Его лицо, другой человек Глава 8 Оборона Троице-Се
Оборона Троице-Сергиева монастыря
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре;. Является крупнейшим центром образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Место нахождения Московской духовной академии. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
Многие пассажиры Российских железных дорог, в том числе и автор этих строк, много раз за свою жизнь видели, сидя в электричке по маршруту Александров — Москва, вдалеке луковицевидные голубо-золотистые купола лавры, восхищались их видом, а наиболее набожные крестились. Люди проезжали мимо, не вспоминая, а может даже и не догадываясь, что лавра – не просто духовный центр России, а настоящая мощная крепость, защищавшая подступы к Москве с севера. Монастырь противодействовал польско-литовским войскам в Смутное время. Шестнадцать ме-сяцев — с октября 1608 по январь 1610 года — он выдерживал осаду вражеских войск. О тех событиях осталась память: в боковых воротах Троицкой церкви, почти над самой ракой с мощами преподобного Сергия, зияет отверстие — след от ядра, попавшего некогда в храм.
Вновь короткая историческая справка.
Причины осады Троице-Сергиева монастыря:
1. Захват монастыря позволял усилить блокаду Москвы с востока и контроль над северо-восточными районами Руси.
2. Разграбление монастырской сокровищницы было главным стимулом осады, особенно после признания «царя Дмитрия Ивановича» замосковскими и мно-гими северными городами.
3. Переход местной братии под руку Лжедмитрия II должен был укрепить его авторитет в стране.
Некоторые события осады:
1. Монастырь окружали 12 башен, соединённых крепостной стеной протяженностью 1250 метров, высотой от 8 до 14 метров. На стенах и башнях размещалось 110 пушек, имелись многочисленные метательные устройства, котлы для варки кипятка и смолы, приспособления для их опрокидывания на неприятеля. Правительство Василия Шуйского успело заранее направить в монастырь стрелецкие и казачьи отряды под началом воеводы князя Григория Долгорукова-Рощи и московского дворянина Алексея Голохвастова. Гарнизон крепости насчитывал к началу осады до 2300 человек ратников и около 1000 крестьян соседних сёл, паломников, монахов, служителей и работников монастыря.
2. Нападавшие рассчитывали захватить монастырь без боя. 23 сентября (3 октября) и 25 сентября (5 октября) 1608 года они предлагали защитникам сдаться. Однако архимандрит Иоасаф и братия, опасавшиеся поругания православных святынь, убедили служилых людей и мирян обороняться «без измены», сохраняя верность истинному православному царю и не присягая ложному.
3. В ночь на 1 (11) ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма монастыря одновременной атакой с трёх сторон. Войска самозванца зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений и бросились в атаку. Од-нако сильным огнём многочисленной русской артиллерии противник был остановлен и обращен в бегство. Затем русский гарнизон сделал сильную вы-лазку и уничтожил несколько отрядов тушинцев, которые укрылись во рвах. Таким образом, первый штурм окончился полным провалом со значительным уроном для осаждавших.
4. 7 августа 1609 года состоялся третий штурм. За счет присоединения действо-вавших в окрестностях отрядов тушинцев, Сапега довёл численность своего войска до 12000 человек. На этот раз атака должна была осуществляться со всех четырёх сторон, чтобы добиться полного раздробления ничтожных сил гарнизона. Сигналом для атаки был пушечный выстрел, от которого должен был начаться пожар в крепости, если пожар не возникнет — то второй вы-стрел, а если и тогда пожар не возникнет — то третий выстрел независимо от результатов. Осаждённых могло спасти только чудо, и оно произошло. Запу-танная система сигнала к штурму сыграла свою роковую роль: одни отряды бросились на штурм после первого выстрела, другие — после последующих. В темноте порядки штурмующих смешались. В одном месте немецкие наемники услышали за спиной крики русских тушинцев и, решив, что это – вышедшие на вылазку осажденные, вступили с ними в бой. В другом месте при вспышках выстрелов польская колонна увидела заходящий на неё с фланга отряд тушинцев и также открыла по нему огонь. Артиллерия осаждённых открыла огонь по полю сражения, усиливая суматоху и возникшую панику. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.
5. 19 октября 1609 года и 1 (11) января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям.
6. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина.
Итоги:
В осаждённом монастыре к концу осады осталось не более 1000 человек из бывших там к началу осады, из них численность гарнизона составила менее 200 человек.
Оборона монастыря способствовала зарождению земских ополчений, которые сыг-рали решающую роль в национально-освободительном движении против интервенции Речи Посполитой начала XVII века и Шведской интервенции начала XVII века.
Благодаря стойкости защитников монастырь стал главным духовным центром воз-рождавшейся страны.
В октябре, после взятия Александровской слободы и её последующей обороны, наши доблестные и храбрые герои примкнули к отряду из 900 сибирских стрельцов под командованием Давыда Васильевича Жеребцова. Вместе с ними они прорвались в монастырь и обнаружили там нерадостную картину. Осажденные, чтобы избежать потерь, были вынуждены до минимума сократить вылазки. Запасы дров и сена в монастыре быстро таяли. В конце концов, пришлось забить боевых коней и скот, разобрать на дрова деревянные постройки внутри крепости. Люди начали страдать от холода, однообразной пищи и скученности, что не могло не сказаться на их здоровье. В конце января многие защитники крепости заболели цингой. В феврале болезни, как свидетельствуют очевидцы, уносили ежедневно 15-20 жизней. В результате к моменту появления подкрепления осажденный монастырь представлял собой жуткое зрелище: обезлюдевшая крепость, подобная крепости призраков, которую защищали еле стоящие на ногах живые мертвецы. Поляки, подъезжавшие к крепостным стенам, содрогались от ужаса при виде этих скелетов, обтянутых кожей, и того ледяного упорства, которым они снова и снова вступали в бой.
Даниил первым нашёл Валентину Романовну в одной из келий монастыря. К со-жалению, жить ей оставалось недолго, болезнь брала своё. Устин последним зашёл в келью и увидел там две склоненные от горя головы: Бориса и Егория. Они стояли в ногах больной. Даниил же стоял на коленях рядом с умирающей матерью, спрятав лицо у неё на груди. Он плакал, а Валентина из последних сил его утешала. В эту самую минуту Устинья возненавидела их всех за их эгоизм и нерешительность. Рука девушки то сжимала, то разжимала рукоять сабли на левом боку. Цинга – это нехватка в организме витамина С, который не вырабатывается организмом, а берётся извне. В наше время можно найти продукты, содержащие этот витамин, в каждом магазине: петрушка, апельсин, грейпфрут, перец сладкий, белокочанная капуста, наконец, а в XVII веке та же самая капуста, только квашенная. Смотря на умирающую Валентину Романовну, Устинья поняла, что как бы ни старалась, не может спасти их всех. История действительно не имеет сослагательного наклонения, и кто должен уйти в мир иной, уйдёт. Может измениться время, место, причина смерти, но человек всё равно умрет – этого не изменить.
Борис, как будто что-то почувствовав, поднял склоненную голову и посмотрел на Устина. Один лишь брошенный взгляд на него заставил Бориса чуть ли не подбежать к нему и, под растерянным и удивлённым взглядом Егория, силой вывести из кельи. В полумраке монастырских стен, вдали от всех глаз, он прижимал её к себе, гладил по голове, спине и шептал: «Тише, девочка, тише». Её трясло от сдерживаемой ярости, от непролитых слёз. В этот самый момент она ненавидела и завидовала Даниилу. Ему пятнадцать лет здесь и в современности, несмотря ни на что, он всё ещё ребёнок, и ему не запрещено плакать над умирающей матерью. А двадцатиоднолетнему Устину нельзя выражать эмоции плачем. «Мужчина не плачет, мужчина огорчается», – так звучит знаменитая фраза из художественного фильма режиссёра Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…». Это высказывание демонстрирует осмысление мужской психологии и социальные стереотипы, связанные с проявлением мужских эмоций. Если наше общество начинает переосмысливать традиционные взгляды на мужскую эмоциональную сферу и появляются инициативы, направленные на поддержку мужчин в выражении чувств, то в XVII веке традиционные установки предполагают, что мужчинам следует быть сдержанными и мужественными, а про-явление эмоций считается признаком слабости. Поэтому Устинье, впервые за один-надцать лет, как никогда захотелось в глазах общества XVII века стать тем, кем она является на самом деле, – женщиной. И оплакать, как следует, Безнина Андрея Алексеевича, и иметь возможность поплакать вместе с Романовной и Даниилом. Но, к сожалению, в данную эпоху она зарекомендовала себя воин. А войны лишь смиренно печалятся.
Устинье жутко захотелось выбраться из стен монастыря, – на волю, на воздух, на коня и галопом. Чтобы холодный ветер осушил её горькие слёзы. К счастью, её желание незамедлительно исполнилось, и Борис постарался всё сделать для этого. Ему повезло вовремя узнать о готовившейся вылазке стрельцов в стан врага и включить Устинью в их число. Так девушке удалось покинуть стены монастыря даже не попрощавшись с ребятами. Она думала, что вернётся обратно через несколько часов вместе с лазутчиками, выплачется и вернётся. Но судьба распорядилась иначе: за стены монастыря к своим братьям наша героиня уже не вернулась, так как была захвачена в плен отрядом наёмников под предводительством нам уже знакомого Камолиддина ибн Карамурзы.
Свидетельство о публикации №226010201940