Дело о Бермудском тр-ке Глава 34 Аукцион
После занятий, если позволяет погода, Арчи обычно прогуливается по Сохо, приводя в порядок мысли. Он записался в колледж на курсы подготовки в университет, как много он не знает. Ему сказали, что если он хочет стать по-настоящему грамотным человеком, ему нужно изучать литературу, риторику, логику и философию – это даст ему не только грамотность, но и умение красиво излагать мысли.
Яркая витрина светится на улице Нью Бонд-стрит где находится аукцион Сотбис. Объявление на дверях сообщало, что сегодня состоится распродажа коллекции картин Бартоломе Эстебана Мурильо. Почему бы ему не украсить свою комнату красивой картиной? Теперь ему не надо вырезать рисунки из журналов, как он это делал в детстве.
Он зашел, купил каталог и стал рассматривать просторное помещение с высоким сводчатым потолком, украшенным лепниной и массивной бронзовой люстрой. По стенам, обтянутым бордовым бархатом, висели старинные картины в позолоченных рамах – часть текущей экспозиции и будущих лотов. Высокие арочные окна, задрапированные тяжелыми шторами из тёмно-зелёного бархата с золотыми кистями, лишь частично пропускали дневной свет, создавая камерную, почти театральную атмосферу.
В центре зала, на слегка приподнятой платформе, стоял массивный дубовый стол аукциониста. За ним, в кресле с кожаной обивкой, сидел аукционист – импозантный джентльмен в строгом тёмном костюме, с молотком в руке.
Ряды стульев с бархатными подушками заполняли зал, предоставляя места для участников – коллекционеров, музейных представителей и искусствоведов. Некоторые неспешно листали каталоги лотов, дамы, редкие гости таких мероприятий, оживлённо обсуждали предстоящие торги, веерами скрывая эмоции. В воздухе витал лёгкий аромат духов, дорогих сигар и лака, которым недавно полировали мебель. Тишина воцарялась, когда аукционист поднимал молоток, и напряжение в зале нарастало с каждым новым шагом торгов.
А вот и выставка картин Бартоломе Эстебана Мурильо.
Бедный мальчик, сидящий на земле с собакой. И у нас был верный и добродушный лабрадор по кличке Макс, вспомнил Арчибальд. Когда мне было около десяти лет, отец начал брать меня с собой на рыбалку и Макс часто сопровождал нас, ловко перепрыгивая с берега на лодку. Однажды, когда я плавал около лодки, на меня напала акула. Не знаю, чем бы это кончилось, если бы Макс не бросился в воду и сражался с акулой, пока я выбрался на лодку.
Дева Мария в облаках, окруженная ангелами. У нас была похожая икона, мама регулярно ходила в церковь.
Мальчики играют в кости. Я играл в детстве в кости. Проигравший выполнял какое-то указание. Мне приказали поцеловать корову.
Возвращение блудного сына. Он в рваной, грязной одежде, босые ноги, выглядит усталым и изможденным. Отец с распростертыми руками обнимает сына. Неожиданная мысль заставляет Арчи остановиться: блудный сын – это он.
– Вас заинтересовала эта картина! – подошел смотритель, – она написана на библейский сюжет. В основе – притча из Евангелия от Луки, которую рассказывает Иисус фарисеям. У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче, дай следующую мне часть имения. И отец разделил имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего и сколько хлеба, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. И сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
– Спасибо, да меня заинтересовала эта картина.
– Жемчужина испанского барокко – картина Бартоломе Эстебана Мурильо «Возвращение блудного сына», – восемьсот фунтов стерлингов, – объявил аукционист.
– Тысяча, – раздался голос представителя французской коллекции.
Сумма росла. Когда цена достигла тысячи семьсот, в зале наступило молчание, и аукционер уже поднял свой молоток.
Арчи встал.
– Тысяча восемьсот.
После длительной паузы молоток опустился.
– Продана.
Арчи оплатил картину, служитель отвез ее на тележке к нему домой и помог укрепить на стене. Он раздвинул шторы и уселся перед картиной и задумался.
Обнимет меня отец, если я вернусь? На мгновение сердце отозвалось глухой болью. Сцена на картине всколыхнула воспоминания. Он ясно увидел себя мальчиком, сидящим на крыльце старого дома, вдыхая запах свежевыпеченного хлеба и смолистого дерева. Рядом был строгий отец с теплыми сильными руками, а в доме – мать, всегда готовая утешить.
Он вспомнил ту бурную ссору. Как отец, разозлившись на его дерзость, выкрикнул что-то жестокое, и он сбежал из дома, решив больше никогда не возвращаться, и доказать всем, что сможет добиться успеха сам. И добился.
А что если их уже нет? Что если он никогда больше не услышу отцовский голос или не увижу маминых тёплых глаз? Как он мог так долго не думать о них?
Он вспомнил, как отец учил его плавать, отдавал последний кусок хлеба, рассказывал истории из своей молодости. Как мать укутывала его зимой. Теперь эти образы казались такими далёкими, почти нереальными.
Но что-то в нём ожило, что-то неумолимое, словно зов крови. Он понял, что должен вернуться. Неважно, что его прошлое изобиловало горечью. Неважно, как они воспримут его сейчас, когда он богат, изменился и стал совершенно другим человеком. Он должен узнать – живы ли они. Узнать, простили ли они его. И, самое главное, попросить у них прощения.
Теперь он знал, что никакое богатство не заменит простого человеческого тепла, и никакие приключения не дадут той радости, которую он найдёт в одном отцовском взгляде или материнском прикосновении.
Арчи понял, что должен вернуться и попросить у них прощения. Больше откладывать нельзя. Завтра же он начнет свой путь домой, туда, где оставил не только родителей, но и часть самого себя.
И, обещанную в сто раз больше сумму денег, взятую без разрешения из запасов отца, он вернет. Он сделает это немедленно и вот как. Он подарит отцу шхуну, на которой отец сможет уходить в море. И еще он подарит оборудование для изготовления рыбных консервов.
Вечером было написано и отправлено письмо.
«Дорогая Фанни!
Признайся, ты не ожидала получить от меня это письмо! Когда-то ты сказала, что если выйдешь замуж, то только за миллионера. Я еще не миллионер, но ждать уже не долго. Сейчас я не стану описывать все мои приключения, но я не спился, не стал вором и не спал в ночлежках для бездомных. Я поднял сокровище затонувшего корабля. Осталось найти еще один-два затонувших корабля, и ты моя!
Фанни, дорогая, у меня к тебе большая просьба: загляни под каким-нибудь благовидным предлогом к моим родителям. Они живы? Чем занят отец, как себя чувствует мать? Обо мне ни говори ничего, я сам решу, когда и как объявить о себе. Просто напиши мне о них.
Ты не потеряла колечко, что я тебе подарил? Я знаю, оно недорогое, но скоро ты наденешь кольцо с бриллиантом. Какого цвета бриллианты тебе больше нравятся?
Целую.
Арчи, без пяти минут миллионер»
Свидетельство о публикации №226010300116