем». Мартин Хайдеггер в работе «Что такое философия?» связывал греческое начало с радикальным вопрошанием о бытии: «Философия говорит на греческом языке не случайно… само вопрошание о том, что есть сущее, возникло среди греков».
Основная задача древних греков - философии — это поиск истины через разум и логику. Кант, анализируя природу разума в «Критике чистого разума», косвенно указывал на эту особенность, подчёркивая, что греки первыми осознали разум как «способность принципов», стремящуюся к безусловному.
Социальный контекст полиса, где каждый свободный гражданин мог участвовать в спорах о справедливости (как в диалогах Платона), создал культуру диалектики — искусства искать истину через противоречие мнений. Он анализировал конституции 158 полисов, чтобы найти идеальный строй. «Все люди от природы стремятся к знанию» (;;;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;).
От досократиков, искавших архэ (;;;;) — первоначало мира, до неоплатоников, созерцающих Единое, греки создали не просто совокупность идей, но форму жизни, где мышление стало способом бытия-в-мире. Аристотель, систематизировав методы познания в «Органоне», превратил философию в универсальную науку о первопричинах, чья цель — знание ради знания.
Греки не изобрели мудрость — они изобрели путь к ней, открытый для сомнений и пересмотра. В этом их уникальность. И как писал Гегель: «С философией начинается дух, который отныне будет действовать в истории». Как писал Цицерон: «Греки подарили нам не знания, а метод — умение сомневаться». В этом и есть её вечная ценность.
Философия в языке античности была как новое условие отражения взаимодействия с другим. Ее синкретичность отражалась даже в образовании: если в Китае или Египте обучение было привилегией элиты, готовящейся к управленческим ролям, то в греческих полисах грамотность и риторика ценились как инструменты гражданской активности. Ранние греческие философы заложили основы понимания человеческих отношений через призму космологии и онтологии.
Философия на протяжении многих веков выступала учением о последних целях и возможностях человеческого разума, которое привносит интеллектуальную креативность другим видам познания мира, повышая их роль и значение для всего человечества.
По Гераклиту, совершенный разум – это разум божественный (Логос), он-то и является правильным критерием познания истины. В чем же тогда следует искать начало философии? В нашей реальности мы всегда вооружены и обособлены, опосредованы чем-то (одеждой, инструментом, домом, транспортом и пр.), стараемся быть в своем комфорте максимально отдельными от природы.
Сознание определяет бытие, поэтому объектом философии является «мир как единое целое». Философия – это переживание самого глубокого постижения человека, его жизнь и смерть, а в разрыве между ними таится извечная тоска по вечности, печаль о невместимости человека в большее, чем созданный им самим мир.
Мысль, если сказать просто, есть мышление бытия. Философы жили в различные эпохи, поэтому существуют вполне объяснимые различия в понимании и интерпретации всех категорий, что были когда-то выделены философами.
Философия отвечает на: что представляет окружающий нас мир? Жизнь философии может быть выражена рациональным постижением и интуитивным озарением, раскрытием материального и обращением к духовному, представляющим идеальное и реальное, собирающим единое из многого, создающим картину мира в творческом процессе.
В таком контексте проблемы философия рассматривается как высшая форма человеческой деятельности, интегрирующая все виды активности людей как выражения духовного и в этом смысле сверхъестественного ее содержания. Любомудрие развивает глубину мышления, мировоззрение помогает определять ценности и приоритеты, а логика даёт инструменты для аргументации и решения проблем.
Истина тогда совпадает с бытием человека, ибо последний есть мера всех вещей. Поэтому именно обращение к разуму, переживанию, логике и интуиции, взглянуть глубоко в себя и увидеть невидимое вовне, и означает для философа попытку создать мировоззренческие ориентиры на основе рационального логического знания.
Мир сегодня – это безбрежное, невидимое в своей безграничности информационное поле, в котором приходится опираться в большей степени на социальный общественный опыт и заемные знания, ведь общественное обучение каждого начинается еще до нашего рождения.
Человек познаёт мир, и его познание не есть идеальный слепок бытия, оно является результатом многомерного взаимоотношения между человеком и природным миром.
Человек, как мерило всего живого, имеет уникальную способность воспринимать и оценивать окружающий его мир. Наш мир прагматичен, поскольку каждый из ныне живущих способен перерабатывать огромные потоки информации.
Информации по большей части абсолютно ненужной нам, не связанной с нашими потребностями, но обеспечивающей нам пребывание в некой «ментальной жвачке». Человек нынешнего века практичен. Бытие открывается нам через нас самих, а способом человеческого существования выступает понимание. Неизвестное для нас всегда новое, каждый раз оно проявляется высверком необычного в привычной картине мира, верно распознается как не влившаяся еще капля в океан слитого, известного, понятого, привычного.
Человек, как игрок на поле природы, сталкивается с непрерывной чередой ситуаций, в которых ему необходимо принимать решения, пытаясь предугадать последствия своих действий. И если не будет привычных человеческих черт, значений или представлений, которые мы так охотно проецируем на окружающий нас мир.
Наши мысли выстраивают планету не меньше, чем геологические силы природы. Четыре главных слоя (мертвое, живое, психическое и духовное реального мира) было выделено немецким философом Н. Гартманом, тех, которые остаются едиными модусы бытия, включенные в локусы пребывания человека.
Мы сейчас наполнены отрицательными эмоциями, о непорядке сигналит нам наше тело симптомами нездоровья, бесконечный информационный поток передает нам сведения о серьезных проблемах всего того, что нас окружает.
Нам привычна мысль о том, что разум – наше все! Но куда более важно понять сердцем реальность того, что наша судьба неразрывно связана с судьбой Земли.
Свидетельство о публикации №225123100141