Лучшая подруга

    Как написал однажды  американец Морган: « У каждого поступка есть две причины- настоящая и та, которая хорошо звучит». Людмила об этой фразе понятия не имела. Она совершенно искренне и бескорыстно помогала тяжелобольной Наталье, потому что была ее лучшей подругой. И Наталья верила в это, и ее дети, и муж Натальи- Слава, и окружающие люди. И даже под пытками, а возможно, даже на Страшном суде Людмила не призналась бы, что подлинной причиной  ее помощи был...Слава.

     Дружили они семьями много лет. Когда муж Людмилы- Макс ушел к какой-то сослуживице- друзья- Наталья и Слава очень ей сочувствовали. А она думала: « Ушел Максим и хрен с ним». Правда, фразу эту она никогда не произнесла бы вслух. Сочувствуют, жалеют- это хорошо. Лучше пусть жалеют, чем завидуют. Когда тебя жалеют- жизнь проще.

     Одиноких женщин- пусть даже и подруг разлюбезных- многие семейные дамы не особенно привечают. После развода она заметила, что многие приятельницы стали встречаться с ней вне дома. Лишь Наталья по-прежнему звала ее на домашние посиделки, и Людмила это ценила. Ей нужно было хоть иногда, но видеть Славу, слышать его голос, испытывать волнение, когда он говорит ей какие-то ободряющие слова. И грустить потом, что такое сокровище досталось Наталье- женщине хорошей, но совершенно обычной. А ведь он должен был достаться ей!

     Ведь именно к ней подрулили познакомиться на танцах два парня. И Славе именно она понравилась. Этот факт он и сам вспоминал иногда. Но она в тот вечер почему-то на друга его- чернявого и веселого Сашку внимание обратила. И разрешила  ему провожать ее домой, а Слава пошел провожать ее подругу- Наталью.
 
     Наталья была скромной, красотой не блистала и ростом не вышла. На фоне статной высокой Людмилы выглядела она девочкой- подростком. А вот надо же! Зацепила чем-то Славу. Хотя...тогда Людмиле все равно было. Она себе искала парня делового, перспективного, а Слава был приезжим из какой-то тьмутаракани, и одет был скромно. И кто бы знал, что из него получится впоследствии руководитель большого отдела крупнейшего в городе НИИ.

     Через полгода после того памятного знакомства Наталья вышла замуж, опередив Людмилу, что, конечно, ее немного задело.

    « Что за дела такие?».
    Но, в принципе, Людмила рада была за подругу. Слава ей был «до лампочки». Она даже была свидетелем на их свадьбе. И именно на их свадьбе она познакомилась с Максом- статным высоким деловитым и самоуверенным.

     Когда они с Максом решили пожениться- то вопроса, кто будет свидетелями на их торжестве не стояло. Так вот и общались потом. Почти родственники. Иной раз ходили вместе в походы, праздники встречали часто своей компанией. У Славы с Натальей родились дети, но и этому Людмила не завидовала. Ей все эти хлопоты, писк и визг были безразличны. И долго все нормально было, а потом- раз!- как вспышка- «да вот же- кого мне надо было! Как же я проморгала?»

    Это свое озарение хранила она в самой глубине души. Она даже стала меньше общаться с друзьями- вдруг выдаст себя взглядом, словом. Чаще Наталья к ней в гости ходила. А потом...Наталья заболела.

 Иногда, глядя на подругу, которая медленно угасала, Людмила почти ненавидела подлый голосок внутри, который иногда шептал: « Вот он- твой шанс, все еще может быть... Наталья боролась с недугом изо всех сил, но потом смирилась.

- Не бросай моих,- попросила она однажды.

     Людмила не смогла ей тогда даже ответить, спазм горло перехватил. Она лишь молча кивнула.
     Натальи вскоре не стало. Людмила просто не выводилась из дома подруги. Дети категорически не могли принять мысль, что в доме может появиться какая-то женщина. А ее они воспринимали как свою родную. Слава тоже не стеснялся плакать перед ней. Она для него была частью его жизни, частью его Натальи.

     Спустя год Людмила стало уже несколько нервировать ее непонятная роль.

     « Пора бы уже и успокоиться. Сколько можно плакать?"- думала она, глядя на большой портрет Натальи на стене. Она и сама искренне горевала о подруге, но жизнь есть жизнь. Да и сколько ее еще осталось- этой жизни?

     Как на женщину Слава не смотрел на нее от слова «совсем». Это было даже обидно. Людмила сменила прическу, освоила искусство современного макияжа, купила себе модные наряды- никак!
     Тогда- послушав специалистов,- решила она сделать паузу в отношениях с этим семейством- «Попробуйте сами, без меня».

     Кроме того, она увидела, что подросшая дочь Натальи стала проявлять к ней некоторую неприязнь. Она-то перемены в Людмиле заметила, и , видимо, поняла- для кого они предназначены.

     Людмила уехала в санаторий. Из него она позвонила лишь пару раз , а после приезда вообще не звонила неделю.
 
     «Соскучились поди! Сегодня приеду без звонка. Раньше в этот день мы всегда собирались- день свадьбы Натальи со Славой. Боже, как это давно было. Я еще тогда платье одела первый раз до самого пола, ленту через плечо. Что за мода была? Ленты вешать на свидетелей. Как молодость быстро проходит! В прошлом году в этот день собирались уже без Натальи...традиция...наверняка в этот день все дома сегодня".
     Встретили ее радушно. Все действительно были дома, накрывали на стол. Слава был рад ее видеть, и даже дочь Натальи- Маша обняла ее при встрече.

- Теть Люда, что же вас так долго не было!

     Сидели, вспоминали, смотрели фотографии. Людмила отметила, что Слава стал спокойней. Тихая грусть в глазах, а так...вполне. После ужина Маша убежала.

- На свидание,- пояснил Слава с улыбкой.- Вот так...жизнь идет... Машка совсем взрослая. Вот сейчас мать ей нужна- совет какой дать, выслушать... а я...не гожусь я на эту роль...
- Слава,- начала нерешительно Людмила.- Конечно, время прошло...ей совет нужен...тебе тоже надо как-то жить, устраивать свою жизнь. Я вот одна, что в этом хорошего?
- Да, пожалуй!- согласился вдруг Слава.

     В душе Людмилы затеплилась надежда. Раньше он такие разговоры на дух не переносил Даже с другом своим полгода не разговаривал, когда тот его с какой-то женщиной хотел познакомить.

- В поход собираюсь пойти,- сказал Слава с усмешкой.- В молодости, помнишь, ходили с вами, а сейчас вспомнил вдруг как хорошо было- природа, палатки, костер. Друг позвал в горы сгонять, маршрут несложный.
- А можно мне с вами? Я тоже походы любила...помнишь, как Максим палатку установил, а она ночью на нас свалилась?- Людмила старалась говорить, как можно небрежней.
- Тебе?- Слава удивленно посмотрел на нее.- Ну, не знаю...группа уже сформирована, да и компания чисто мужская.
- Ладно тогда,- быстро сказала Людмила.- Я уже наотдыхалась. Знаешь, я новый смеситель поставила, а он подтекает все равно. Не посмотришь? У тебя же руки золотые, а то плати, плати...
- Конечно! Завтра же заеду после работы,- сказал Слава.- Герметик куплю.

     Весь следующий день Людмила крутилась, как белка в колесе. Отковыривала уплотнитель на смесителе, готовила ужин, драила ванную комнату, кудри крутила щипцами для волос, обжигая пальцы.

     Слава заехал после работы, как и обещал. Он снял пальто, сразу же прошел в ванную.
- Да тут ерунда!- крикнул он.- Сейчас герметиком все проклею.
- Хорошо!- крикнула Людмила в ответ.- Когда закончишь- ужинать иди! Голодный же наверняка...

     Это было так хорошо- обыденно и прекрасно! Она представила, что вот так- каждый вечер он приходит с работы, она готовит ему ужин, потом они идут куда-то прогуляться или не идут, а просто сидят у телевизора рядышком. Тоже здорово!
     Людмила совсем вошла в роль жены. Отворив дверь ванной, сказала:
- Руки мой! Ужин стынет...

     Слава посмотрел удивленно, но послушно вымыл руки, прошел в кухню. На столе стояли красивые тарелки, бокалы, свеча в хрустальном подсвечнике, бутылка вина.

- А что?- спросила она небрежно, вновь перехватив его удивленный взгляд.- Хорошее вино. Из поездки привезла попробовать, но одной как-то неудобно...не хочешь- не будем открывать.
- Раз хочешь...почему не попробовать...

    Слава открыл бутылку, разлил вино по бокалам. Выпили. Слава стал механически жевать жаркое. Говорить о пустяках не хотелось, а серьезный разговор начать было сложно. Людмила медленно потягивала вино из бокала и молчала. Молчал и Слава. Неловкость и какое-то напряжение повисли в воздухе. Вино ударило в голову.

- Неужели ты не видишь?- спросила Людмила со страданием в голосе.- Неужели не замечаешь, что я...давно...

    Он вздрогнул, как будто звук ее голоса его ударил. Слава поднял на нее глаза и посмотрел, как будто видел впервые. Он так смутился, что кровь бросилась ему в лицо.
     Он налил полный бокал вина и выпил его залпом.

- Но ты же...подруга,- сказал он тихо.-  Ты же наша лучшая подруга, я...не представляю...извини...

     Он не договорил, встал, вышел в коридор, быстро оделся и почти бегом выскочил из квартиры.

     Три дня она пыталась ему дозвониться, объясниться, покаяться, но он не отвечал. К домашнему телефону всегда подходила Маша, с ней Людмила разговаривать не хотела. Лишь через три дня все же спросила Машу,: « Как дела?»

- Все нормально тетя Люда,- отрапортовала Маша.- Папа уехал в поход. У нас все есть! Продуктами холодильник забит- не переживайте...и вам всего хорошего!

     Еще месяц Людмила ждала его звонка, пока в один из дней отчетливо поняла, что он ей не позвонит...никогда... Это было так просто- в его новой жизни ей не было места, она была частью жизни прошлой, будила воспоминания, которые приносили боль. Она была для него только лучшей подругой! Другой роли ей не было дано.

     Зимой Людмила медленно шла из храма. На проспекте она встретила Славу, идущего под ручку с моложавой женщиной, чем-то неуловимо напоминающей Наталью. Пара прошла мимо, скользнув по ней равнодушным взглядом. В скромной женщине, одетой в черное пальто и платок Людмилу он не узнал, и она была этому очень рада.


Рецензии