Роман Идиот Ф. М. Достоевского
«Я вхожу и думаю: «Вот меня считают за идиота, а я все-таки умный, а они и не догадываются...». Какая прелесть этот Мышкин! Не идиоты ли мы, люди?
Генерал Епанчин: «Совершенный ребёнок, и даже такой жалкий... вдобавок ни копейки, буквально...», «…он почти как ребёнок, впрочем образованный...». Наталья Филипповна: «Князь? Он князь? Вообразите, а я давеча, в прихожей, приняла его за лакея и сюда докладывать послала! Ха, ха, ха!», «полтора миллиона, да ещё князь, да ещё, говорят, идиот в придачу, чего лучше? Только теперь и начнётся настоящая жизнь», «Разве я сама о тебе не мечтала? Это ты прав, давно мечтала, ещё в деревне у него, пять лет прожила одна-одинехонька; думаешь-думаешь, бывало-то, мечтаешь-мечтаешь, — и вот всё такого, как ты, воображала, доброго, честного, хорошего и такого же глупенького». Совершенный ребенок. «Вы, может быть, не знаете, я ведь по прирожденной болезни моей даже совсем женщин не знаю». Рогожин: "Совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, Бог любит!"
Житие Мышкина заканчивается его уходом из мира, по причине неизлечимой болезни. Мир его словно распял, как и Христа. Князь Мышкин, который вышел к людям с проповедью о милосердии, о жертвенности служить людям, в конце концов, оказался отвергнутым этим же обществом, которое его когда-то тепло приняло и полюбило.
Многие лишены спокойствия духа, благодати из-за отсутствия общения с Богом, из-за отсутствия любви к Отцу Небесному. Из-за гордости бунтуют и несут в себе образ падшего, темного ангела. Поэтому появление такого чистого прекрасного человека в обществе, как луч света, всегда радость.
Бесы разжигают в нас ярость и гнев, влияют на наши чувства и состояния, на наши страсти, а это уже в свою очередь приводит к действиям, которые могут привести к более страшным последствиям для нашей души. Вот такого беса и встретил на своем пути Лев Мышкин. Но не всегда они так прямо заявляют о себе. Хуже всего, если скрываются под видом невинного человека. Легко запутаться, легко попасть под искушение. А как же иначе. Такой праведный? Поборись-ка со мной и увидит народ, кто ты есть. Других спасаешь, а себя спасти не можешь. Кто поймет его, кто последует за ним? Только тот, кто искренне любит его, у которого у самого в душе Бог. Бог есть любовь. Бог есть спасение. И ничего не может быть без Него.
Дальнейшее развитие событий зависит только от воли человека. Могла ли Наталья Филипповна остаться с князем Мышкиным? Конечно, могла. А хотела ли она спасения? Хотела, как и любой другой нормальный человек счастья. Но осудила сама себя на погибель, посчитав себя недостойной быть женою чистого человека, сделала выбор в сторону подобного себе падшего Парфена Рогожина. Потому что очень гордая. А, нет, чтоб сразу с ним остаться. Тогда возможно и не погубил бы её из-за ревности. Запуталась и обольстилась. «Она тебя тогда, с тех самых пор, с именин-то, и полюбила. Только она думает, что выйти ей за тебя невозможно, потому что она тебя будто бы опозорит и всю судьбу твою сгубит. «Я, говорит, известно какая». До сих пор про это сама утверждает. Она всё это мне сама так прямо в лицо и говорила. Тебя сгубить и опозорить боится, а за меня, значит, ничего, можно выйти, — вот каково она меня почитает, это тоже заметь!» Бог сводит похожих людей по духу, чтоб обернуть гордость в смирение. Но закончилась такая любовь неразрешимой внутренней драмой, трагедией. Люди, находящиеся во мраке, не могут жертвенно любить и прощать. Сердце, не знающее Бога, блуждает в потемках и легко впадает в сети лукавого.
Если человек пытается спасти другого человека, и его жертва основана не на любви, то спасти не получится. Жертва Христа основана на любви. Князь Мышкин пытался спасти, но его жертва была основана не на любви, а на жалости. А сострадание не спасает. «Я ведь тебе уж и прежде растолковал, что я ее «не любовью люблю, а жалостью». Я думаю, что я это точно определяю». Но произошло все так, как и должно было произойти. Ведь зло не искоренить. Он – человек Божий, не для себя живет, а призван говорить, а сказав, уходить, чтоб народ задумался о спасении. Не о самом себе ли в этом произведении говорит Достоевский? Кто-нибудь поймет, но не все. Так и должно быть. Но это не должно нас останавливать в нашей собственной борьбе. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак.4:6). Так будем продолжать любить и совершать добрые дела во славу Божию. «Итак, будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48).
Свидетельство о публикации №226010200590