Не чужая нам Венесуэла

Ещё одно место британо-американской Третьей мировой – Венесуэла. И – ура, блин, – РФ снова в обойме.

И о, мать, Великую Колумбию, – это совсем не чужая России страна!



В 1899 году в Париже состоялся международный арбитраж между Венесуэлой и Британской Гвианой. (Причины и ход долгого конфликта я описывал в книге «Первая мировая глазами Третьей».) За Соединённые Штаты Венесуэлы тогда вписались родственные Соединённые Штаты Америки, а за Британскую Гвиану, натурально, соответствующее Королевство. Уровень конфликта был предельно высок, о чём говорят бойцы построения «стенка на стенку»: от американцев – председатель и член Верховного суда, от англичан – лорд-главный судья Англии и Уэльса и лорд апелляционный судья. Не хватало пятого, собственно, решалы, ибо компромисса не намечалось.

Тогда из России единогласно выписали председателем Фридриха Мартенса. К тому времени он считался признанным мастодонтом международного арбитража.

(Так что, когда Путин выступает по поводу венесуэльского конфликта нашего времени, то надо людям напомнить, что они с Мартенсом оба окончили юрфак одного университета.)

-2

Спустя несколько месяцев, после рассмотрения сотен доводов (англичане, не стыдясь, приобщили к делу опус 1595 года легендарного шекспира морей Уолтера Рэли и ещё более ранние голландские пергаменты) Мартенс привёл дело к единогласному решению... попросту надавив на американцев угрозой счёта 3:2 при худших условиях раздела. В итоге 90% спорной территории отошли к британской колонии, но стратегически важный пункт в устье Ориноко достался Венесуэле.

Можно подумать, это я просто так забросил удочки в глубокую древность, чтобы надуманными параллелями притянуть за уши РФ. Но нет, ни фига. Сейчас всё вынырнет само.

Территориальные споры не кончаются так просто. Десятилетия спустя в изданных посмертно мемуарах одного из второстепенных участников было заявлено, что между Мартенсом и англичанами было заключено тайное дипломатическое соглашение (он помимо прочего, был высокопоставленным сотрудником МИД РИ.) Венесуэла обрадовалась всплывшему гуано и попыталась вернуть дело взад, но Британия (в отличие от РИ она никуда не делась) дала ей окорот, причём, не простой, а с присвистом. Прямо перед тем, как даровать Гвиане «независимость» в 1966, Венесуэлу в Женеве заставили подписать соглашение о начале поиска компромисса. Но если раньше в глазах человечества сутяжником выглядела гигантская Британская империя, то в споре Венесуэлы с новоиспечённой Гайаной беззащитной жертвой венесуэльского империализма запищала в ООН уже последняя.

Опущу полустанки, тем более что СССР из игры шёл-выпал. В 2020 дело, наконец, оказалось на рассмотрении Международного суда ООН, а в 2023 Мадуро провёл референдум в своей стране о признании региона Донбасс Эссекибо (это 2/3 Гайаны) штатом Венесуэлы. Ну, народ, породивший Боливара, натурально проголосовал на 95 проц за. В 2024 отмечали ровно 200 лет с момента, когда Венесуэла впервые подала иск Британии по поводу спорных земель. То есть, их лет 400 толпой и хором на земле и воде делили-не-поделили: испанцы, англичане, голландцы, шведы, немцы, американцы, венесуэльцы и гвианцы. Но потом чел из Питера пошуршал соло бумагами – и поделил! К слову сказать, ничего лучше российского решения Мартенса по сию пору нет, и оно действует 126 лет.

Ну, дальше.

Не секрет, что за ХХ век изменилось многое. Например, к власти спустя ровно сто лет после Мартенса пришли антиамериканские социалисты-прогрессоры во главе с Уго Чавесом. Страна и её президент с ускорением покатились по английской кривой дорожке: марксизм, коррупция, очереди, преступность, милитаризм, дефицит, мафия, ленинизм, убийства, Куба, наркота, Иран, уран, ФАРК, рак, мрак.

У гроба Чавеса к власти пришёл ещё более причудливый, но архитипичный персонаж, представитель, как он заявил при инаугурационном камингауте, «народа с богатыми социалистическими традициями», то есть, евреев. Не сумевший окончить среднюю школу венесуэльский Троцкий сразу дёрнул в РФ, где (параллельно Эво Моралесу) в театре «Эрмитаж» дал бенефис в пользу Сноудена, английского шпиона. (Путин, привечая нежданного негодяя, вместо того, чтобы дать ему транзитного пинка, сказал, что готов предоставить убежище, если тот прекратит наезд на США. Британские кураторы от лица своего агента от сделки наотрез отказались. С какой стати, чувак? Сто лет гадили русско-американским отношениям – и с курса не сойдём!)

Как известно, социалисты умеют превратить любую процветающую страну в побирушку за год. В сущности, их задача – захлопнуть парадные двери перед богатыми США и настропалить местную «элиту» торговать за копейки через английскую офшорную форточку. (Я писал в лицах персоналий, как слон СССР 30 лет ползал торговать через мышиную нору Финляндии.)

Венесуэла – богатейшая по запасам углеводородов страна (шестая часть всех доказанных запасов, у РФ – втрое меньше). Но сейчас там ситуация близкая к клинчу: политическим крылом машут проанглийские социалисты, но американцы блокируют почти весь нефтяной экспорт и приток технологий (в Венесуэле непростая нефть). То есть, купить можно – перепродать нет. Экономика богатейшей страны – в полном упадке. Ну, мы понимаем хорошо: в такой же ситуации СССР жил 40 послевоенных лет. Но по счастью, из Венесуэлы сравнительно легко бежать: за время ультралевого управления уехало 20% населения, а по опросам уехать хотят 90%, благо в родственных соседних странах положение гораздо лучше (это пока, ибо работа прогрессоров там продолжается, что особенно заметно по многострадальной Колумбии).

Придя к власти в начале 2000-х, социалисты развернули наркотранзит, для чего даже открыли офис ФАРК у себя дома (кто такие ФАРК, я писал по делам английского торговца оружием Бута). Сейчас именно этот фактор американцы используют как предлог для приведения Венесуэлы к присяге, хотя, очевидно, что борьба идёт за влияние на своём заднем дворе, огороженном доктриной Монро. Британцы не препятствуют и потирают руки, разгоняя вопли мировой общественности против агрессоров из США, топящих мирных рыбаков, гоняющихся за танкерами, а теперь уже и бомбящих города. США, таким образом, оказались втянуты в ещё один конфликт на глобусе уже напрямую, что является, конечно, бонусом.

На очереди разгорающийся на глазах скандал в соседней Колумбии (повод тот же: английский наркотрафик), но, помним Мартенса и ждём перерастания Гайано-венесуэльского территориального спора в горячую фазу. В нём англичане будут играть (да уже играют) с обеих рук, как и везде.

(При этом положение Венесуэлы и РФ схожи. Объявлено, что обе борются за историческую справедливость, ресурсы и земли, в то время как той и другой не хватает интеллекта, управления, технологий и рынков.)

Ради идеального сценария англичане в 2023 попросили бывшую колонию отдать концессии на спорных землях нескольким игрокам, среди которых был и ExxonMobil. В нём всё просто до боли: в случае нападения, Гайану поддержат англосаксонские «братья» (о чём хором объявили), а РФ в отместку за поставки Хаймерсов на Украину сольёт в Венесуэлу кучу альтернативного барахла – и понеслось! Приятным довеском Лондону разгонится и СВО.

(Это краткая версия статьи, опубликованной на моём Дзен-канале.)


Рецензии