Случай в лесу
- Андрей Столбов, 23 лет, и его подруга, восемнадцатилетняя Оксана, ушли в заповедник еще во вторник, 22 сентября 1998 года, однако спасатели узнали о беде лишь утром четверга и сразу принялись за поиски.
Не хотелось бы запятнать честное имя Ферапонтова Анатолия Николаевича, но на самом деле конечно матушка Андрея, филолог - Светлана Владимировна, была у спасателей уже вечером того же дня, как он ушел и пропал. И ей вроде бы сказали: сочувствуем, но — дело молодое. Ушел с девушкой, да осьмнадцати лет, ну может и не пропадали они и скоро объявятся. Обычное дело.
Вообще в России мало ли что и кому положено, и все равно как вы умеете говорить, все - «на усмотрение», поэтому нужно «выхаживать».
Андрей вообще или почти не пил и матушку любил и уважал. Не мог бы он пропасть, не предупредив ее, в принципе и никогда. Мобильных телефонов тогда не было, но по городскому позвонил бы, если бы задерживался.
Но и у спасателей свой резон — пропадают каждый день и в 99% процентов случаев либо по описанной ими схеме, либо сами находят дорогу домой. Может были и такие, кто на Столбах был в прошлом году а в этот раз поехал на дачу… А родственники пошли искать на Столбы. Не обязаны они по первому обращению кого бы то ни было бросаться и искать иголку в стоге сена..
А у Светланы Владимировны времени на «выхаживание» и переубеждение кого либо не было, зато был друг, весьма предприимчивый мужчина, Андрея знавший с детства, практически как сына. Оксана была деревнеская, студентка, родители ее вряд ли могли помочь … Меня в этот момент в городе не было, но все прочие знакомые, кто мог, подключились как могли. Об этом и пишет Анатолий Николаевич:
- однако спасатели узнали о беде лишь утром четверга и сразу принялись за поиски. Днем раньше родственники пропавших тоже пытались найти их самостоятельно, — разумеется, безуспешно.
Это были уже, вероятно, правильные спасатели, или те самые первые, до которых наконец доперло, что человек (даже два человека) — пропал, и именно в лесу. И погода не благоприятствует выживанию.
- Еще в первый день, после полудня, Андрей и Оксана встретили лесника, который указал им путь к Деду. Это странно и неверно: после этот лесник сам говорил телевизионщикам, что его насторожило, как легко одеты двое молодых и явно неопытных в таежных похождениях людей. Снег — небывалый для такой поры густой и мокрый, тяжелый снег — повалил с неба почти тотчас после того, как они разошлись с лесником. Снег засыпал все тропы и следы ушедших. Непогода была и на следующий и на третий день.
А во вторник утром и днем была замечательная погода, тепло. В лес Андрей и Оксана ходили и раньше, в одиночку и с другими людьми. Почему бы не сходить еще раз, тем более с новым приятным знакомым (знакомой)? Напяливать на себя гору одежды, чтобы потом вспотеть и простудиться? Да ну! Идти то туда долго и в гору. Брать с собой компас, галеты и прочий пеммикан? Шутите — делов то на полдня! Это не Амундсен-Скотт, не южный полюс а пригородный лес, основательно исхоженный и заплеванный толпами красноярцев (Амундсен, к слову, единственный раз серьезно заблудился в своей жизни и именно в таком «пригородном лесу», по его же воспоминаниям). Компасы в 90е не продавали на каждом углу, только в магазинах для охотников.
Так все и рассуждали, но погода или природа решили иначе. И вечером пошел снег, а затем и похолодало. В день когда Андрей замерз был рекордный «минус» в истории наблюдений.
Андрей толп не любил и выбирал машруты по уединеннее. Итак, последний видевший их в полном составе живыми человек — лесничий. А дальше — вечер, темнота и внезапный мокрый снег, заваливший все тропинки.
Это крайне затруднило работу спасателей. Они находили все же чьи-то редкие свежие следы и шли по ним, квадрат за квадратом обследуя все столбовские районы. И нашли, наконец, пропавших — на четвертый день, в субботу, на Диких Столбах. Андрей был к тому времени уже мертв, Оксана же, хоть и не потеряла сознания, чувствовала себя очень плохо.
Я один раз в жизни переживал момент, когда понял что заблудился. Это было в норильской тундре, по которой я гулял также осенью — в августе, применительно к тому месту. Просто шел с холма на холм и в какой то момент увидел нечто, чего не ожидал. Ожидал — знакомое озеро а увидел поляну и три лужи. В этот самый момент я испытал некоторое замешательство, легкую панику и сбой программы — так, что даже и забыл откуда пришел и куда направлялся. Все вокруг стало одинаковое и незнакомое. Заблудиться в том месте было невозможно, поскольку оно находилось аккурат между железной и автомобильной дорогой. Пройдя несколько холмов и забравшись на тот что выше, я увидел вдалеке дорогу и программа в мозгу, отвечающая за местоположение, закрутилась снова и вернула уверенность в том, что я знаю где нахожусь и куда именно идти — назад к оставленным вещам. Но то — лесотундра а не лес, с любого холма видно далеко. Много ориентиров, таких как талнахские горы. А на Столбах высокий густой лес и место откуда видно хоть что то нужно еще поискать.
Предположения, о том, что он со спутницей могли в тот момент чувствовать — разные. Явно они не обрадовались а озаботились. Один общий знакомый, недолюбливающий его за чрезмерную правильность высказал предположение, что Андреич, не введя в себя в определенное время бабушкину котлетку, скорее всего закатил истерику. Но я не припомню чтобы он когда то, за исключением очень раннего детства, устраивал истерики по какому либо поводу и вообще из всех кого я знал это был самый прагматичный и сдержанный человек.
Плюс двоих людей против одного — спали они по очереди. Разнилась информация о наличии спичек или зажигалки. По одной версии — это имелось в наличии, но опыта разведения костра в слякоть и на ветру не было. А может быть не было и ни того, ни другого.
Послушайте совета старого бродяги. Малоопытные туристы наивно полагают, что коли уж они на Столбовское нагорье поднимались, то спускаясь вниз по любым тропам, они непременно вернутся в город. Это неверно: спуститься можно и в район Диких Столбов, и в район Слизневой-Маны, а это совсем противоположное направление. Но, уважаемые земляки, есть совершенно надежный способ не заблудиться. Вам только следует помнить, что город находится к северу от заповедника, и еще до того, как с неба повалит снег либо польет проливной дождь, определиться со сторонами света. Выбирайте тропы, которые ведут вас на север, пусть и с отклонениями. Немного восточнее — вы увидите Базаиху, немного западнее — Дивногорское шоссе; в любом случае, там люди, там вы уже дома. Только на развилках троп не уходите на более узкие: чем ближе к городу, тем они натоптанней, это аксиома.
Говоря о сторонах света и картах, вроде бы все просто — иди на север и скоро будешь дома. Но компаса нет и звезд не было видно. Ни одной незнакомой, не то что знакомой. В учебниках природоведения, в СССР, давали некие расплывчатые рекомендации на этот счет. Муравейники всегда с южной стороны, а южный склон быстрее оттаивает. Но муравейники под снегом пойди найди, и оттаивать ничего тогда не собиралось. Стороны света мало просто определить — надо знать и поддерживать нужное направление постоянно.
Да и насчет севера — тоже вопрос, было ли это известно им в тот момент. Тогда не было смартфонов с картами, и вообще вряд ли Андрей до этого питал к картам какой то особый интерес. Я например — питал, но про точно про север не знал. На схемах Красноярска Енисей традиционно рисуется почти горизонтально, но с другой стороны, при таком расположении все просто лучше влазит на лист и читается. То что река в этом месте так и течет — с запада на восток, с ходу не очевидно. Северный район Красноярска вообще на северо-востоке. Только Северо-Западный как то совпадает с названием.
Он точно знал, что Столбы — на правом берегу, а Енисей течет плюс-минус на север и впадает в Северно-Ледовитый океан. То есть, если идти примерно на закат, то до Енисея точно когда нибудь дойдешь. Туда они скорее всего пытались идти по рыхлому снегу, оказавшись в дикой части заповедника.
В этой истории много «если». Если бы погода была чуть лучше или быстро исправилась, одежда была бы подходящей, был опыт хождений по лесу, четкое знание местности, возможность развести огонь. С учетом того, что все это отсутствовало — кажется достижением, что они не замерзли в первую же ночь. В общем причина трагедии — крайне маловероятное стечение разных обстоятельств. Люди там терялись и теряются, но остаются в основном живыми. Куда больше трупов от скалолазания или клещевого энцефалита.
Со мной Андрей про Столбы никогда не разговаривал, я даже и не знал что он туда ходит. Со слов матери, он знал о возможности заблудиться там и даже рассказывал ей подобные истории. Я то сам был куда менее осторожным чем он — например гулял по ночному криминальному городу, иногда один.
В его последний день блужданий Андрея угораздило провалиться в какое то болото, видимо воспользовавшись советом держаться ложбин и ручьев. На холоде промокание недопустимо. Ночью он замерз в позе эмбриона, прислонившись к камню, а Оксана какое то время блуждала вокруг его трупа, пытаясь найти что то похожее на тропу. Для нее похождения не остались без последствий, были длительные проблемы со здоровьем, физическим и психическим и даже не знаю, как с ними справилась. Я никогда ее не видел ни до ни после.
На похоронах я не был, о чем конечно не жалею - попал к его матери только на сорок дней. Когда видел его в последний раз живым в августе, он был в приподнятом настроении и общался особенно дружелюбно, и каких либо предчувствий или пророчеств не высказывал.
Какие выводы можно сделать из повествования для живых? Заблудиться в лесу реально, если когда то и зачем то ходишь туда. Даже если по двум-трем основным направлениям - город или на дорога, злой рок может завести на четвертое. У человека в возрасте может прихватить сердце от стресса - это основная причина смерти всяких пропавших грибников. Осенью 2025 года в Манском районе Красноярского края пропала целая семья с малолетним ребенком, и на момент написания этого текста пока не была найдена.
Простой школьный компас можно найти, равно как сухой спирт и охотничьи спички - все это купив единожды уложить в пакет и брать с собой. Карту лучше иметь как минимум в голове, распечатать, а для смартфона сделать скриншоты. И самое главное, если вы осторожны и обнаружили что некоторые маршруты представляют опасность потеряться, то об этом лучше не забывать. Рассчитывать на государственные службы и спасателей особенно не надо - их возможности ограничены и технически и организационно. Часто не находят даже и трупы. Оперативно, по горячим следам точно никто искать не будет.
Свидетельство о публикации №226010201583