Софья
Однажды я хотел написать рассказ о странной истории, которая произошла в декабре 2025 года. От мамы пришло смс: «Всё-таки Платон умер».
Я не хотел начинать рассказ с подсказки для читателя. Не знаю, с чего начать — это до сих пор странная для меня история, которую поведала моя мама, Софья Михайловна. Ей 84 года. Я, конечно, расспросил:
— Ну, что случилось в этот раз?
Она ответила:
— Как, ты не знаешь новость? Сколько можно рассказывать, ты всё не слушаешь. Видела я как-то сон. Во сне пришел мой брат, представляешь? Никогда его после похорон не видела, а тут заявился поздно ночью. Высунула я голову из окна и говорю: «Кого это так поздно черти носят?» А он стоит, улыбается, сумки какие-то из машины выкладывает, и друг его незнакомый из машины выходит.
Я Алеше говорю: «Я не впущу тебя домой — ни тебя, ни твоего беззаботного друга. Мест нет, негде вас укладывать!» — и побежала закрывать ворота.
А он мне: «Ну, нет так нет. Хоть посмотри наши покупки, что тебе купили».
И достали черное платье.
Я сказала: «Зачем мне похоронное платье? Оно мне ни к чему».
А друг его говорит: «Софья, мы это платье спонтанно купили, потому что красивое очень. Ну, если тебе не надо, я своей жене отдам».
Я отрезала: «Мне это совсем не надо. И мужу я пообещала черный цвет даже после его смерти не надевать. Вот его давно нет, а я держу слово».
Друг моего брата сказал: «Ясно, решено, жене отдам».
И уехали. Я не поняла, зачем они приходили.
Спустя время мне снова приснился сон, будто пришла в гости Нато.
Я спросил:
— Что за Нато, мама?
— Крёстная твоей сестры, — объяснила Софья. — Та самая Нато, которая с мужем-греком в Греции живет. И вот что интересно: она пришла в том же платье, которое хотели мне в первом сне неожиданные гости подарить! Пришла Нато, распустила волосы и начала их расчесывать перед моим большим зеркалом. На этом я и проснулась. Но вот совпадение: утром по Вайберу позвонила эта же женщина, Нато. Поздоровалась, расспросила о здоровье. Я спросила о её муже, о полицейском...
Глава 2: Муж-полицейский
Софья продолжила:
— Муж её — полицейский в далекой Греции. Нато рассказывала, что он любил много пить и даже терял сознание. Она жаловалась: «У него что-то с сердцем. Очень хотят сделать обследование, стоят в очереди. Хотят проверить сердце и, если понадобится, сделать операцию».
Софья Михайловна не любила ходить вокруг да около, многословие — не её конёк. Она сказала прямо:
— Наталья, ему долго не осталось. Я его видела среди мертвецов. А тебя, моя дорогая, не обижайся, видела в черном платье, которое покупали мне, а потом в этом платье расхаживала ты.
На той стороне «Вайбера» повисла пауза. Тишина для осмысления. Нато понимала, что ее собеседнице 84 года, она может нести бред, старческую чушь. Нато много раз ухаживала за границей за стариками, работала сиделкой и знала этот сухой, бескомпромиссный язык пожилых людей. Но рассказ о платье её зацепил. Что значит «видела мужа в обществе мертвых»? И что значит — принимать подарок от мертвеца? Всё это вызвало у Натальи любопытство, к которому медленно подкрадывались страх и сомнение. Вспомнив, что она добрая крёстная мать дочери Софии, Нино, она насторожилась ещё сильнее: «Зачем Софье меня пугать?»
Минута молчания в телефоне прошла, и Нато в шутку переспросила:
— Я помню, ты рассказывала раньше, в молодости, занятную историю о черепе. Софья, помнишь, гостья из Киева якобы во сне тебе череп принесла в подарок, как эксцентричной художнице, и потом этот череп ты во сне закопала на кладбище?
Софья засмеялась:
— Так это был вовсе не сон! — И она рассказала ту историю: — Смотрю, моя гостья достала пакет, а из него — какой-то шар, подобие гипсовой академической головы, только грязная. Начала мыть щеткой и мылом. А потом говорит: «Смотри, Софья, что я нашла на старом кладбище в твоем родном городе Сигнахи». Я посмотрела и говорю: «Прекрасная вещица, прямо как настоящая». А гостья из Украины отвечает: «Это и есть самый настоящий череп! Хочу себе в Киев забрать. У меня на площади Мечникова в квартире много артефактов, но такого красивого черепа в коллекции нет».
Софья была под впечатлением и немного обеспокоена, так как о своих гостьях — собирателях черепов — она почти ничего не знала. Ее попросили положить этот череп, завернутый в газету, в темное прохладное место, пока гости пребывают в Грузии. Обещали увезти, но забыли.
Через некоторое время она увидела сон. Сон говорящего черепа. Череп был возмущен. Сон начался с того, что в подвале, где лежал свёрток, исчез потолок и появился луч. Этот луч в темноте светил как прожектор, освещая череп. Череп сказал, что его надо вернуть на место, что бы ни случилось, и показал во сне куда. Это место мама знала очень хорошо — недалеко от их старого фамильного кладбища. Она рассказала Нато, как на второй день положила череп в машину и отнесла точно в то место. Но столкнулась с проблемой: старого огороженного кладбища уже не было.
Глава 3: Возвращение на место
Старого памятника, который она никогда не спутала бы с другим, уже не было. Он служил ориентиром. На его месте была совсем свежая могила с новой табличкой, а старый памятник валялся у дороги. На памятнике была надпись — точное совпадение имени и фамилии её дяди по отцу. И она похоронила череп там же, у дороги.
Нато сказала:
— Вот оно что. Какая необычная история. А после этого сон про череп не возвращался?
— Вещие сны ко мне приходят часто, а череп я больше не видела, — ответила Софья.
— Да, видимо, череп обеспокоился и позвал тебя на помощь. Видимо, у него больше живых родственников не осталось. Помню, ты же сама говорила: после революции все твои родственники были уничтожены коммунистами, которые и дом ваш разрушили, — задумалась Нато. — А что ты думаешь обо мне, Софья? Как ты оцениваешь сон, где видела меня в черном платье?
-Ты же сама немного гадаешь на кофейной гуще, должна понимать.
— Нет, Софья, нет, я просто развлекаюсь и веселю иногда гостей, но в этом ничего не понимаю, — тут же поправилась Нато. — Что значит черное платье?
Софья ответила:
— Черный цвет — это быстрые перемены. А черное платье — неожиданно быстрое траурное одеяние.
Наталья хотела поспорить, но убедилась, что Софья размышляет не примерными символами на кофейной гуще, где белка может походить на другого зверя. У Софьи во сне всё точно, «как в аптеке». Не просто платье, а траурное. И машину во сне водил не просто «знак», а её брат, как живой, хотя мёртв уже 10 лет.
Она задумалась и спросила:
— Софья, но ведь муж пока живой, и явных причин умирать у него нет. У него три любовницы: одна украинка, красивая женщина, бедняжка, и две гречанки. По его виду не скажешь, что он умирать собрался. Хотя... Софья, я тебе не рассказывала, но на прошлой неделе я вызывала скорую — еле откачали, терял сознание. Как мне быть? Я много раз слышала от старых людей, что они что-то видели и могут посоветовать. Может ли мой муж умереть? То есть, точнее, может ли он спастись?
На что Софья Михайловна ответила:
— На всё воля Господа, Нато, ты знаешь.
— Я знаю. Но я хотела узнать твое мнение: сколько ему осталось? Бывало ли, что после твоего сна человек жил и не умирал?
— Твоего мужа, Аполлона, нет в книге живых. Вот этот сон — об этом.
— Но нужно ли ему ложиться тогда в клинику, если он и так «умер»?
— Ну, пусть пробует лечиться. Шанс у живого всегда есть.
— Сколько жили люди после твоего сна? — не унималась Нато.
— Всего две недели.
На вторую неделю у него была назначена операция. Софья сказала напоследок:
— Объясни своему Аполлону всю сложность ситуации. Пусть наследство тебе оставит и подумает, где его хоронить будешь.
Глава 4: Финал
Позже Нато рассказала:
«Здравствуй, Софья. Я не говорила мужу о твоем сне. Он сам что-то почувствовал. Когда я спросила: "Не дай бог, если ты умрешь, как мне тебя хоронить?", он прочел в моих глазах откровенный страх. Раньше он всё шутил и переводил в анекдоты, а после беседы с тобой я, видимо, изменилась. И мой серьезный вопрос он уже не высмеял. Поехал в банк, через час отдал мне все свои скромные сбережения.
Он умер, Софья, как ты и предсказывала. И вот моё черное платье, моё красивое черное платье... Перед этим мы с мужем выбирали его, и я сказала: "Не дай бог, с тобой что-нибудь случится, ты должен знать, в чем я буду". И он, бедный мой Аполлон, выбрал то самое черное платье из твоих снов — с широким воротником и черными лепестками роз. Врачи позвонили из больницы и сказали, что у него разрыв сердца».
Свидетельство о публикации №226010201543