В туманной дымке за кормой

 Старый капитан любил грустить! Редко, но любил  иногда грустить, наверное, раз в пол года. В комнате мягкий полумрак . Жена ушла к подруге и зелёный глазок радиолы, а чёрная пластинка крутиться со скоростью 33 об/мин и чарующий голос заполняет комнату, а в туманной дымке за кормой давно растаял солнечный любимый город…
 
 В семидесятых, в Каспийском морском пароходстве исправно трудились два танкера-близнеца. Один из танкеров назывался «Баладжары», а другой «Степанакерт». Баладжары это железнодорожная грузовая станция недалеко от столицы Азербайджана. На этой станции, в войну и уже в мирное время формировались воинские эшелоны, которые затем отправлялись в стороны огненной дуги фронта, в горящий Сталинград, а после войны развозили призывников во все, даже самые потаённые, уголки нашей Великой Советской страны. Конечной точкой следования нашего воинского эшелона, следовавшего с Дальнего Востока были именно Баладжары. Наш эшелон, проделав гигантский путь через всю страну, полюбовавшись видами Байкала и надышавшись запахом тайги, устало заснул где-то  на запасном пути, а мы с ребятами сквозь темноту летней майской ночи радостно пошли пешком к долгожданному дому, через весь сладко спящий, огромный город Баку. А Степанакерт был столицей НКАО( Нагорно-Карабахской автономной области) в составе Азербайджанской ССР. Там, на горных перевалах, где эхо, отражаясь от крутых горных склонов , уходит прямо в небо как письмо «До востребования» к Всевышнему, где хрустальный горных воздух спорит с изумрудной, прозрачной чистотой горных рек, в горных сёлах Ван и Ванк теряются следы славных моих предков по материнской линии…
 
 Проект этих танкеров, типа «Баскунчак»,был очень востребован флотом. Танкера прекрасно работали не только в акваториях Балтийского, Чёрного, Каспийского и Средиземного морей, но отлично справлялись и в прибрежной зоне. Все характеристики танкеров длина 83,4 м, ширина 12 метров, осадка 4,6 метра, а груз нефти около 1500 тонн  танкера перевозили со скоростью 13 узлов, что даже по современным меркам является просто замечательным. Проект был разработан Ленинградским Центральным проектно-конструкторском бюро № 1, ММФ СССР. Главным конструктором был М.М. Имам-Али. Первый, в серии, танкер был сдан 30 марта 1964 года керченскими корабелами. Проект «1545» вышел очень удачным и строился большой серий, постоянно при этом улучшаясь. По делам службы «Трансфлота», а затем и Каспийского ЦПКБ приходилось очень часто бывать на этих судах и каждый раз это была очередная встреча с чем-то очень добрым, надёжным и хорошим…
   Конечно, по морским меркам,  суда  было не очень большое и стоя на переходном мостике, который соединял палубу бака с палубой юта, над которой возвышалась  двух ярусная над стройка, а над надстройкой ещё и  рубка, ты это совершенно ясно понимал. Но малые габариты танкеров позволяли использовать  суда подобного типа для довольно специфических операций, особенно в прибрежной зоне. Для этой цели они  фрахтовались  зарубежными компаниями…
 
 Баку город хлебосольный и очень гостеприимный и в бакинскую мореходку ехали поступать ребята со всей нашей необъятной страны, а потом они становились штурманами, механиками и навсегда связывали свою судьбу с морем. В море и в прекрасный город у моря Баку они увидев его первый раз, влюблялись раз и  навсегда, на всю оставшуюся жизнь. В изумрудное кольцо бакинского бульвара, в каменную вязь улочек и переулков Старого города, в летящие скоростные проспекты и тенистые аллеи нагорного парка имени С.М.Кирова. Приезжали на работу в Каспийское морское пароходство молодые женщины и девушки из российской глубинки, которая на своих плечах тянула страну, а сама всегда жила трудно. Конечно их сразу же поражал столичный размах города, блеск витрин центральных магазинов и особо деликатное отношение к женщине. Работая на судах пароходства они получали очень даже не плохую зарплату и могли помогать своим семьям, да и «Торгмортранс» всегда снабжал плавсостав особо. Некоторые выходили замуж за бакинских ребят и создавались интернациональные семье, а впрочем для Баку это было вполне обычным явлением…
 
 Старый капитан любил грустить! Редко, но любил  иногда грустить, наверное, раз в пол года. В комнате мягкий полумрак . Жена ушла к подруге и зелёный глазок радиолы, а чёрная пластинка крутиться со скоростью 33 об/мин и чарующий голос заполняет комнату, а в туманной дымке за кормой давно растаял солнечный любимый город…
 
 


Рецензии