Язык Озана бывает глубоко мудрым...

Вы видели древне исторические рисунки о туркмен? Почти на всех из них можно увидеть баксы (туркменского народного музыканта) с дутаром (двухструнным туркменским народным инструментом). Чтобы изобразить всё население целиком в стиле баксы, по крайней мере, эта нация должна искренне любить музыку и общение. Знаменитый греческий философ Аристотель сказал: «При звуке музыки, страсти наслаждаются сами собой». Выражение своих чувств, эмоций, целей и задач через музыку раскрывает интеллект и красноречие этого народа. Поскольку не каждый может понять «язык музыки», не каждый может ощутить ее естественную способность приносить утешение сердцу. В прошлом, нуждающиеся в «особом певце» во дворцах, султаны и цари предпочитали приглашать их во дворец и держать рядом с собой, а баксы пели и играли на королевских банкетах и пирах. Причина заключалась в том, что султаны, получая духовное удовольствие от песен, также хотели представить себя перед народом как людей, «прикасающихся к красоте» и понимающих искусство общения посредством музыки.
Поскольку представление о том, что игра на дутаре (струнном инструменте) является формой знания, и что те, кто умеет на нем играть, также обладают знаниями, сохранилось с древних времен. Молодые женщины из царских семей сделали игру на дутаре одним из трех условий для создания брака. В то же время песня и музыка стали культурным способом обмена идеями и выяснения благополучия друг друга. Если дутар находится в объятиях доблестного возлюбленного, гнев девушки может превратиться в улыбку. Во многих произведениях народной литературы считается обычным делом, когда героический воин завоевывает сердце девушки с помощью просветления и музыки.
Бывали даже случаи, когда бедняки, не в силах свести концы с концами, спасались от гнева султана, выражая свои недовольства через музыку. В соответствии с пониманием того, что «слова — украшение сердца», бакси (певцы, подобные музыкантам) стали распространителями и выразителями бедственного положения народа. (См. стихотворение Махмута Гайыбы «Геленде бардыр», чтобы узнать о его происхождении). Во-первых, бакси и певцы были людьми, которые общались с народом и хорошо его понимали; во-вторых, они взяли на себя эту роль, потому что хорошо разбирались в дипломатических методах передачи информации посредством слов и музыки.

Таким образом, задача установления мирного дипломатического диалога легла на плечи бакси. Мы обсудим событие, упомянутое в произведении Нурмирата Сарыханова «Шукур Бахши» Ценность произведения заключается в идее освобождения плененного брата не посредством войны или разрушения, а посредством музыки.
Шукур Бахши — сын своего народа и своего времени. Если бы народ не думал так, если бы дутар (струнный инструмент) не использовался раньше как средство достижения мира, хватило бы Шукуру Бахши сил пойти на «войну» с музыкой?! Каждая историческая фигура создана народом, каждая историческая фигура действует как личность, продолжающая национальные идеи своего народа.
Поэтому способ освобождения от плена своего брата с музыкой — это активизация ранее установленных народных стремлений к миру. По этой причине произведения с подобными сюжетными линиями присутствуют в нашем фольклоре с древних времен. История о «старшем сыне Ушуна, Сегреке», из эпоса «Коркут Ата», являющегося частью нашего национального наследия, рассказывает о событии, похожем на то, что описано в произведении о Шукуре Бахши. У Коджи Ушуна было два сына: Эгрек и Сегрек. Однажды Эгрек, как и брат Шукура Бахши, отправился в набег и был захвачен врагом. Как и Шукур Бахши, Сегрек ничего не знал об этом. В то время как Шукур Бахши узнал о пленении своего брата из подстрекательских слов своей невестки, герой эпоса, Сегрек, услышал эту новость от постореннего. На протяжении всех глав эпоса, посвященных мести, главный герой постоянно подстрекается кем-то. Это развитие событий можно объяснить следующим образом:
          1) Неосведомленный главный герой
2) Подстрекатель
3) Возникновение желания мести у главного героя
Подобное композиционное развитие мы также встречаем в разделе «Месть Арабу» эпоса «Кёроглу». Сегрек, понимая, что его брат находится на вражеской территории, решает спасти его, не путем войны. Его пытаются отговорить от этого намерения и женить дабы отвлечь внимание, но даже «связывание рук и ног» не приносит ожидаемого результата. Враги натравливают братьев Эгрека на Сегрека. Два брата, вынужденные сражаться и отдавать свои жизни, еще не знают, что они братья, рожденные из одной утробы, из одной крови.
Эта часть эпоса, невольно напоминает «Сказание о Рустаме и Сухрабе» из «Шахнаме» Фирдоуси. В этом разделе Рустам, не зная о существовании своего сына, входит с ним в борьбу, побеждает и убивает его. Хорошая новость в том, что в эпосе «Коркут Ата» два брата знали друг друга до трагического исхода события. Дутар (или копуз в некоторых версиях) в руке Эгрека вызывает желание узнать друг друга. С помощью дутара Эгрек спрашивает Сегрека, кто он и каковы его намерения. В то время как в «Шукур Бахши» брат, идущий на помощь, держит в руке дутар, в эпосе «Коркут Ата» дутар находится у брата, которого нужно спасти. Однако это различие нисколько не умаляет миротворческой силы этого инструмента. В обоих произведениях неизменно проявляется способность инструмента способствовать пониманию и успокаивать души. Если бы в тот момент у Эгрека в руке был меч, а не дутар, события закончились бы иначе.
Мы понимаем это ещё яснее, когда читаем слова Сегрека. Он говорит: «Эй, неверный, … из уважения к своему предку Коркуту; если бы у тебя в руках не было Кобуза, я бы разрубил тебя пополам», после чего раскрывает свою личность. Невозможно читать эту часть эпоса, не испытывая волнения:

 «Рано утром я встал со своего места ради брата; светло-сивых коней я заставил ржать 37 ради брата; *в вашей ли крепости он в плену, гяур, скажи мне; 38 да будет моя черная голова жертвой, гяур, ради тебя».
 
В конце концов, два брата узнают друг друга, обнимаются, вступают в войну с врагом и обнажают мечи. В этот момент любовь к музыке, дутару, приносящим братьям счастье и воссоединение, становится ещё сильнее. Укрепляется убеждение, что музыка действительно обладает силой, которую не может заменить никакое другое оружие.
Сегодня нам особенно необходимы инструменты и методы для восстановления мира и порядка на земле. Поэтому мы хотели бы обратить внимание на некоторые аспекты статьи. 1. Сила, понимающая искусство – Султан или Хан (тот, кто обладает властью). В произведении «Шукур Бахши» Иранский Хан предстает именно такой силой, потому что даже обладая музыкальными способностями, если Вы столкнетесь с человеком, который его не ценит, события могут развиваться совсем не так, как Вы ожидаете. В произведении событие заканчивается счастьем и миром, как и в эпосе «Коркут ата»
2. Допустим, события развивались бы наоборот, то есть Власть, понимающая искусство музыки и общения, не нашлась бы. Какого исхода следовало бы ожидать? Мир сменился бы войной, а руины войны остались бы в общественной памяти как нечто плохое. В конечном итоге воцарился бы хаос, и «головы стали бы ногами, а ноги — головами». Потому что использование правил мира эффективно в «придании каждому то, чего он заслуживает», иначе, как и во всем остальном, «если что-то идет не по прямой, то идет наоборот», и по-другому не бывает. Произведения объясняют нам, на литературном языке, как вести себя в жизненных ситуациях. Если лидерами становятся те, кто понимает музыку и искусство, найдется счастье, мир и  благое решение для народа, потому что люди, которые с железной волей решили «давать каждому то, что он заслуживает», подобно героям произведений, всегда являются спасителями от великих бедствий.


Рецензии