Господи помилуй, Господи благослови!

Для всякого действительно хотящего спасения в Господе нет ничего опаснее видения в Нем этой проблемы! Именно в этом отличительная особенность веры в Него «по-своему». Веры, стремящейся винить во всем не себя, а Бога, не страсти, а любовь! Винить Его – абсолютную любовь в том, что – мало любит, мало слышит, мало прощает… И винить даже не дерзко, а хитро - с множеством видимых сокрушений и даже слез! Такое намерение человека хорошо видно в построении его молитвы…

Вместо просьбы Господу о помощи, чтобы услышать Его и, наконец, начать исполнять Его заповеди, постараться стать хоть немного достойным Его милостей и щедрот, покаяться, т.е. реально измениться любовью, подавить, победить свои страсти и принять уже поданное Им прощение не желающий ни в чем меняться человек упрямо просит: Будь милостив, услышь меня, прости меня, спаси меня… И сделай это по моим молитвенным требованиям Сам без моих внутренних трудов и усилий!

Именно такое воззвание к Господу мы находим во многих псалмах, гласах и молитвах:
- «Господи воззвах к тебе услыши мя»;
- «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей»;
- «услыши нас, Боже, услыши нас грешных, молящихся Тебе; приклони ухо Твое к молению нашему и вопль наш к Тебе да приидет»;
- «Молим Тя, многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас»…

Не вдаваясь в долгие объяснения глубинных причин, отметим только что все подобные молитвенные обращения пришли из ветхозаветной еврейской церкви, по-своему понимавшей Бога. Никогда не имевшие в себе любви к Богу древние евреи понимали и воспринимали Его только как грозную силу, могущую послать им страшные несчастья или наоборот избавить от них. Силу, которую людям необходимо упрашивать быть милостивой, задабривать многими дарами, жертвоприношениями и разными другими внешними (видимыми Ему!) знаками своего «смирения» и «раскаяния»: посыпанием голов пеплом, растерзанием одежд, постами и т.п…

Внутреннее душевное намерение их молитв, по сути, было следующим: Господи! Да мы алчные, горделивые, блудливые… мы обманываем, крадем, клевещем, ссоримся, воюем… Но мы же твои, Господи! Поэтому услыши нас и пошли нам здоровья, благоденствия, процветания и побед над нашими врагами! Мы же соблюдаем все обряды служения Тебе и хвалим имя Твое. И Ты, Господи услыши молитвы наши, прими служение и жертвоприношения наши, и избавь нас от последствий зла, которое мы творили, творим и будем творить!

Они никак не хотели слышать Его говорящего им: «К чему Мне множество жертв ваших? Не носите больше даров тщетных… новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!... праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим» (Ис.1:11-18).

И вот, несмотря на Христовы заповеди любви спустя тысячелетия мы опять не хотим слышать Его и снова требуем практически то же самое! Но разве нужно Господа упрашивать увидеть и услышать то, что Он – всеведущий, итак, знает?! Ведь сказал же Он в приведенном выше откровении пророка Исаии что надо делать чтобы молитвы наши были услышаны – «перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим». Но мы не желающие исполнять Его волю все равно требуем, чтобы Он услышал нас не желающих слышать Его! И не слыша слов Его: «когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу…», мы не желающие меняться упрямо твердим: «внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей». Мы даже не задумываемся что таким отношением к воле и заповедям Господа сами осуждаем свою молитву в ее намерении!
 
Ведь самое главное в молитве состоит не в построении слов, а в душевном намерении молящихся людей, соответствующем или не соответствующем промыслу Божьему о них. Так игнорирующее промысел Божий одинаковое в словах, но со страстным себялюбивым намерением молитвенное прошение о помиловании, благословении и спасении становится прошением о прощении, одобрении и поддержке чувств, мыслей и дел человека, независимо от их праведности! Всем нам необходимо помнить, что только сам человек имеет в самом себе и внутри себя врага своего спасения. Поэтому людям нужны не прошения к Господу об «умилостивлении» Его над ними, а молитвы о своем вразумлении - в смирении и терпении понимать, принимать и исполнять волю Его о них! Это единственный путь к спасению. Именно об этом нужны молитвы: «Господи помилуй, Господи благослови»!

У Господа кроме милостивых и благих дел и слов никаких других просто нет. Это вразумляющие нас поступки, заповеди и наставления Его. Поэтому истинный смысл этих молитв и есть: Господи вразуми, помоги в смирении и терпении понимать принимать и исполнять волю Твою! Вместо этого, но теми же словами (как древние евреи!) человек просит Его о желаемой ему помощи, одобрении и поддержке дел его, независимо от их доброты и праведности, о помиловании, прощении и спасении его самого, никак не желающего меняться по воле Господа о нем…

Вместо борьбы со своими страстями человек часто неосознанно выбирает комфортное для себя возложение своих проблем на Господа! Он согласен соблюдать церковную обрядность, ходить в Храм, ставить свечи, исполнять церковные таинства, даже соблюдать посты и настойчиво молить Господа за это свое усердие спасти его таким, какой он есть! При этом человек даже не задумывается над тем, от чего просит его спасти. Ведь одно дело - избавить от неправедных оков и внешних обстоятельств, наложенных на человека против его воли - как освободил Бог апостола Петра, и совсем другое дело - избавить от внутренних оков, выбранных самим человеком! Бог никогда не подменяет волю человека Своей волей и потому этого не может сделать по любви к человеку, иначе это будет уже совсем другое творение, лишенное человеческого достоинства! Только сам человек с Его помощью должен избрать и исполнять Его волю.
 
Вот почему молитвы с таким намерением не только бесполезны, но даже вредны для человека. По сути — это прошение Господа о нарушении Его промысла о нем! И неважно осознанные они или нет, но молитвы с таким намерением есть молитвы о прощении страстей и благословении зла, есть кощунство и хула на Бога! Не надо просить у Бога то, что Он сделает и без наших просьб просто потому, что Он - Любовь иначе не может! Надо самому стать способным принять Его спасительную помощь. Надо захотеть главного – взыскать в себе спасительную любовь, без которой невозможно истинное покаяние, стать желающим покаяния - изменения себя любовью и именно в этом просить Его помощи!


Рецензии