Вера и знание
(Господи, кто только это не говорил)
Вера, доверие – однокоренные слова, фактически – синонимы. То есть ты, не обладая личным опытом, доверяешь тому, кто знает, или чему-то, написанному. А знание базируется как на выученных в школах всевозможных научных парадигмах, так и на собственном, обретенным опыте. Это общее место. Но, как и научные постулаты не являются порой истиной, а системой знаний на данный момент, например, Аристотелевская физика работала до Ньютоно-картезианской парадигмы, или Эвклидова геометрия оказалась частным случаем, так и личные познания зачастую основываются на тех или иных постулатах, либо на субъективном восприятии внешней реальности. И, несмотря на отсутствие прямого опыта, с накоплением информации, вера порой перерастает в знание. Например, я никогда в космосе не был и Землю со стороны не видел, но, столкнувшись с обилием самой разноплановой информацией, уже не верю, а именно знаю, что она – шар.
Понятие «вера» зачастую применяется в Западной парадигме как выражение причастности к той или иной религии, и как полное доверие книге и всевозможным рукоположенным посредникам, не имевшим в подавляющем большинстве собственного духовного опыта, за который в оные времена жгли на кострах, а сейчас могут направить к психотерапевту.
И в этом коренное отличие от Востока, где, конечно, книги священны, но верят только тому, что смогли сами увидеть, пощупать и попробовать на вкус. Конечно, все с удовольствием послушают любого учителя, прошедшего собственный путь и обретшего не книжные знания, но дискутировать, тем более, обзывать ересью, не станут. Непреложно лишь одно, - сам учитель должен, прежде всего, следовать в жизни своему учению, и лишь потом, что-либо высказывать, в отличие от западного философа, жизнь и свойства которого мало кого интересуют, важны лишь его сентенции.
И в этом парадокс, Запад, фактически, - мускулы человечества, «практик», обладает крайне идеалистическими религиозными взглядами, а Восток, своего рода дух и сердце планеты, практичен в религиозном отношении.
А насчет того, что есть «религия», термин, который, как частенько у нас повелось, употребляем не по назначению, в следующий раз. Добавлю лишь только любимую фразу: «Я в Бога не верю, я знаю». И, поверьте, на собственном долгом опыте.
Счастья вам!
03.01.26
Свидетельство о публикации №226010301767
А вот причинами тому служит то, что доверие, как ПРОЦЕСС обретения человеком СОСТОЯНИЯ веры (наравне, кстати, и с познанием, которое также есть ПРОЦЕСС обретения человеком СОСТОЯНИЯ знания), является необходимым условием для функционирования такого способа мышления того, как разум.
Например. Прежде чем начать рационально познавать какую-либо вещь, человек (скажем, ученый) должен сперва обрести чувственное видение той самой вещи.
А что есть чувственное видение вещи, выступающей у ученого в роли объекта для рационального познания, как не выдуманная тем теория (т.е. чувственная вера) о ней?
И вот только лишь обретя чувственное видение вещи (т.е. собственную веру в свое видение вещи), ученый уже непосредственно переходит к познанию того самого чувственного видения вещи.
И таким образом получается так, что ученый производит познание не самой вещи как таковой, а всего лишь собственное чувственное видение той (т.е. производит познание собственной веры в свое видение вещи).
Владимир Баталов 04.01.2026 15:56 Заявить о нарушении