Крым в судьбе великой княгини Ольги Александровны

Как иногда всё-таки причудлива канва человеческой судьбы: так на земную жизнь принцессы одной из самых влиятельных семей планеты выпала участь простой земной женщины с проблесками личного счастья в море жизненных невзгод.
Великая княжна Ольга Александровна Романова была младшим шестым ребёнком в семье любимого в народе императора Александра III и его супруги Марии Фёдоровны. Княжна Ольга родилась в 1882 году в Петергофе, обстановка в то время вокруг царя была достаточно сложной, императорская семья постоянно находилась под прицелом террористов, поэтому в целях безопасности Ольга и её старшая сестра Ксения постоянно проживали в замке в Гатчине в 40 км от Санкт-Петербурга. Дочери царя воспитывались в очень скромных и аскетичных условиях, характерными для крайне непритязательного образа жизни императорской семьи. Лишь в 8-летнем возрасте Ольга впервые покидает Гатчину и с семьёй посещает другие царские дворцы, в том числе и так любимую Романовыми Ливадию на Южном берегу Крыма.
Ливадия была традиционным местом осеннего отдыха императорской семьи, куда Романовы уезжали из Петербурга, чтобы насладиться мягким климатом Крыма. Романовы очень ценили это время, проведённое в Ливадии, в тесном семейном кругу, вдали от государственных обязанностей. Юные годы Ольги Александровны в Ливадии прошли в атмосфере «старой Ливадии» — в окружении парков, виноградников и уютных зданий старого дворцового комплекса, позже снесённого для постройки нового Белого дворца. В Ливадии Ольга останавливалась в небольшом Дворце Наследника (Малом дворце), здесь княжна проводила большую часть времени в детстве и юности.
Отношения юной княжны с родителями не были однозначными. Отец Ольги Александр III был её кумиром и оставался таким на всю её жизнь, Ольга же была любимым ребёнком императора. Отец и дочь имели особые доверительные отношения, свои секреты, вели длинные беседы и часами гуляли в лесу. Огромного роста император ползал на четвереньках по Гатчинскому дворцу, возя Ольгу на спине. С Марией же Фёдоровной Ольгу по её воспоминаниям разделяла пропасть. Даже в кругу семьи Мария Фёдоровна оставалась прежде всего величественной императрицей, а затем уже матерью и дети немного побаивались её. У матери и дочери никогда не было доверительных отношений, их разделяла эмоциональная дистанция, позже Ольга не без оснований обвиняла Марию Фёдоровну в крахе своего первого брака. Причина же была скорее всего в слишком большой разнице характеров, Мария Фёдоровна любила свою дочь всем сердцем и лишь имела свои представления о её счастье. 
Слишком ранняя смерть Александра III стала тяжелейшим ударом для тогда 12-летней Ольги и отложила отпечаток на всю её дальнейшую жизнь. Мария Фёдоровна свои последние годы, уже вдали от России, провела рядом с Ольгой и её семьёй.
Ольга и её старшая сестра Ксения получили домашнее образование, среди немногих предметов, которыми они обучались было и рисование. Домашние учителя с детства заметили у Ольги особые данные к рисованию, родители решили дать развитие таланту дочери, обучением живописи с княжной Ольгой занимались академики Владимир Маковский, Сергей Виноградов и др., которые отшлифовали талант своей ученицы до профессионального уровня. Для своего творчества Ольга выбрала технику рисования акварелью по сухой бумаге, которой оставалась верна всю жизнь. Акварели Ольги Александровны, всегда чистые и светлые по стилю, полны уюта и жизнерадостности. Её работы выполнены в классической манере русской реалистической школы. Уже в поздние годы, в эмиграции, живопись станет источником дохода для великой княгини, её картины очень хорошо покупались, за свою жизнь Ольга Александровна написала более 2000 картин.
После смерти Александра III княжна Ольга официально считалась членом семьи своего старшего брата Николая, после восхождения на престол, ставшего Императором Николаем II, он был её опекуном. В 1903 г. Ольга Александровна впервые вышла в свет, наступила пора поиска жениха для великой княжны. Ольга была в ужасе от жизни высшего света, страх вызывал и другой фактор: по законам Дома Романовых Ольга должна была стать женой принца другого европейского королевского дома, но такой судьбы для Ольги никто в семье не хотел. Претендентов на руку великой княжны не было совсем, красавицей Ольга не была: откуда-то, из глубины поколений, она унаследовала широкоскулый монгольский тип лица, в то время не считавшийся привлекательным. Бездна обаяния и живость характера замещали эти мнимые недостатки.
Выходом из сложившегося положения с замужеством Ольги мог бы стать брак с представителем равного происхождения, живущим в России, например с представителем Дома Ольденбургов, герцогского рода, породнённого с Романовыми. Близкая подруга Марии Фёдоровны герцогиня Евгения Ольденбургская предложила кандидатуру своего сына Петра, Мария Фёдоровна, недолго раздумывая, дала своё согласие на этот брак, не возражал и Николай II. Едва знакомые друг с другом жених и невеста 27 июля 1901 г. оказались перед алтарём. 19-летняя Ольга мечтала о семейной жизни и детях, для 33-летнего Петра Ольденбургского этот брак был лишь фикцией, он не собирался оставлять свой образ жизни гуляки и игрока. В первую же брачную ночь принц оставил Ольгу, отправившись на вечеринку с друзьями. Этот брак продлился 15 лет, но так и остался девственным, Пётр Ольденбургский имел совершенно другие сексуальные предпочтения и видел в жене лишь подругу. Отчаянию Ольги не было предела и во всех неудачах брака она обвиняла свою мать, которая, как считала Ольга, предпочитала видеть несчастливую дочь рядом с собой, чем счастливую вдали.
В дальнейшем, в разной исторической литературе было сказано немало нелестного о личности генерал-лейтенанта Петра Александровича Ольденбургского (1868-1924). Однако совершенно другую оценку даёт принцу в описании его личности писатель Иван Бунин, который посвятил Ольденбургскому свой очерк “Его благородие”. Бунин был дружен с Ольденбургским в эмиграции в Париже и считал принца человеком "совершенно удивительной доброты и душевного благородства".   Род герцогов Ольденбургских прервался после смерти бездетного Петра Александровича.
Ещё в 1903 году Ольга Александровна познакомилась с юным корнетом Кирасирского полка Николаем Куликовским и это была любовь с первого взгляда. Ольга требует развода, но это практически невозможно, принц Ольденбургский даёт Куликовскому должность своего адъютанта и даже селит его в своём доме. Так влюблённые практически неразлучны, но ситуация крайне щекотлива для всех и вызывает множество пересудов. В эти годы Ольга, как всегда, много рисует, она часто сопровождает семью своего брата Николая II в различных поездках и торжествах. Бездетная Ольга очень привязана к царским детям и много времени проводит с ними, Ольга была также крёстной матерью своей любимицы великой княжны Анастасии.
Когда наступает Первая мировая война, Ольга Александровна заканчивает курсы сестёр милосердия и неоднократно выезжает на линию фронта, за личное мужество и героизм при спасении раненых под огнем на поле боя Ольга Александровна была награждена Георгиевской медалью. На свои деньги княгиня Ольга организовала и обустроила в Киеве Первый Евгеньевский госпиталь, попечителем которого она была и там же работала сестрой милосердия. Ольга также собирала значительные денежные суммы для Красного Креста, по всей стране продавались открытки с репродукциями её картин, доход от продажи которых шёл на благотворительность.
В годы войны Николай Куликовский находился при Ольге, неся службу в госпитале. Ольга снова требует развода и наконец в августе 1916 года Священный синод признает брак великой княгини и принца Ольденбургского расторгнутым, Николай II утверждает документ своей резолюцией. Долгая борьба за своё счастье была выиграна Ольгой. 4 ноября 1916 года состоялось венчание Ольги Александровны с полковником Николаем Куликовским. Простую и шумную свадьбу сыграли прямо в госпитале, где за одним столом сидели придворная знать, военные, сёстры милосердия и раненные солдаты, на свадьбе присутствовала и Мария Фёдоровна.
После отречения Николая II от престола страна всё быстрее стала приближаться к катастрофе. Находиться в Киеве стало опасным для Ольги и её семьи, город всё больше погружался в хаос столкновений между различными политическими силами. Мария Фёдоровна вместе с Ольгой, Куликовским и группой приближённых лиц тайно покидают Киев и едут в Крым, где в своих великолепных имениях собираются другие члены Дома Романовых. Ольга и Николай Куликовские, а также вдовствующая императрица Мария Фёдоровна поселились в имении Ай-Тодор Ксении и Александра (Сандро) Романовых. Несмотря на очень неспокойную обстановку, Ольга была счастлива рядом со своим мужем, который постепенно привыкал к своим родственникам и уже не чувствовал себя чужим среди них. “Мадам Кукушкина”, так по-доброму шутили над Ольгой члены её семьи. Официально супруги с 1916 г. носили фамилию Куликовские-Романовы, в генеалогических книгах их брак считался морганатическим (неравнородным), их потомки считаются потомками царского рода без права на престол. Из Царского Села изредка приходили письма от Николая II и его семьи, содержавшихся под арестом. Позже письма стали приходить из Тобольска.
Узнав о том, что Ольга ждёт ребёнка, Куликовские переехали из плотно населённого Ай-Тодора в просторную и светлую квартиру с видом на море в Феодоровском дом в имении Харакс где Ольга в покое могла дождаться своего первенца. Неизвестно сохранился ли этот дом, имение Харакс стояло в то время пустым: его хозяин великий князь Георгий Михайлович не смог выехать в Крым из Петрограда, в 1919 году он будет расстрелян, его супруга Мария Георгиевна ещё до начала войны оказалась в Англии. Мария Фёдоровна ежедневно навещала дочь, проходя пешком путь от Ай-Тодора до Харакса. Однажды пожилая императрица заблудилась и уже вечером под дождём оказалась в лесу перед казармами рабочих, те заботливо проводили Марию Фёдоровну в дом к дочери.
12 августа 1917 года у 35-летней великой княгини Ольги Александровны родился первенец, которого назвали Тихоном. Это событие воодушевило всех Романовых, а родители Тихона были безмерно счастливы. Тихон родился в Ай-Тодоре, в комнатах над винным подвалом. Врач опоздал и роды приняла любимая горничная Ольги Эмилия Тензо, “Мимка”, они выросли вместе и были лучшими подругами. Мимка очень гордилась что всё сделала правильно и роды прошли без осложнений. С рождением Тихона в жизни Ольги наступила короткая полоса счастья на фоне тревожных событий. Ольга много рисует и ведёт дневник куда записывает все события, связанные с жизнью Тихона. Императрица Мария Федоровна сделала запись в своем дневнике: «12 августа... Я почувствовала огромную радость и ощутила истинное блаженство, когда увидела, сколь счастлива Ольга рождением своего бэби…Бедняга Куликовский был совершенно сам не свой после всех этих жутких треволнений. Мы все обнялись и поздравили друг друга». 21 августа 1917 года состоялось крещение первенца в Вознесенской церкви Кореиза.
Жизнь Романовых в Крыму висит на волоске, Ялтинский революционный совет приговорил к казни всю семью, исполнения можно было ожидать каждый день, казнь откладывалась из-за разногласий между местными большевистскими группировками. В феврале 1918 года Романовых собрали в имении Дюльбер, где они были изолированы от внешнего мира. Но малоизвестно что Ольга Александровна была выведена из-под ареста, с мужем и сыном она продолжала оставаться в Ай-Тодоре. Арест был снят и с Ирины Юсуповой, которая могла покидать Дюльбер. Спасение пришло в апреле 1918 года с вступлением немецких войск в Крым.
Тихону досталась старая детская коляска, которой пользовалась в детстве Ирина (будущая кн. Юсупова), купить новую не представлялось возможным. Если читать переписку Романовых тех лет, то вырисовывается картина если не крайней нужды, то предельной бедности. Каким-то образом Ольга Александровна получала в банке в Ялте 300 рублей в месяц из своих денег, но их не хватало ни на что. " Дают не более трехсот в месяц – этого при ужасной здешней дороговизне не хватает. И так на этой неделе пришлось продать две пары сапог Николая Александровича. – смешно? Не правда ли?"- писала Олга Александровна племяннице великой княже Марии в Тобольск. Молоко покупали за символическую цену у имама в Кореизе, ели то, что росло на огороде. "Особенно противен был гороховый суп, то есть зеленая водичка с несъедобными твердыми горошинами величиной с шарик и жуткой серой лапшой, которую я не могла размешать. Счастливыми считались дни, когда нам давали картошку – по крайней мере можно было наесться досыта. Но вскоре она из меню исчезла"- писала позже мария Фёдоровна о времени в Крыму своей сестре. английской королеве Александре.
17 мая 1918 года в Крым пришло последнее письмо от Николая II и его семьи из Екатеринбурга, В ночь с 16 на 17 июля 1918 года царская семья была казнена. Известиям об этом ужасном событии долго не верили Романовы в Крыму. Обстановка на фронтах гражданской войны обострялась, большевики продвигались в сторону Крыма. Осенью 1919 года Куликовский решил поступить на службу в Добровольческую армию на Кавказе, Ольга Александровна решила, что последует за мужем, Мария Фёдоровна была решительно против этого решения и старалась удержать дочь. Сборы заняли несколько месяцев и в феврале 1919 г. в Хараксе состоялась тяжёлая сцена прощания Ольги с членами её семьи, месяц спустя Крым покинули и все Романовы и их окружение.
На Кавказе семья Ольги Александровны оказалась в водовороте событий. Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России А. И. Деникин отказался принимать Ольгу с мужем, он не хотел иметь ничего общего с царской семьёй. Куликовские поселились в большой казацкой станице Новоминская, где вскоре Ольга родила второго сына Гурия. Почти год Куликовские с детьми и преданной подругой Мимкой прожили в станице как простые крестьяне, добывая себе хлеб тяжёлым трудом. Новое наступление Красной армии заставляет Куликовских бежать на юг, это было долгое и опасное путешествие. Из переполненного беженцами Новороссийска, где царили голод и эпидемии. Эвакуация Белой армии из Новороссийска в марте 1920 года стала настоящейй атастрофой со множеством человеческих жертв. Маленькая группа Куликовских с помощью датского консульства выбирается из России и через несколько стран добираются до Дании, где их ждала простившая всё Мария Фёдоровна.
Годы, проведённые Ольгой Александровной в Дании, были благополучными и всё недавнее прошлое казалось страшным сном. Куликовские жили во дворце Амалиенборг, резиденции Марии Фёдоровны. Когда вдовствующая императрица ушла из жизни в 1928 году, Куликовские купили ферму Кнудсминде недалеко от Копенгагена, где вели размеренную жизнь обеспеченных фермеров. Сыновья Ольги Тихон и Гурий обзавелись своими семьями, они служили офицерами датской армии. Новые испытания выпали на долю семьи в годы Второй мировой войны, Ольга Александровна помогала русским, оказавшимся на чужбине в качестве перемещённых лиц. Уже после войны в 1948 г. эта деятельность Ольги Александровны вызвало недовольство советских властей и Дании была вручена нота протеста. И снова бегство: Куликовские срочно покидают Данию и переезжают в Канаду.
В Канаде Куликовским пришлось заново, уже в который раз, начинать свою жизнь с нуля. Поначалу они купили большую ферму недалеко от Торонто, там они снова начали полюбившуюся им жизнь фермеров, в своей жизни они продолжали свято чтить традиции далёкой Родины. Сыновья Ольги Тихон и Гурий работали чиновниками на государственной службе. Всё же через несколько лет вести большое хозяйство стало уже не под силу и Куликовские переехали в бунгало в деревне, где жили как скромные пенсионеры. В 1954 г. ушла из жизни горничная Эмилия, верная подруга и помощница Мимка, с детства жившая  рядом с Ольгой.
В последние годы жизни Ольга Александровна стала очень известна как художница, её картины были выставлялись и в Америке, и в Европе и хорошо продавались, творчество стало основным источником дохода Куликовских. Но время шло... В 1958 году в возрасте 76 лет умирает Николай Александрович Куликовский, любовь и герой всей жизни Ольги Александровны, смерть супруга стала для неё тяжёлым ударом. Оставшись одна, Ольга переезжает в Торонто, где живёт в небольшой квартире в доме своих друзей. 24 ноября 1960 года земной путь Ольги Александровны заканчивается, она умирает в возрасте 78 лет, её хоронят на православном кладбище в Торонто. Дочь своего отца, последняя Великая Княгиня Российской империи, чья жизнь была так необычна и полна любви и страданий.


Рецензии