Размышление на прогулке
«А умище-то, умище куда девать»?
Голова по-прежнему трудится независимо от тебя, всё в ней крутится и вертится. Одним словом, в голове винегрет из хаотичных мыслей. Наконец, мозг определился: щелкнул переключатель и я задумался об одной передаче, которую увидел накануне в ютубе.
Хотя что же это я так замшело – передача... Почему вдруг вылезло это слово из не совсем далекого прошлого?.. Сейчас подобные «передачи» ведут сами авторы, ни с кем не согласовывая. И автор этот нынче называется блогер, у которого имеется свой канал, и с помощью оного он охмуряет своих подписчиков.
Да бог с ним, с блогером-то. Уж не такой он и прелестник. Сейчас каждый, кто смотрит его материал, имеет на всё и про всё свое мнение. Но пищу для размышления собственник канала, естественно, тебе исправно подает.
А тема меня неожиданно заинтересовала, хоть блогер и из россиян. Но он из тех россиян, которых я из круга своего общения не вычеркнул. Слава богу, что у меня таких хватает.
Итак, смотрю некий канал, где разговор пошел об Александре Розенбауме. Личность очень именитая, и в большей мере известная, как музыкант. Однако у него много разных интересов, причем, в отличных от музыки направлениях. Но ролик получился вовсе не хвалебным, а совсем наоборот. Я никогда глубоко не погружался в истории о личной жизни разных публичных персонажей, но эта байка меня заинтересовала.
Да, рассказ получился не просто «не хвалебным», а вообще разгромным: из воздвигнутого здания «образа Розенбаума», как положительного героя из Питера, не осталось камня камне.
Я понимаю автора, потому что многое из рассказанного перекликалось и с моими личными представлениями. Хотя тут уточню: нынешними моими представлениями. Потому что во времена моей молодости – а это тридцать-сорок лет назад, – отношение к барду у меня было совсем иным. Нравился он мне, слушал его немало. Но с тех пор «что-то пошло не так…» Почему же?
Предположим, его якшание с криминалитетом, причем, главным образом с верхушкой из тех кругов, в девяностые никого бы не удивило. Кто тогда не пересекался с такими персонажами? Причем, не исключая людей из власти и правоохранительных органов? Да многие, но в первую очередь те, кто занимался бизнесом.
Я и про себя могу сказать, что тоже неким образом «сотрудничал» с парнями из этой сферы. Пусть непродолжительное время и всего лишь в рамках абсолютно легального бизнеса. А что они ещё вершили, то меня в свои дела не посвящали и, более того, благородно советовали не вникать в детали и держаться подальше. Так и вышло, что наши пути дороги давным-давно разошлись и уже не одно десятилетие я о своих «пацанах» ничего не слышу.
Но у нашего сегодняшнего героя дело обстояло совсем не так. Он часто показательно светился в компании с этими людьми, подчеркивал, что дружит и по-настоящему ценит у них человеческие качества: верность слову и справедливость. Думается, что дружба приносила не только моральные дивиденды. Было немало и материального.
Прошелся блогер и по воспоминаниям коллег из медицины, которые за годы совместной работы героя не очень-то жаловали, обвиняя его то в одних грехах, то в других. Но я не придал значения вот этим претензиям. Мало ли что говорят? А может это недоброжелатели и завистники?
С Розенбаумом меня свели (понятно, что не лично) те самые девяностые годы, когда в моем автомобиле появились кассеты с его записями, песни на которых очень точно отображали моё душевное состояние в минуты очередного кризиса. Положим, афганская тема мне никак не отозвалась. В армии я не служил, а чтобы призвать офицера запаса по специальности инженера авиации и отправить его в Афганистан, никому и в голову не могло прийти. Да и закончилась афганская эпопея давным-давно, ещё в эпоху общей страны.
Блатные напевы меня тоже не привлекали, хотя было несколько колоритных песен, которые мы все слушали. Ну, как слушали? Как рассказ о диковинных нравах и вообще о чуждой жизни. Одним словом, как относятся к чему-то экзотическому. Мы же никогда не попадали в компании, в которых истории «гоп-стоп, мы подошли из-за угла» происходили нередко? Было ещё что-то такое из блатного репертуара, что тебя не трогало и вообще выглядело инородным.
Другое дело «Утиная охота» или «Вальс-бостон». Или «Налетела грусть…» Кассета заканчивалась и начинала играть по новой, а я на своей бывалой восьмерке поглощал немалые сотни километров, слушал песни и в голове ворочались под музыку разные думы, одни успокаивая, а другие – наоборот, бередя душу. Одно хорошо: к концу пути мысли упорядочивались и всё как-то аккуратно раскладывалось по полочкам, появлялось какое-то решение.
Пролетали года, менялись автомобили, поездки главным образом уже не были связаны с бизнесом, и в автомобиле мы всё чаще ездили вдвоем. Музыка звучала реже и реже... А тем более песни Розенбаума. Так ведь и он начал категорически меняться. Разбогател, пошел во власть, его там обласкали и всячески привечали. Вот он уже в Думе, вот он на трибуне, вот он на пропагандистском концерте...
А что это за форма на нём?! Полковник медицинской службы? Человек, который в медицине проработал всего-то пять лет, в армии не служил, а погоны полковника на плечах красуются...
Собственно, мне-то какое дело? Пусть люди забавляют себя званиями и орденами, если им этого так хочется. И они не стесняются своих нарядов с погонами. Хотя когда мне изредка попадался ролик с Розенбаумом в форме, в которой он прохаживался на очередном пропагандистском «форуме», то казалось, что выглядит он слегка смущенным.
Может, мне хотелось, чтобы так было на самом деле? Всё же он не из «ястребов» от тамошней власти. Предполагаю, что у него в глубине души таится немалая доля сочувствия к пострадавшим в этой бойне. Пусть даже с обоих сторон.
Вот так я шел по лесу и сам с собой разговаривал. И разговор меня волей-неволей переносил во времена прошедшие. Опять вспоминаю песни Розенбаума... И тут накатило:
«Уже прошло полжизни после детства,
Уже душою всё трудней раздеться,
Уже всё чаще хочется гулять
Не за столом, а старым тихим парком,
В котором в сентябре уже не жарко,
Где молодости листья не сулят,
Где молодости листья не сулят…»
Наверное, с годами мы становимся сентиментальнее, только этим я объяснил себе, что вспомнив эти строчки, у меня моментально защипало в глазах. Я же тоже гуляю в старом тихом, но в лесопарке. Настроение более, чем лирическое. Слова этой песни раньше я очень хорошо помнил, но сейчас с ходу без запинок не прочитал бы. Достал из кармана айфон, нашел на ютубе песню «Размышление на прогулке» в исполнении автора, включил и иду дальше. И да, иногда таки одинокая слеза накатывает, которую я быстро смахиваю. Зачем мне удивленные взоры от посторонних, если они мне вдруг попадутся? А как тут без грусти:
«…И бабушек приходим навестить
На день рожденья раз и раз в день смерти,
А в третий раз, когда сжимает сердце
Желание внучатами побыть,
Желание внучатами побыть…»
Да, растроган... Но ещё я отдаю себе отчет, что меня сегодня растрогали не только мысли о быстротечности жизни, о расстояниях, что пролегли между тобой и самыми близкими, о неизбежном расставании с родными и друзьями, которые, увы, уходят по последней дороге. Меня сейчас охватывает чувство, что в моем устоявшемся с молодых лет мире, увеличивается пропасть с прошлой жизнью, прошлым общением, да со многим, что тебе было мило.
Я не буду слушать новые песни того же Розенбаума, если он их напишет. Кстати, как и многих других авторов, не говоря уже про обычных исполнителей, которые сейчас остались на той стороне. Нет, старые песни останутся со мной. Мы же тогда были почти едины в своем восприятии жизни.
Я не буду смотреть новые фильмы оттуда, среди которых в громадном сонме пропагандистских поделок вполне вероятно, что могут быть и добротные ленты, но всё равно – они сделаны там. И даже многие картины, которые мы смотрели в девяностых и начале этого века, я тоже вычеркну: видеть физиономии актеров, поддерживающих войну, невозможно.
С книгами проще. Те писатели, которых я читал и ценил, они все оттуда выбрались. Возможно, появится кто-то из молодых талантов, кто стоит на человеческих позициях, кто честен перед своей совестью. Я с ними обязательно познакомлюсь и буду читать. А фашиствующих прилепиных и прохановых с лукьяненками вкупе мне и даром не нужно.
Да, берега расходятся. Может, в будущем, через поколение, люди начнут тянуться друг к другу. А как же мы, нынешние весьма «взрослые»? Которые «все же попривыкли мы друг к другу»? Я для себя решил просто: искать родственные души хоть где. К любой родственной душе всегда можно достучаться, если в главном вы едины. А главное – это отношение к миру. И если с этим всё сходится, то тогда можно лишь произнести старые, незабываемые слова от Александра Розенбаума и жить дальше. Счастливо...
«В дом наш как-то туча забрела,
И стекла со стекла,
Мы свои дожди переживем
Я да ты, вдвоем…»
С наступающим Новым годом...
Свидетельство о публикации №225123100887
И я в девяностых обожал слушать Розенбаума, и записи и даже пластинки были. Пластинки кстати, живы до сих пор. И хочется даже иногда послушать старое:"С распаренных домов, спадает летний зной...","Я пришёл на Ваганьково, где он лёг отдохнуть..."."Заплутал, не знаю где, чудо-чудное глядел..." и много других, а вот блатные и афганские я тоже не слушал, тоже офицер запаса после военной кафедры и тоже там не служил. А теперь меня тошнит от его современных песен, да и от него самого. И думаю, это уже не пройдёт.
Здоровья Вам! И с Новым Годом!
Андрей Портнягин-Омич 31.12.2025 15:42 Заявить о нарушении
Александр Алексеенко 2 31.12.2025 17:45 Заявить о нарушении