1547. Хуторская чертовщина. Червонец на пропой

         Закрыв за собой дверцу на запор, испытал некий комфорт от отсутствия ветра на чердаке, даже возникло обманчивое восприятие, что здесь тепло, а пройдя к дыре в потолке ужом проскользнул на печку.
            Достаточно было одного обоняния,  поняв, что здесь после его последнего пребывания никого не было, этот чахлый запах заброшенности ни с чем не спутать.
         Давний опыт подсказывал о необходимости протопить печь, избавив помещение от неприятной сырости и поселившейся соседки плесени.
           Для кого угодно у него бы нашлось тысяча причин, только бы не возиться с печкой, но лично для себя Злотазан готов был перебороть усталость, разведя огонь, который не только согреет его, но и избавит обе комнаты от сырости.
      В умелых руках и дело быстро спориться, к тому же можно было не опасаться, что могут увидеть дым из трубы, его в то же мгновение сдувало ветром и уносили в сторону хуторского выгона. 
        Несколько простейших манипуляций и в печке разгорелась щепа, а та в свою очередь подожгла несколько поленьев поставленных в виде колодезного сруба, поверх этого сруба было положена пара кизеков принесённая из сенцев, заготовленных Васяткой по его просьбе.
        Покуривая папиросу и поглядывая, как в печке занимается пламя, неспешно пожирая уложенные кизяки, дождался того момента, когда перегоревшие поленья превратились в жар, закрыл заслонкой устье печки.
                Пусть теперь тлеют кизяки до самого утра, отдавая тепло кирпичной кладке, а он забравшись на печь позволит себе выспаться в приятном тепле.
                Спал он сном беспечного младенца и видел довольно приятный сон, чудным образом оказавшись у деревянного моста через Подкумок, ожидая здесь встреть Петра Мальцева и получить от него накопившееся  должок.
        Каково же было его удивление, когда со стороны станицы Горячеводской появился должник в сопровождение того самого здоровенного казака, уведшего при первой встрече с собой Петра.
        Этот буйвола подобный казачина нёс перед собой в своих огромных ручищах каравай с солонкой наверху на красочно расшитом рушнике, сбоку него шёл Петро и тоже нёс, только на подносе горкой выложенные золотые червонцы, отблеск от которых слепил глаза.
       Для Злотазана это не показалось чем-то необычным или странным, это приятное событие проходило тёмной ночью при обилии звёзд на небе, при молодом, будто намалёванном, только что народившемся месяце.
       Сойдясь вместе ровно на половине моста, ему была преподнесена чарочка водки не понятно откуда появившейся чернобровой молодкой, приняв угощение и отломив кусочек каравая, обмакнув его в соль, закусил и одобрив угощение приступил к приёму червонцев.
        Предварительно открыв портфель на всю его возможную ширину, попросил Петра ссыпать ему сюда с подноса все золотые монеты.
        Как уж так вышло, но одна монета проскочила мимо, несколько раз подпрыгнула на деревянном настиле и проскользнула в щель и упав в воду, отсвечивая со дна золотыми отблесками, подобными танцующим арабескам.
         Петро, чтоб исправить свою оплошность, переваливается через перила и ныряет в воду, намереваясь достать упавшую монету, Злотазан не стал дожидаться, когда он вынырнет и отдаст её ему, ибо проглотивший в себя червонцы  портфель настолько отяжелел, что его с трудом удавалось держать в обеих руках, плотно прижимая к себе.
         Тем более его на пригорке пятигорской окраины дожидалась золочённая карета, к которой он и поспешил, сказав на прощанье казаку. 
-Червонец возьмите за труды, сходите кабак испить казённой водки.
         С трудом забравшись на пригорок и усевшись с помощью лакея в карету, выкрикнул кучеру.
-Гони любезный ко мне в поместье!
-Надоела мне эта городская суета!
         И вот карета при четырех вороных лошадях срывается с места, а Злотазан глядя в окошко наблюдал за сбежавшими к мосту людьми, чего-то усердно размахивая руками и указывая на то место, куда нырнул Петро.
         Но это теперь была не его забота, следовало придумать и найти новое место для очередного тайника, куда он положит это золото из своего портфеля.
         От невероятной тряски на ухабах и неровностях дороги, отчего золото позвякивало в его портфеле он и проснулся в довольно приятном настроении, а заодно сделав соответствующий вывод, что все дороги в его поместье будут сдержатся надлежащем виде.
               
             Посчитав этот сон вещим, отодвинул занавеску и было подумал, что довольно рано проснулся, ибо в комнате наблюдал много света, а глянув в окошко поверх занавески был сильно удивлён выпавшим снегом, что до неузнаваемости преобразило былую хуторскую серость.
         Все обстоятельства, так ему думалось в эту минуту, склонились в его пользу, что указывало на скорейшее обогащение, да оно к тому и шло, чего здесь мудрить, коль оно так и есть.
         Взяв свои портянки высохшие до состояние поджаристых блинов, по комкал в ладонях придав им мягкости, намотал на ноги и надел сапоги.
         Слез с печки, прошёлся по комнате, выглянул в окошко поверх простенькой занавески, несколько от удивления присвистнул, наблюдая белоснежную скатерть наброшенную матушкой зимой.
        Вернулся обратно к печке, отодвинул заслонку, по шурудил кочергой, а найдя остатки жара сходил в сенцы и принёс кизяк, положил сверху, пусть лежит тлеет поддерживая тепло.
      Взяв портфель и присев к столу, собрался по ужинать остатками былого пиршества, допив коньяк, выжав из бутылки последние капли, закусил оставшимся хвостиком колбасы.
          Было собрался закурить, выложив на стол коробку с папиросами и спички, как до его чуткого слуха донеслось, отворилась калитка, а вот это уже было интересно, кто же это решился заглянуть к нему во двор.
       По хрусту снега под ногами легко было догадаться, что это были двое, шли уверенно, будто к себе домой.
        Наскоро убрав со стола и пройдя к окошку встал с боку, выбрав место наилучшего обзора, только было приноровился взглянуть одним глазком через стекло, как вдруг с другой стороны подошёл паренёк лет четырнадцати.
            Сложив ладони домиком над свои лбом, пытался заглянуть внутрь, возможно его внимание привлекли с потевшие стёкла, признак того, что в хате довольно тепло.
      Уж чего он хотел высмотреть внутри, только ему одному и известно, второй парубок не громко окликнул его.
-Хорош заглядывать, пошли в кухню.
-Я сегодня у деда, когда он дрых, из его запасов отсыпал махряку-крупчатки.
-Пойдём курнём, глотнём табачного дыму до одурения в голове.
            Злотазан быстро сообразил, что эти хлопцы давненько сюда повадились, как только стало холодать на улице, нашли себе тихое и уютное местечко для приятного время провождения.
          Уж чего они надумали делать дальше, если бы не грубый окрик Василя Лыгина со своего двора.
-Чего заглядываете по окнам!?
-И какого хрена забрались в чужой двор?!
-Идите к себе и заглядывайте в свою хату сколько влезет!
-Ходят тут, занятия себе найти не могут.
-А ну-ка пошли вон!
-Чего уставились?
-Давно меня не видели?
-Так я быстро вас налажу отсюда, возьму арапник и прогоню, что ту заблудшую скотину!
-А ты дядька Васька на нас не ори, ни к тебе во двор залезли,
                отозвался один из парней.
-И этот двор давно пустует, бросили  его Харитоновы и съехали, больше и не появлялись с самого лета.
-А мы так, из интереса посмотреть.
-Ты глянь на него, ишь какой шустрый выискался, кто тебе сказал, что этот двор ничейный?
-Есть у него хозяин, только находится в отъезде.
-Меня попросил присматривать, чтоб вот такие как вы обормоты разорение не устроили.
-Кому сказано марш отсюда и чтоб я вас здесь больше не видел!
- Иначе захвачу и уши по откручиваю.
-Говорил же тебе пошли в кухню, нет надо было в окошко заглядывать, ещё подумают, что чего-то украсть хотели.
-Да чё ты разнылся, с вечереет, вернёмся и девчонок с собой притащим.
-Ну а чего, в клубе вечная толкотня, а бегать за угол да цигарку на десятерых делить была бы охота.
-Давай пошли уже, нечего злить дядьку Ваську, говорят когда работал у помещиков на конюшне, злой был как собака.
           Парни ушли и аккуратно за собой закрыли калитку, не позабыв накинуть железное кольцо.
         
            Во дворе вновь установилась полнейшая тишина, Злотазан вернулся к столу, вновь выложил на стол коробку с папиросами, достал одну, прошёл к печке, приноровившись прикурил от жаринки, ну не привлекать же к себе внимания вспыхнувшим огнём от спички.
        Пряча папиросу в ладони, опять же с целью маскировки, не спеша покуривал, размышляя над только произошедшим событием.
       С одной стороны даже хорошо, что сюда заглянули эти парни натоптав следов, теперь можно без всякого опасению прогуливаться по ночам, устраивая хуторянам мелкие пакости.
        А чем ещё заняться, маяться бездельем, так можно и от скуки захиреть, а так какое ни какое, а приятное развлечение.
       Есть одно большое неудобство, это каждый раз лазить через чердак, надо будет придумать хитрое и надёжное приспособление, наподобие того, что было на Песиной мельнице.
          Вроде замок висит на дверях и пусть себе висит, а когда надо открыть дверь, то скрутили гайку и заходи, не забывая пригнуться под железную перекладину.
         Можно и подумать, ведь весь вечер и наступившая ночь в его распоряжении.
          Думая об одном, а умная мысль пришла совсем о другом.
    Этих пацанов всё же придётся турнуть, сейчас их устраивает летняя кухня, а там глядишь и на хату по зарятся, ну а чего, вынули стекло из окошка под лестницей и залезай внутрь.
       А вот Василя надо будет склонить захаживать в этот двор, пусть по больше натопчет следов, а это даст возможность особо не остерегаться и выходить прямиком на улицу.
         Умнейшая задумка и ни у кого не вызовет подозрение, что это место обитаемо хуторским чёртом, который и устраивает по ночам различные проказы в хуторе.
        А что может быть лучше ссоры между соседями, когда не разобравшись что к чему, готовы устраивать словесные оргии до хрипоты разрывая свои глотки, а в иных случаях устраивать взаимные мордобития.
       Ведь приятно посмотреть, когда другие дерутся, собирая у своих дворов любопытствующий народ, для которых подобная выходка подобна интригующей забаве.
         А потом будут рассказывать и спорить, как всё было с точки зрения каждого наблюдавшего за этим зрелищем, где каждое действие дальнейшей драмы было не предсказуема, как примерные прикидки на предстоящий урожай озимых.
        Но оставим всё это на суд народный, пусть сами разбираются, кто был прав, а кто виноват, где каждая сторона гнёт свою правду, так и не дойдя до самой сути, что всё это было подстроено третьим  тайным участником, так и оставшегося в тени произошедшей ссоры.
        Всё это ещё только предварительные задумки, а их воплощению помогут помочь давние наработанные традиции, что при правильно поставленном  применении гарантируют невероятный успех, но это будет чуточку потом, а сейчас следует решить более важную проблему с навесным замком на дверях.

            Глупейшее положение, не находите ли вы, когда поставлена конкретная цель и её необходимо решить в кратчайший срок, мыслительный процесс в голове начинает думать совсем не о том, о чём бы следовало, с невероятной подлостью подбрасывая всё что угодно, только не то, что сейчас необходимо.
          Проще было встать, подойти к стене и шмякнуться об неё свой башкой, выбив из неё всё не потребное, а освободив себя от всякого не нужного хлама, приступить к детальному осмыслению.
          Но и этот действенный поступок вряд ли сможет направить ситуацию в нужное русло, уж если голова тупит, то здесь не помогут самые радикальные меры, в подобном замешательстве принято дать мысленному процессу созреть и отстояться, подав на золотом блюдечке готовое решение.
       А чего из этого в последствии выйдет покажет конечный результат, в данном случае лучшее решение проблем, так это полнейшее безвольное безделье.
         Злотазан так было бы и поступил, если бы не очередное вмешательство на его территория домовладения, эти юнцы не оставили свою затею проникнуть в летнюю кухню, а дождавшись, когда ночь окончательно вступит в свои права, мало того, что зашли со стороны задов, так ещё притащили с собой девчонок.
        Этому своеволию придётся дать укороту, ведь если повадятся, то в скором времени будут ходить целым табуном, а там только и дожидайся, что им окажется мало места и они обязательно постараются тайком пробраться в хату.
            Какому хозяину понравиться такая вольность, гнать их надо сразу, пока ещё не пообвыклись, сделать им такую подлую мерзопакость, чтоб окончательно сюда позабыли дорожку.
        Вот в таких подобных случаях особо и извилины не приходиться напрягать, в голове моментально возникло несколько невероятных по своей паршивости вариантов, ну взять к примеру такой, подпереть двери палкой, осторожно забраться на крышу кухни, забить трубу соломой, подпалить и накрыть сверху, дым, а куда ему деваться,  заполнит небольшое помещеньице, вызвав у присутствующих невероятные спазмы кашля.
        Вот и будет им курилка, да такая, что одурев от дыма начнут метаться в поисках выхода, да не тут было, дверь подпёрта снаружи, вот уж завопят, так завопят, того и гляди маленько для науки угорят.
         А не надо по чужим дворам шляться, устраивая себе пристанища, на то есть клубы  с их избами читальнями, идите туда и образовывайтесь,  постигайте иные науки для общего развития.
        Всё это заманчиво и забавно, да только чего им стоит высадить окошко и выбраться через него, в итоге себе же и устроишь убыток, тут нужен более детальный подход давящий на психику, чтоб вскакивая по ночам от жуткого приснившегося кошмара вспоминалась эта зловещая летняя кухня с её мрачными страшилищами.
          На подобные представления ума большого не нужно, когда фантазии плодятся, что та тля на молодых побегах, наметив себе конкретные цели, предварительно представляя ужасы предстоящей трагедии, выбрался на чердак и пробрался к дверце, поглядывая сквозь щели, чего же там твориться в его летней кухне.
          И только он собрался открыть запор и спуститься по лестнице, как отворилась дверь, из неё вышли две девицы, как здесь говорили ссыкушки, явно не довольные посещением этого злосчастного места, говоря своим парнишкам.
-То же мне место нашли, сарай сараем, да у нас в курятнике по лучше будет.
              Другая девица вторит первой,
-надымили своим вонючим дымом, мамка учует крепко поругает.
-Хватит тут сидеть, идёмте отсюда.
           «Верно говорите девоньки,
                подумал Злотазан,
                идите сами отсюда и своих парубков с собой забирайте».
            А для ускорения этого процесса пришлось пойти на хитрость едва слышно подвывая траурными нотками.
-Вы идёте с нами или будете там в дыму сидеть?
                с заметным недовольством произнесла та, что будет по бойчей девица.
-Ну и сидите там, курите свои вонючие цигарки, а мы с Танькой уходим.
-Пошли Тань, нашли дурочек ходить с ними по заброшенным сараюгам.
- А ещё заливали, какое здесь уютное местечко для посиделок.
-Пойдём Тося обратно в клуб, там уже все наши ребята собрались.
         В таком случае ситуация меняется в корне, в этом скромном обществе произошёл моральный раскол, женская подрастающая половина отвергла своих поклонников, найдя это место недостойного их посещения.
       Не успели девахи отойти и пару десятков шагов, как из кухни вышли двое хлопцев, один из них не громко выкрикнул им в след.
-Ну куда дуры попёрлись?
-Чего потопали через зады!
-Тоська? Танька?
-Айда с нам через улицу или вам нравиться по бурьяну шастать?
-Мы бы сразу пошли,
                ответила Тоська,
-да там чего-то завывает.
-До жути страшно.
-Да то ветер в трубе подвывает, а вы чё удумали, что чёрт на чердаке сидит и на вас страху нагоняет?
-Да попадись он мне, быстро бы его справил куда по дальше, дал бы ему крепкого пинка под зад и все дела.
-Нашли чего бояться, это он пусть нас боится.
             «Вот так и рождаются герои,
                подумал Злотазан,
          да только этот паршивец его и в глаза ни разу не видел, а коль повстречаются тёмной ночью один на один, то как бы с испугу себе в штаны бы не наложил».
       Все тут смельчаки и герои, когда вместе гуртуются, а когда оказываются в полнейшем одиночестве, то непременно подвержены внутреннему страху, а иначе и быть не может, так устроена человеческая сущность, в большей мере опасаясь создавшейся пустоты и неизвестности, когда заложенный с рождения инстинкт рисует в голове невообразимо гнетущую по своему воображению чудовищную иллюзорность.
           А у ребят вновь возникли дружеские отношения и они с очередным приступом веселья всей шумной гурьбой вышли со двора и тут же устроили соревнование,  бросаясь вдогонку друг друга  снежками.
             И тот самый чёрт, что сидел на чердаке и которому было обещано при встрече дать под зад, затаил обиду на хлопца и его компанию, ни кому не позволено говорить в его сторону подобных гнусностей, об этот следует помнить и не забывать, чтоб потом не разводить в стороны руками и говорить, а за что это мне?
          А за то самое, умей держать язык за зубами, а уж если чего собираешься сказать, то в начале хорошенько подумай,  чем это может в последствии обернуться для тебя самого.
        На почве этой самой возникшей обиды вылезло вполне разумное решение, навесить на двери летней кухни замок, вполне разумное решение, надо будет его поискать, возможно Васятка со своей Лидкой не всё до последнего гвоздя увезли с собой.

                30-31 декабрь 2025г.
         


Рецензии