Урок литературы

     Если вы спросите меня о самых счастливых и незабываемых моментах моего детства и юности, я, не задумываясь, отвечу – чтение книг. Захватывающий, невероятный и такой правдоподобный мир, который всегда был рядом, стоило только перевернуть страницу и углубиться в чтение. Сколько себя помню, я всегда что-то читала. В транспорте, в очередях, брала книги с собой на прогулку и в школу. Но однажды, из-за этой своей  «увлечённости» я попала в одну историю, которая ещё много лет спустя вызывала у меня чувство неловкости и смущения.
     Помню, я стояла в родительской спальне перед огромной книжной полкой и выбирала себе очередную «жертву». Возможно, мне приглянулась обложка той книги, но я подозреваю, что меня привлекло эффектное название «Анжелика – маркиза ангелов». Книга была новой, с белыми гладкими страницами; она так вкусно хрустела под пальцами! Я принялась читать. Да так и осталась там стоять, глотая страницу за страницей. Роман настолько меня увлёк, что я даже решилась взять книжку в школу, чтобы читать на переменках. Я была хорошей ученицей, послушной и тихой, никаких проблем учителям не доставляла, поэтому они меня никогда не трогали.
     С вечера я собрала портфель, положив книгу вместе с остальными учебниками, обернув её в обложку, чтобы она не отличалась от остальных учебников.
     Дорога до школы занимала минут пятнадцать. Я шла, плечи ныли от тяжести ранца, но я не обращала на это внимания. Моя голова была забита мыслями о приключениях красивой зеленоглазой девочки Анжелики. Уроки тянулись медленно, задания казались скучными и монотонными по сравнению с тем, что происходило на страницах романа. Я с нетерпением ждала перемены, чтобы схватить вожделенную книгу и читать, читать, не отвлекаясь больше ни на что! В книге было полно «взрослых» моментов, и мне, 12-летней девочке, было интересно и вместе с тем ужасно неловко читать всю эту взрослую «чепуху».
     В тот день на уроке русской литературы мы отвечали стихи, выученные на память. В школьном журнале моя фамилия шла третьей по списку. Я встала, быстренько оттараторила вызубренный стих, получила пятерку и села на место. Что же делать? Двадцать пять раз слушать одно и то же стихотворение – ну уж нет! А как же моя книжка? Ведь там сейчас происходит самое интересное! Я думала, думала, потом незаметно достала книгу из портфеля, положила на колени и стала читать. Я так глубоко погрузилась в чтение, что даже не заметила, как учитель встала и подошла к моей парте. Сколько она так простояла – неизвестно – я была далека от школы, от стихов Некрасова, от той реальности, где находилось сейчас мое физическое тело.
     Я вместе с Анжеликой пряталась в ветвях огромного старого дуба и, сидя на дереве, покусывая ногти и краснея, наблюдала через окно замка за жаркой любовной сценой. Видимо, эмоции «запретной» темы отражались на моём лице … . Учительница, резко откинув верх моей парты, громко спросила:
– А что это мы тут такое интересное читаем?
     Я подскочила, застигнутая врасплох, книга с грохотом упала на пол. Я подняла ее и протянула учительнице. Она, взглянув на название, хмыкнула и внимательно посмотрела на меня. Я опустила глаза, кровь бросилась в лицо, стало жарко – ещё бы, пятиклассница читает о таких взрослых, запрещенных вещах. Позор! Класс притих. Я стояла, красная как рак, не смея поднять глаз. А учитель, продолжая молча листать страницы, возвышалась надо мною. Она была лет сорока, высокая, эффектная и добрая. Я любила её больше, чем других учителей, потому что уроки русского и литературы никогда не казались мне скучными – она вела их интересно – и позволяла нам иметь собственное мнение. Я стояла перед ней, маленькая и жалкая, и мне казалось, что прошла целая вечность. Наконец, учительница резко захлопнула книгу и протянула мне. Так и не сказав ни слова, она вернулась к учительскому столу. А я медленно села на место. Урок продолжился, дети снова стали вскакивать и рассказывать выученные наизусть стихи.
     Наказания не последовало, учительница по-прежнему называла меня по имени и ни разу не упрекнула, и не напомнила о том случае.
«Анжелику» я дочитала, но книги подобного рода я больше не таскала в школу. Кто знает, если бы меня «спалил» учитель математики, возможно, последствия оказались бы намного серьезнее.
     Сколько лет прошло, а я в подробностях помню тот день. И смущенно  улыбаюсь. Но после того случая я не забросила чтение. Наоборот. Вся родительская библиотека была прочитана за пару лет.
     Печально, что современные дети не видят и не понимают настоящего удовольствия, которое приносит хорошая книга. Их жизнь ярко и быстро листается в соцсетях. Иногда дочь меня спрашивает:
– Мама, откуда у тебя столько знаний и такое воображение?
     Мой ответ всегда одинаков:
– Я много читала в детстве.


Рецензии