Трещина в СССР появилась в 1985
(Брежнев и Горбачев: перейти рубеж)
1984 год. Я живу в северном областном центре и учусь в обычной советской школе, мне 14 лет, 7 класс. Хорошие преподаватели и одноклассники, с интересом изучаю математику, историю, английский, классическую литературу. Родители русские, крещеные, настроены антисоветски, много читают, дома много книг. Однако советская пропаганда заполняет все, в школе массовый прием в октябрята, пионеры, стараются все поступить в комсомол из-за желания поступить в вуз, почти по всем предметам - обязательное конспектирование Ленина по любому вопросу любой отрасли знаний, тупые и нелепые ленинские измышления. Везде в продуктовых магазинах нам приходится стоять в огромных очередях, вся торговля - государственная. Храмы в основном стоят в руинах, а в нашем областном центре - один деревянный городской храм в районе сопок. Библий нет в магазинах, они под запретом. Всем заправляет КПСС, везде обкомы, горкомы и райкомов КПСС и комсомола, парткомы на крупных предприятиях, в школах - парторг и комсорги. Атмосфера тотальной лживой пропаганды удушающая. Телевизор каждый вечер промывает мозги коммунистической пропагандой, страна наводнена газетой "Правда", а у нас в области есть газета "Полярная правда". При Брежневе все это казалось незыблемым, Андропов попытался ещё более ужесточить режим, Черненко правил всего около года и скончался.
И вот наступает 1985 год... К власти пришел Михаил Сергеевич Горбачёв. Он реально вызывал изумление и восхищение и у взрослых, и у школьников в России, и у людей в других странах. По Промыслу Божию бетонный тоталитарный режим коммунизма дал трещину. Конечно, это с самого начала был колосс на глиняных ногах. Однако колосс с бетонным рылом! Казалось, ничем его не проймешь, мои родители родились и выросли в СССР, я родилась и выросла в этой системе. Партия, КГБ, пропаганда стояли на страже своей неограниченной власти и привольной партноменклатурной жизни, у них весь труд заключался в лживой пропаганде, речах, митингах и отчетах. Они делали карьеру, получали большие зарплаты, а в старости - большие пенсии, питались в спецстоловых и спецмагазинах, но желания подражать у меня не вызывали: вся жизнь партийных деятелей - это умножение вранья.
А в 1985 все начало меняться. 27 съезд партии можно сравнить с 20 съездом Хрущева. Горбачев выдвинул идеи гласности, перестройки, свободы. Постепенно все стало меняться, а потом, как весной в половодье, размыло лёд тотального коммунизма. Господь дал освобождение. Слава Богу, Россия начала обретать свободу и возвращаться к православной вере во Христа.
1988- 1989 годы. Это уже самый разгар перестройки. В чем проявлялась духовная свобода? Это было некое общее состояние, когда прекратилась советская забитость, запуганность, обезличивание. Огромное значение для русского народа, переставшего быть советским, имело празднование 1000 летия Крещения Руси в 1988. О Боге и о православной христианской вере начали открыто говорить в семьях, в газетах, по телевидению. Наступала эпоха возрождения порушенных храмов и создания новых, эпоха массового крещения людей, и детей, и взрослых. Молодежь периода перестройки вышла из красной секты и с трудом приобщалась к Православию, отсюда духовный кризис, сомнения, грехи, падения, из которых только Бог помогал выходить к свету веры. В сущности, в брежневский период мораль ни на чём не держалась. Христианская настоящая мораль была у верующих старушек, посещавших храм. Если задать вопрос, а почему "не укради", если мне выгодно и есть шансы, что не поймают? Что удержит, кроме уголовного кодекса? Советские ценности запретили плохо поступать? Это ноль, пустота. А если точно знаешь, что Сам Бог дал заповеди, Бог запрещает красть и совершать другие грехи, то знаешь, что Бог накажет за их нарушение в земной жизни болезнями или другими скорбями, в загробной жизни тоже спросит за грехи. Совесть, голос Бога в душе, у людей есть, но она постоянно затемнялась неверием и говорила очень глухо или молчала. Так брежневский период безбожия оборачивался разводами, пьянством, абортами. В перестройку был духовный разброд, но появился выбор - многие пришли в храм к Богу и начали очищать себя от грехов, все это было тяжело, болезненно, через срывы и снова подъемы, надо было очистить душу от гордости и безбожия.
В 1988 году был построен первый каменный храм в нашем Мурманске - Никольский собор. В 1991 году я приняла Крещение в этом новом соборе и в тот день вместе со мной было крещено большое количество народа, и дети, и взрослые. Ложная вера в коммунизм и безбожный рай на земле, вера в ноль, разрушалась, люди обращались к Богу. В эти годы начали печатать статьи в газетах и даже издавать книги о жертвах сталинских репрессий, про ленинский период ещё долго все замалчивали
Внешне все почти формы общественного и государственного устройства были ещё советскими. Правила одна партия - КПСС. Появлялись кооперативы, но в основном все же предприятия были государственными. Было и временное ухудшение. В 1989 году, действительно, к огромным брежневского периода очередям прибавились ещё и талоны на все продукты на всех членов семьи, комплекты талонов, на каждом талоне надпись - рыба, масло, колбаса и другое. С этими серыми талончиками мы стояли в очередях и покупали по определенной норме, предъявляя талон. Потом были невыплаты зарплат на предприятиях. Население это все тяжело переживало, помогала вера, молитвы к Богу и свой огород, у кого он был. Отчасти эта ситуация было связана с безответственностью коммунистов-партбоссов, которые стали делить нефть и газ, переходя в олигархи и не обращая внимание на положение населения, отчасти причиной тому была совершенно нездоровая и абсурдная советская система с государственной торговлей, государственными предприятиями.
Эта разруха некоторые время сохранялась при Ельцине в 1993-1994, но затем быстро стала развиваться частная торговля и частные предприниматели. Появилось много магазинов, продукты в магазинах, со временем все начали покупать без талонов и без очередей.
Теперь вопрос. Считать ли 1985 - 1989 годы советским периодом? Формально, да, страна СССР, период советский. Но я этот период советским не считаю. Я застала брежневский и андроповский период, горбачевский отличался от них коренным образом. Это было начало конца коммунизма. Коммунистические лидеры не были способны вывести народ из брежневского застоя без талонов и разрухи! При Ельцине были попытки предприятия преобразовывать в ОАО и вручать рабочим акции, но из этого ничего не вышло. Думаю, надо было раздавать желающим русским людям, городским и сельским, землю, обучать их на земледельческих курсах, помогать строить дома, снабжать техникой. Русский народ не получил православного просвещения. Так и не решились ввести "Закон Божий" в школах, лет через тридцать в школы пришла непонятная "светская этика".
Поразительно было то, что даже после перестройки из выборов в выборы побеждали одни только члены КПСС! Например, Ельцин, Медведев. Никогда ещё даже и после перестройки не приходил к власти человек, который бы в прошлом не состоял в КПСС! Хотя это все же объясняется массовой пропагандой нужных (красных) кандидатов, они постоянно присутствовали на экранах, им давали слово. Сейчас я хорошо понимаю, что коммунисты не хотели уходить от власти, они и не ушли до сих пор, временно меняли названия, а потом оказалось, что и названия можно возвратить, возвратить и пропаганду ленинизма-сталинизма. Но 1985 -1989 годы для меня годы освобождения России, годы Возрождения Православия и крещения людей, в политическом и экономическом отношении - годы второго НЭПа, когда в конце концов исчезли очереди и появились продукты. Главное же - русские люди перестали верить в коммунистическую мертвечину и обратились ко Христу. Оставит ли нынешняя политическая элита хотя бы в в какой-то форме НЭП номер 2 или снова начнут великую и бесконечную стройку коммунизма, начнут стоять в очередях за продуктами и носить воду решетом? И очень важный вопрос. Сможет ли от очередного НЭПа русский народ перейти не к новому сталинизму, а к полному освобождению, к свободной, мощной России, антикоммунистической стране православного вероисповедания? Или народ захочет оставаться антирусским, то есть советским? Будут ли люди возвращаться к советскому атеизму, безбожию как пёс на свою блевотину? Будут ли вместо молитвы ко Христу люди ползать на брюхе перед памятниками коммунистам и заваливать гвоздиками идолы Ленина? Дай Бог нам стоять твердо в православной христианской вере!
Галина Сиротинская, публицист
Свидетельство о публикации №226010301301