Ты не забыт, парнишка из Ченцова!

               
               
                Никто не забыт,
                Ничто не забыто!
                (Ольга Берггольц)

      Время безудержно несётся, спрессовывая года в десятилетия, в века… На страницах летописи запечатлены события, имена. Одни события словно блекнут, становятся менее заметными, другие с годами сияют ярче, обретают величие, достигая вселенской значимости. К таким событиям относятся грозные годы войны 1941 – 1945 годов, когда весь народ поднялся на  защиту Отечества от врага.
         
     Нет такого города в России, нет такой деревеньки, где не воздвигнут монумент в честь солдата – освободителя, воевавшего в самой страшной, самой кровопролитной войне 20- го века!
            
      Прошло более 70 лет с того дня, когда отметил народ великую Победу, но мы продолжаем открывать имена тех, кто погиб в боях за Отечество, чья жизнь – подвиг.

     Особое место в военной летописи России занимает Можайская земля. История не поскупилась на события. Века ставили вехи, отмечая великую силу духа людей, живущих на этой земле.
            
     Задавшись целью собрать факты о своем отце, Трушине Иване Павловиче – летчике, участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., занимаясь изучением документов в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации о  659 истребительном авиационном Галацком Краснознамённом ордена Кутузова полке  288 истребительно-авиационной дивизии (288 ИАД), обнаруживаю имя летчика Евсеева Бориса - уроженца Можайской земли. С моим отцом они оказались сослуживцами! Строки сохранившихся документов – не литературные записи. Это исторические факты!
            
     На окраине города Можайска есть небольшое уютное селение Ченцово. Здесь 14 января 1923 года в рабочей семье Евсеевых родился мальчонка. Дали ему имя Борис. Так уж сложилось, что Шуре, его матери, пришлось поднимать сына одной. Может быть, поэтому Борька был серьезнее сверстников, раньше взрослел, понимая, что должен стать для матери мужским плечом - опорой. В 1938 году, закончив семилетку, пошел учиться на токаря, вступил в комсомол. Переехали жить в Москву, где мать устроилась на работу, но лето Борис проводит здесь, под Можайском, в Ченцове.
            
     Время призыва на военную службу совпало с годами войны. В феврале 1941 года Борис Евсеев поступает в Черниговскую авиационную школу пилотов.
            
     В Учетно-послужной карточке летчика Евсеева Бориса Федоровича фотография этого времени - молодой человек с очень строгим, не по годам серьезным взглядом.
            
     По окончании училища, 28 октября 1943 года, ему было присвоено воинское звание «младший лейтенант». В октябре же 1943 года Борис Евсеев становится кандидатом в члены ВКП(б). В партию по рекомендации авторитетных товарищей принимали лишь достойных,.
            
    Для дальнейшего прохождения службы молодой офицер был направлен в 659 истребительно-авиационный полк. Судя по записям в Журнале боевых действий 288 ИАД, 8 декабря 1943 года в дивизию прибыло пополнение из 13 летчиков, среди которых, вероятнее всего, был и Борис Евсеев. В это время полк, действуя с аэродрома Кирпотино (Запорожская область, Украина), принимает участие в Днепропетровской наступательной операции (23 октября — 23 декабря 1943 года), прикрывает плацдарм наших войск южнее города Запорожье.
            
     Советская армия наступала. Война шагнула к европейскому рубежу. Полк ждало участие в Ясско-Кишинёвской, Белградской, Будапештской, Венской операциях, ставших завершающим аккордом триумфальной Победы.
         
     Материнское сердце бьется тревогой. Александра Михайловна ждет сына. Всегда живет надежда на лучшее. Кто знает, предчувствовала ли мать беду, но беда не обошла ее дом стороной. Пришла похоронка – самый страшный документ тех лет. В официальной, сухой форме Матери сообщали: погиб 21 августа 1944 года. И все.
            
     Из Журнала боевых действий 288 истребительно-авиационной дивизии 17 Воздушной армии 3-го Украинского фронта, в записи, сделанной 21 августа 1944 года в первый день начала Яссо-Кишиневской наступательной операции:
     «15.40-16:35 Н-2000-2800м 8 ЯК. Ведущий капитан Павловский, сопровождали 9 Б-3 в район Кайнари. В районе Золотянка сопровождавшие истребители были внезапно атакованы сверху парой ФВ-190. В воздушном бою сбит 1 ЯК, летчик мл. лейтенант Евсеев. Самолет упал восточнее п. Золотянка».
            
     За каждой строкой – человек, его судьба. Пытаюсь собрать сведения о Борисе, встретиться с оставшимися в живых его родственниками. Уже нет его матери. Нет никого. Дальняя родственница из Ченцово почти ничего не знает, мало кого помнит. Но мы помнить должны, должны знать имя молодого летчика, русского деревенского парня, в сердце которого жила любовь к родной Можайской земле.
         
     Сегодня, на основании предоставленных мною архивных документов в администрацию города Можайск, имя Бориса Федоровича Евсеева золотыми буквами написано на стене Памяти можайского Мемориала «Вечный огонь». В правой колонке третья сверху строка – Евсеев Б.Ф.
            
     Мерцая, горит вечный огонь, бросая блики на длинный перечень имен защитников России, родившихся на Можайской земле. Сюда идут дети и старики, счастливые молодожены, школьники и студенты. Идут с цветами, с сердечной благодарностью за сегодняшнее мирное небо, в которое когда – то поднимался истребитель бесстрашного советского летчика Бориса Евсеева. Стою у огня со смешанным чувством: скорбь и гордость. Борис Евсеев ничего не успел для себя: жениться, стать отцом, построить дом, посадить сад… Но он успел совершить подвиг! Ему был всего 21 год!
            
     Можайск – город воинской славы, славы подвига своих сыновей и дочерей. Славу приносят люди, слава бессмертна, а потому бессмертен человек, зажегший еще одну звезду подвига во имя своего города, своей Родины!
               
                P.S.
     На публикацию очерка откликнулась родственница Бориса Евсеева-Ольга Батлер
(Знакомьтесь – https://www.livelib.ru/author/325879-olga-batler?)

     Огромная благодарность Ольге Владимировне за её отзывчивость, что позволило уточнить биографию Бориса:
     «Добрый день. Хотела бы сообщить вам о семье Бориса Евсеева. Он двоюродный брат моей мамы, которая в девичестве тоже была Евсеевой и часто ездила в Ченцово. Сейчас ей 96, но у неё до сих пор хорошая память.

     Она даже рассказывает о своих  бабушке и дедушке Бориса из Ченцова. Николай и Евдокия Евсеевы вырастили пятерых сыновей и троих дочек. Вся семья была очень работящей и – как результат – довольно зажиточной и уважаемой. Николай был церковным старостой. Евдокия лучше всех в деревне пекла хлеб – её часто просили напечь его на деревенские свадьбы и праздники. Николай был крутого нрава, Евдокия - мягкой и доброй. У каждого животного и птицы в их хозяйстве было имя, она нежно заботилась обо всех.

     Отец Бориса - Фёдор и мой дедушка родились в 1894 году, они были близняшками. В 11 лет отец отправил их «в люди», они поехали в Москву учиться у земляка портновскому ремеслу. Повзрослев и вернувшись в деревню, оба влюбились в одну и ту же девушку Шуру. Она была то ли из Ченцова, то ли из соседней деревни. Шура выбрала Фёдора. Оба были такими певунами! Перед помолвкой молодые встречались под надзором строгих деревенских бабушек на посиделках в специально «откупленной» для молодёжи избушке.

     Когда начался призыв на войну с Германией, близнецы тянули жребий, кому идти воевать. Его вытянул Фёдор. Но мой дед предложил пойти вместо брата, ведь тот уже собрался жениться. Фёдор и Шура венчались, хотя брак не регистрировали. Решили, что венчания достаточно. Официально они расписались только после Великой Отечественной войны.

     (Наверное, поэтому и появилась информация об одинокой матери, вырастившей Борю. На самом деле Шура и Фёдор очень дружно и счастливо прожили вместе до самой смерти Фёдора в начале 1960-х. Оба были светлыми людьми, все их любили).

     В 1921 у молодых родилась дочка Настя, потом Борис. Моя мама больше общалась с сестрой, чем с братом, которого запомнила мальчиком с пухлыми щеками и добрым характером. Она ничего не знала о геройской гибели Бориса, потому что его родители никогда не рассказывали подробностей. Просто сообщили всем, что Боря погиб. На этом тема была закрыта… Мама теперь думает, что им было тяжело говорить об этом.

     Борина сестра Настя после войны вышла замуж и уехала в Тамбов, её муж Василий преподавал там в академии. После этого связи между родственниками ослабли. Баба Шура, одряхлев, переехала к дочери. Но я всё-таки успела встретить её в Москве. Даже в старости это был очень весёлый, лёгкий человек.

     Вот и всё, что мне удалось вытащить из мамы)) Да, она ещё назвала фамилию Марковых - её взяла после замужества тётя Бориса, её тоже звали Анастасией. Марковы не уезжали из Можайского района, а двоюродный брат Бориса Евсеева возглавлял колхоз».

                P.S. P.S.

     Предлагаю моему читателю переписку с руководителем поискового отряда «Август» Сеньковским Василием Васильевичем из Молдавии, из содержания которой можно, с большой долей вероятности считать, что найдено место захоронения Бориса Евсееа:

    «Здравствуйте, Владимир Иванович, прочёл очерк о Евсееве Б. Ф. и очень заинтересовался им. Местечко Золотянка (по старым картам так пишется) На самом деле Золотиеевка (Каушанский район), находится в 15 км от меня. Когда-то там мы восстанавливали безымянный памятник.

    Некоторые старики говорили о сбитом самолёте. Имени на нем (памятнике) Евсеева нет, тогда мы не имели эту информацию и нанесли имена пехотинцев, погибших там же в августе 1944 года (мл. сержант Шафиков Ансар Каюмович 1025–1944, Рядовой Антонюк Василий Автисович1910–1944, рядовой Жданов Николай Кондратьевич 1898-1944).

     Теперь есть повод вернуться туда.

     Если у Вас есть сканированные документы отчётов авиационного происшествия и УПК (учётно-послужная карточка), пришлите мне, пожалуйста. Вообще меня интересует всё, что есть по Молдавии».


Рецензии