Продолжение
Жизнь иногда ставит человека перед таким выбором, который может определить всю его дальнейшую судьбу. И человек почти всегда выбирает то, к чему направлены его самые глубинные желания, сформировавшиеся ещё в далеком детстве. Но если эти его глубинные желания вступают в противоречие между собой, то крайне сложно сделать этот выбор.
Долгих пятнадцать лет учился Андрей в академии и за эти годы добился очень и очень многого. Получил большую золотую медаль, был зачислен в штат академии , назначен на пенсию и начал преподавать для слушателей академии. Всё удавалось, всё получалось и впереди его ждала долгая счастливая жизнь…
И даже девушку, с которой можно было создать семью, он наконец то встретил. Очаровательной Кате Демерт было всего шестнадцать, а ему было уже двадцать четыре, и пора было задуматься о женитьбе.
Уже через два года Андрей Иванович Иванов был удостоен звания «назначенного в академики», что сулило в ближайшем будущем получение звания «академика» и давало право на пенсионерскую поездку в Италию за счет академии.
А Катюше уже исполнилось восемнадцать и она уже созрела для замужества. И у них состоялся разговор, и они признались друг другу в своих чувствах, и она уже ждала, что Андрюша сделает ей предложение …
Но по правилам женатые художники не имели права на заграничную поездку за счет академии, поэтому вместо предложения она услышала совсем другой вопрос.
- Катюша, ты будешь меня ждать?
- А сколько придется ждать?
- Не знаю… Наверное, несколько лет. Два , может, три года.
- Андрюша, поезжай! Я тебя дождусь…
Если бы она сказала : « Я буду тебя ждать…» или « Не знаю, дождусь ли…», то он бы , наверное , поехал. Но она сказала: « Дождусь…» и он понял, что она та самая, и поэтому остался.
Не верьте тому , кто говорит, что пожертвовал карьерой ради семьи. И тому, кто говорит , что пожертвовал личной жизнью ради карьеры, тоже не верьте. Андрей мог поехать в Италию один, а Катя могла бы приехать к нему позже. Или они могли поехать вдвоем, не вступая в брак. Может быть , он испугался или почувствовал, что достиг предела своего мастерства, а , может быть , просто не хотел терять место преподавателя в академии. Как бы то ни было, через месяц они обвенчались в церкви Симеона и Анны. Уже через два года у них родилась девочка, а ещё через три года мальчик. И так каждые два-три года рождались то мальчик, то девочка. Всего родилось пять мальчиков и пять девочек… Ужас.
Карьера шла успешно. Всего через несколько лет он получил звание академика, должность профессора и казенную квартиру в главном здании академии. Очень увлекся воспитанием учеников. Любимым его учеником стал Карл Брюлло, подававший большие надежды. Его работа «Гений искусства» была признана академическим советом образцовой и рекомендована для копирования всем слушателям академии. Одну из его работ «Нарцисс, смотрящийся в воду» Андрей Иванович даже приобрёл для себя.
И всё закончилось в одночасье… Новый император Николай первый неожиданно после тридцати двух лет беспорочной службы в академии уволил его. С квартиры пришлось съехать и искать другую работу. Кошмар.
Когда через несколько лет Петербург чествовал Карла Брюллова за картину « Последний день Помпеи», и на него возложили триумфальный лавровый венок, ученик демонстративно надел этот венок на голову любимого учителя. Но это было слабое утешение . Андрей Иванович ИванОв прекрасно понимал, что ничему подобному он своих учеников никогда не учил и сам бы такую картину никогда не написал. Не смог.
КАРЛ
Когда Карл оказался в Италии, он словно попал на родину, которой у него никогда не было. Всё здесь было чужое, не привычное и в тоже время знакомое до слез… как будто он уже жил здесь в самом раннем детстве, от которого не осталось ничего, даже памяти.
Через год Карл написал « Итальянское утро» , может быть, единственную картину, написанную просто так, так сказать для души. И картина сразу привлекла к себе внимание публики. Когда картину увидел император Николай 1, он пожаловал художнику собственный перстень и заказал парную картину «Итальянский полдень».
Эта картина, написанная Карлом через пару лет, уже никому не понравилась, в том числе и императору, хотя была написана в той же манере и с не меньшим мастерством. В результате ОПХ (Общество Поощрения Художников) прекратило финансирование пребывания художника в Италии.
В то время, когда не было ни кино, ни даже фотографии, живопись была одним из немногих способов развлечь и единственным способным запечатлеть публику. Люди высшего общества ходили смотреть картины так же, как сейчас ходят в кино, и платили за это немалые деньги. А чтобы запечатлеть себя, платили большие деньги и даже огромные деньги, если портрет писал именитый художник.
Если художнику удавалось своей картиной заинтересовать и привлечь зрителей, то он получал известность, становился именитым, а если написанные им портреты могли ублажить заказчиков, то он получал хорошие деньги.
Известность, приобретенная Карлом после «Итальянского полдня», обеспечила его хорошими заказами, но писать портреты маслом было долго, дорого и хлопотно. Краски стоили немало и прежде чем наносить следующий слой краски, приходилось ждать, пока просохнет предыдущий…
Поэтому Брюлловы начал писать акварелью и довольно быстро набили в этом руку. Написание портрета теперь требовало не несколько дней, а всего несколько часов.
Портретное сходство было, в раму картину вставить можно , а потом сказать небрежно : « … да, кисти самого Брюллова…» И это была истинная правда, хотя многие из этих портретов были написаны не Карлом, а Александром, но тоже Брюлловым.
Очень скоро братья Брюлло стали состоятельными ремесленниками от искусства, известными , но уже не интересными широкой публике, что стало сказываться на количестве и стоимости заказанных портретов. Надо было что-то делать, чтобы как-то поддержать свою угасающую популярность.
Идею для новой картины подал Карлу старший брат Александр, который был в большей степени всё таки архитектором , чем живописцем. Он снимал план с древнеримских бань, совсем недавно найденых в Геркулануме, где раскопки велись еще с прошлого века. К тому же совсем недавно Везувий опять извергался, поэтому публика была подготовлена к тому чтобы эстетически пережить ужас и восхищение при созерцании стихии, для которой жизнь любого человека ничто.
Как и само событие картина получилась гигантской. Работа над ней требовала очень много сил, времени и , самое главное, денег…
Во все времена все художники вплоть до эпохи импрессионизма всегда работали под заказ. Сначала с заказчиком оговаривались цена, сроки, размер и содержание картины, и только потом художник начинал работу. Лишь во времена импрессионистов появилась другая схема. И художники начали творить, создавая произведения, тексты, картины или партитуры и лишь потом находя покупателя.
Но до импрессионистов было ещё далеко и были нужны деньги, а для большой картины нужны были большие деньги.
Юлия Самойлова, муза и любимая женщина Карла, нашла для своего любимого художника эти деньги.
Картина произвела фурор. Все в ней было грандиозно - и размер, и сюжет, и цвет, и свет, багровыми сполохами озарявший несчастных… Из Рима через Милан и Париж картина добралась до Петербурга, где была подарена императору. Это был триумф. Пушкин написал о ней стихотворение, Гоголь статью, а Карл Брюллов стал первым художником империи.
Случилось это в 1834 году…
Александр
Саша всегда просто хотел быть как отец художником. А Андрей Иванович ИванОв сначала не верил, что его сын станет художником, и этим неверием больно ранил душу своего малолетнего отпрыска, а потом вдруг решил, что сын его должен стать лучшим художником, чем он сам, и ранил его душу ещё больше, заставляя сына соответствовать этим завышенным ожиданиям.
Саша так же как отец заслужил золотую медаль и право на трехлетнюю стажировку в Италии. И так же как отец влюбился в молодую девушку и решил жениться, и не ехать. Но отец не позволил ему это сделать…
Он стоял перед сыном на коленях и умолял его не губить свой талант. И сын не смог ему противиться. Может быть, это и был самый важный момент выбора в его жизни…
Он приехал в Рим в 1830… И началась совсем другая жизнь, полная тепла, радости, творчества, наслаждений. Всё это было совсем не похоже на жизнь в России. Казалось, что все здесь постоянно поют, танцуют и рисуют гениальные картины.
В то время , как Саша копировал Микеланджело, Брюллов писал свой шедевр и весь Рим сходил с ума по этой картине, в которой , как казалось Саше, и сюжета то никакого серьезного не было…
И он задумал превзойти Карла. Для начала Александр ИвАнов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине» сравнительно небольшого размера. Но после того , как эта картина заслужила всеобщее одобрение, и за которую в 1836 году он получил звание академика, он начал писать картину «Явление Христа народу» размером 5,5 на 7,5 метров. «Последний день Помпеи» была на целый метр меньше по всем параметрам - 4,5 на 6,5 метров…
Но так как у «Явления…» не было конкретного заказчика, работа над картиной растянулась на 20 с лишним лет. С огромным трудом огромную картину доставили в столицу, где царствовал уже совсем другой император.
Да и отец к тому времени уже десять лет как умер и поэтому не мог оценить работу сына.
А долгов у ИвАнова было столько, что он даже не мог позволить себе просто подарить картину императору… Художник и император долго не могли сойтись в цене. Так и расстались не договорившись.
Когда через несколько дней в гостиницу, где жил бедный художник, принесли письмо от Александра 2 с предложением половины требуемой цены, Александр ИвАнов, заразившийся как и его отец холерой, был уже мертв…
Случилось это в 1858 году
Свидетельство о публикации №225123100050