Русский Моисей. Исход на чужбину
ИСХОД НА ЧУЖБИНУ.
После эвакуации из России на бароне Врангеля лежало тяжкое бремя по размещению и обеспечению всем необходимым спасшихся с ним людей, оставивших Отчизну.
Петру удалось договориться с союзниками по размещению. Но недавние ещё «братья по борьбе» показали весь свой рваческий нрав.
Они предложили принять на себя заботы по размещению и обеспечению всем необходимым. Но в обмен потребовали передачи им целиком российского флота (включая гражданские и военные суда).
Всех военных поместили в лагерях Галлиполи, донских казаков – в Чоталджу, кубанских – на остров Лемнос.
Условия везде там были весьма тяжёлыми. Добровольческая армия поместилась в Галлиполи, окрестив это место в «Голое поле», что фактически полностью соответствовало названию.
При этом союзное командование прилагало все усилия, дабы сам Врангель как можно реже посещал своих товарищей-беженцев. Тем не менее, он побывал у них 18 декабря 1920 года, а затем 15 февраля 1921 года.
В его честь были проведены военные смотры и парады, продемонстрировав свою боеспособность, так как оружие, вопреки неоднократным требованиям союзных властей, не сдали, отказавшись в самой категорической форме.
Один из таких «сидельцев» записал в дневнике: «Мы верили генералу Врангелю. Верили безотчётно. Это была вера в человека…, в его высокие качества и преклонение перед носителем Белой идеи, за которую тысячи наших братьев положили свои жизни».
Французские власти намеревались расформировать Русскую армию. Воинам было предложено ехать в Бразилию для работы на плантациях. Кроме Бразилии предоставлялась отправка и в иные страны в качестве беженцев. Не пожелавшим и вовсе предлагалось возвращение в Советскую Россию.
Врангель всеми силами пытался воспрепятствовать разобщению этих эмигрантов. В результате этого его взаимоотношения с французами испортились до такой степени, что барон подготовил проект приказа на случай своего ареста. Мы приводим его здесь:
«1. За отказ склонять армию к возвращению в Советскую Россию я арестован французскими властями. Будущая Россия достаточно оценит этот шаг Франции, принявшей нас под свою защиту.
2. Своим заместителем назначаю генерала Кутепова.
3. Земно кланяюсь Вам, старые соратники, и заповедываю крепко стоять за Русскую Честь».
Барон с семьёй проживал на яхте «Лукулл» в Константинополе. И вот, 18 октября 1921, сия яхта была протаранена пароходом «Адрия», который шёл из Советской России из порта Батум. Яхта моментально затонула. Погиб вахтенный офицер лейтенант Сапунов и с ним несколько матросов. Сам Пётр и его семья в тот момент отсутствовали на борту. К слову сказать, таран пришёлся именно в то место, где располагалась каюта барона. Налицо был явно спланированный большевистскими агентами акт.
Приняв во внимание враждебный настрой французов к беженцам, Врангель начал вести переговоры с Балканскими странами, дабы те смогли предоставить убежище эмигрантам. Это возымело успех, в результате чего Болгария приютила 9 тысяч, Сербия – 7 в конце 1921 года. Прочие страны также дали кров. И 5 мая 1923 года последние русские беженцы покинули Галлиполи.
Свидетельство о публикации №226010201190