Неоконченная война. Часть2. Глава 15

          Известно, что до 2014 года на Украине все жили мирно и дружно. Но после киевского майдана людей словно подменили. И теперь русские вдруг стали «москалями», хотя никогда и никого по большому счету здесь не обижали. И до сих пор непонятно было для чего украинская власть решила стравить между собой два некогда близких и братских народа.
        Шел 2018 год. В апреле Совет национальной безопасности Украины сообщил, что антитеррористическая операция в Донбассе официально завершилась и вместо неё начата Операция объединённых сил (ООС), которая станет теперь носить сугубо военный характер, и она по замыслу руководства страны будет усиливать роль Вооруженных сил Украины в конфликте.
 
        К этому времени ополченцы Донецкой и Луганской областей совместными усилиями показали военные успехи, давая отпор в борьбе с правительственными войсками Украины. Гражданская война тянулась уже четвертый год, то вспыхивая кровопролитными боями, то неожиданно затухая на какое-то время, чтобы разобраться и вновь привести силы в боевой порядок в своих рядах каждой из противоборствующих сторон.
 
        Россия начала оказывать Донбассу масштабную гуманитарную помощь с августа 2014 года, когда направила свой первый гуманитарный груз. Эта помощь в то непростое время для жизни непокорного региона была оказана своевременно, помогла выжить и выстоять ополченцам и мирным жителям, и впоследствии таких конвоев было много, особенно в первые годы войны.
 
        Из официальных источников стало известно, что к февралю 2015 года в ходе вооружённого столкновение на Донбассе погибли с обеих сторон более 5 тысяч человек и свыше 10 тысяч ранено. По данным Управления ООН по делам беженцев, с начала конфликта свыше 500 тыс. человек покинули родные места в поисках убежища на территории самой Украины и ещё сотни тысяч бежали из страны, в основном в Россию.
    
         Но, тем не менее, несмотря на горе, трагедию и кровь, непримиримая вражда и боевые действия продолжалась. Добровольческие формирования мятежных республик успешно развили и продолжили наступление и взяли под контроль ряд крупных населенных пунктов в своих административно-территориальных границах, чем немало напугали украинские власти, а также и западные страны. И после этого в сентябре 2014 года был подписан в Минске Мирный план прекращения вооруженного конфликта и этим республикам обещали особый статус и экономическое возрождение.
         
        На время боевые действия прекратились, но спустя некоторое время кровавое противоборство опять возобновилось. ВСУ не оставляли попыток переломить ход боевых действий в свою пользу. Особенно жестокими были бои в начале 2015 года за Дебальцево и Донецкий аэропорт. Вокруг них развернулись одни из крупнейших боевых действий в Донбассе. Наступление вооруженных формирований молодых республик ДНР и ЛНР в районе города Дебальцево стало первой их совместной  военной операцией и потребовало серьёзной координации и слаженных действий, что в целом и было блестяще достигнуто, а потому и завершилось здесь полным поражением ВСУ.
 
       В начале сражения за Донецкий аэропорт он находился между линиями соприкосновения ополченцев и ВСУ и был последним рубежом Донецка, удерживаемым украинскими войсками. Бои же шли фактически в городской черте и продолжались 242 дня. И взятие аэропорта вооруженными силами ДНР в январе 2015-го сыграло решающую  роль и укрепило морально-психологическое их положение: противник был отброшен от критически важной черты и «северные ворота» в столицу Донбасса вернулись в руки горожан.
 
        После этих очередных, без преувеличения, удачных и победных боев в феврале 2015 года при непосредственном участии лидеров России, Германии, Франции и самой Украины были подписаны уже вторые «Минские соглашения». А то неизвестно, чем бы дело закончилось после столь наступательных боев и какие еще территории отошли бы вооруженным формированиям молодых республик. Собственно, чтобы не допустить этого, Киев вынужденно и сел за стол переговоров в Минске.

        В них предполагалась амнистия для всех участников гражданского конфликта, объявление Донецкой и Луганской областей особыми территориями и закрепление этого статуса в Конституции страны. Но, как и ранее, ничего из этого украинская власть не сделала. Да и не желала делать. А просто использовало это время на перегруппировку своих сил и для пополнения военными средствами и техникой войск.
       
       И на Донбассе вскоре наступило очередное противостояние – его жители отбивают многочисленные атаки украинских войск. А с трибуны Верховной рады в политическом угаре некоторыми депутатами было объявлено, что вернут контроль над всем Донбассом уже к середине 2018-го. Разумеется, ни о каких Минских соглашениях в Киеве и в западных столицах даже не вспоминали…

        Через неделю Александр Коваль оказался на общевойсковом полигоне, который расположен был к юго-западу от Житомира, в селе Перлявка. Это произошло после того, как он прибыл в свой артиллеристский полк к полковнику Белобородько. Тот после неоднократных звонков с уточнениями переговорил с кем надо, как лучше и быстрее сделать так, чтобы его «протеже» без проволочек был принят на службу в его полк на контракт.

       После того как утрясли все организационные вопросы, связанные со службой Коваля, Тихомир Артурович поднимаясь из-за стола, сказал, протягивая ем руку, что больше не располагает временем и что служба не ждет, надо заниматься делами. И вскользь заметил: «В другое время посидели бы вместе, вспоминая те старые добрые армейские годы, годы молодости!»
 
        И хотел было уже отправить Александра из кабинета, как тот, немного помедлив, набравшись смелости, изложил свое личное прошение. И вкратце рассказал, что случилось с его стариками в Мироновке. И попросил полковника, если у того есть возможность, через знакомых или каким-то другим образом оградить стариков от вымогательств и преследования со стороны СБУ. И с трепетом и волнением стал сейчас ожидать ответ.

         А по поводу того, чтобы взять в долг необходимую сумму денег у полковника, он даже не заикнулся. Посчитав сейчас, что будет просто неуместно в надежде, что Тихомир Артурович каким-то образом сможет договориться по своим каналам с кем нужно и решит вопрос! А если не получится, то он оформит кредит.
 
       Белобородько услышав такое заявление, даже невольно опешил и остановил свой взор на нем, внимательно вглядываясь в лицо Александра, как бы изучая его заново. Возникла пауза, и смотрели сейчас безотрывно друг другу в глаза. Ни тот ни другой пока не отводил их.  По всему было ясно, что полковник оказался несколько озабоченным и даже недовольным, услышав столь необычную просьбу.  И сейчас  было видно, что он находится в легком замешательстве, думая, как ему быть? Но тем не менее уточнил у Александра по этому делу кое-что для себя.
   
        Понятное дело, оба хорошо знали, что такой вопрос сразу не решишь, потребуется какое-то время. И Тихомир Артурович прямо сказал об этом.  Впрочем, тут же записал необходимые данные обо всех Ковалях в свою рабочую тетрадь и велел Александру идти и заниматься делами по службе. И напоследок предупредил, если что, то обязательно свяжется с ним по телефону.  На том и расстались.
 
        Но как только Коваль покинул кабинет, Белобородько, поразмыслив, уже решил тогда про себя, что ему не следует вмешиваться и тем более погружаться с головой в эту проблему сослуживца. Кто он мне – сват или брат?  И репутация для него дороже оказалась! Ведь впереди маячило продвижение по службе и присвоение нового звания. А здесь мало ли чего, вдруг кто-нибудь капнет, и все - прощай повышение. Конечно, об этом он ни единым словом не обмолвился с Александром. А пока решил не испытывать судьбу и спустить его просьбу на тормозах, а там видно будет!

      А Ковалю ничего не оставалось, как в тот же день отправиться в небольшой городишко Юровка в местный военный комиссариат, в котором был пункт отбора на службу в ряды ВСУ. Благо он находился неподалеку от воинской части - всего в сорока километрах.
 
      Пройдя кое-какие формальности и собеседование, а потом и медосмотр, по результатам которого был признан годным к армейской службе, получил от военного комиссара предписание и был направлен в свою воинскую часть для заключения контракта. В общей сложности он пробыл в этом городке чуть более двух суток, и очень удачным во всех отношениях оказался для него день отъезда в свой полк. Ну, во-первых, все свои армейские дела порешал довольно-таки быстро.

       Но самое главное для него, что он здесь сделал за многие последние годы  благое дело – спас жизнь одному пацанчику, которого вытащил из воды. Парнишка уже захлебывался и точно ушел бы под воду, если бы случайно не проходил вблизи Александр Коваль. Услышав крик о помощи, он без раздумывания и промедления сразу бросился спасать мальчишку, на ходу сбрасывая с себя одежду. А стоявшая здесь мелюзга оказалась, похоже, в жутком оцепенении, да и наверняка среди них не было ни одного, кто умел бы прилично плавать и тем более мог оказать помощь тонущему человеку.

       И неизвестно, что их вообще заставило всех выскочить на берег из воды после того, как их товарищ стал тонуть и взывать о помощи? Понятное дело, толку от них не было никакого, сами были вусмерть перепуганы. Как потом оказалось, это были ребятишки примерно одного возраста – лет по 7-8, и пришли они сюда целой ватагой купаться на плотину.
 
        По городку протекала небольшая речка с одноименным названием Юровка, которая почти в самом центре этого населенного пункта была перегорожена запрудой. И водоём, скорее напоминающий пруд, использовался жителями для орошения прилегающих полей и водоснабжения самого людского поселения - из глубинной насосной станции, которая стаяла тут же на берегу.
 
        Само собой горожане приходили сюда половить рыбешку и искупаться в жаркие дни, ну и просто отдохнуть, как говорится, на лоне природы. С обеих сторон над речкою раскинулся небольшой парк с аттракционами и зонами отдыха, с игровыми площадками, а в узком ее месте был дугообразный ажурный железный мост с берега на берег.
         
        Антон, так звали сорванца, как и другие, только учился плавать, и вроде бы у него плыть вдоль берега уже начало получаться, а раз так, то какого черта он еще здесь плещется на мели. И его вдруг дернуло отплыть на глубину. А то все бултыхается как маленький у самого берега, где и воды-то ему всего по колено! Так не только подумал, но и вскоре сделал!

       «А как еще узнать свои возможности, другого способа-то ведь нет! Смелость города берет! Ты же мужчина, вперед, Антон!». Так он убеждал сам себя и рассудил: надо когда-то начинать! Да и мальчишки потом все обзавидуются, какой он смельчак! Вот и рискнул! Закрыл глаза, набрал побольше воздуха и нырком бросился в воду! Но только чуть отплыв под водой от берега и вынырнув на поверхность, отдышался и, разбрызгивая воду во все стороны, хотел было измерить здесь дно, но из-за своего невысокого роста не сумел его достать ногами.

       И тут сильно растерялся, голова вся пошла кругом – запаниковал и совсем скоро потерял рассудок из-за того, что у него плыть не получается! А вот этого не надо было ему делать! И изо всех сил стал судорожно барахтаться, молотя ногами и руками без разбора о воду, но оставался на месте, никуда не двигаясь. А может быть, даже чуть слабым течением его уносило  от берега вширь реки? Кто сейчас это разберет, как было на самом деле?

       А он уже с безумными глазами пыхтел и отдувался,  продолжая неловко и лихорадочно бултыхаться, но вскоре стал захлебываться, наглотавшись воды. Дышать было нечем, да и  сил уже от страха не было. Враз закончились! Он стал тонуть, без малейшего шанса выкарабкаться самому, уходил уже чаще и чаще под воду, слабо продолжая с каждым разом размахивать руками. И все больше погружался с головой в ее пучину и уже начал было пускать из последних сил пузыри. Вот тут как раз вовремя подоспел Александр и спас мальца.

        Действительно, Александр тоже хотел измерить глубину, но не достал дна, тогда поднырнул и вытолкал мальчишку из воды в сторону берега, а Антон, почувствовав опору, не по-детски сильно и яростно вцепился своими ручонками за шею спасателя и не отпускал. Да и сам Александр не сделал попытку освободиться от его рук, чтобы еще больше не испугать его.  Хорошо, что берег был рядом, и они ушли с глубины.
 
          Вытащив парня на берег, он первым делом убедился, что мальчишка находится в каком-то отрешенном состоянии, граничащим разве что ближе к безумию. Это было видно по его застывшим и ошалевшим глазам. Парень даже не делал попыток сопротивления, когда Коваль постарался удалить всю воду из лёгких, положив лицом его вниз, резко и сильно надавил его живот через свое поставленное колено. Внизу песок сразу намок от воды.

       Чуть подождав, когда пройдет кашель, Александр  потом перевернул и положил его на спину и на всякий случай два или три раза быстро сдавил ему еще грудную клетку. Пацан откашлялся вновь и начал лихорадочно и жадно ловить ртом воздух. Дыхание начало потихоньку восстанавливаться. Но мальчишка по-прежнему был очень слаб, да и вид у него был довольно-таки бледный. И неизвестно от чего, его еще охватил озноб, кожа покрылась мелкими мурашками!

Похоже, он находился еще в трансе и мало чего сейчас понимал. К тому же, по всей видимости, у него началась уже и апатия, которая не преминула заменить то первоначальное его положение. Как говорится: пришла беда – отворяй ворота, все переплетается с психикой внутри человека!  И вот налицо теперь чрезмерная вялость, разбитость, усталость и полное безразличие ко всему окружающему.
 
        Пока Александр возился с мальчиком, приводя его в чувство и возвращая к жизни, их вскоре окружила ватага уже одетых мальчишек. Вот они-то и показали дом, где живет их товарищ. У мальчишек после этого пропало всякое желание купаться дальше. И вот все вместе и пошли. Александр вынужден был взять мальчишку на руки, так и нес его всю дорогу до самого подворья. Ладно, хоть дом от реки оказался неподалеку.
 
         Ребята позвонили и постучали в калитку, чтобы ее открыли  быстрее. Тут со двора послышался сначала громкий лай собаки и недовольный мужской голос. Наконец дверь открылась, и показался отец Антона. Увидев сына на руках, но славу Богу живого, он все понял, да к тому же и ребятишки сразу в один голос заявили, что дяденька военный только что спас Антона.
 
         – А то бы как пить дать утоп бы ваш Антоха! - так авторитетно и веско со знанием дела заявил один из его маленьких друзей.
 
          Мир не без добрых и отзывчивых людей. Так уж повелось! И получилось, что Александр спас их единственного и долгожданного сына, будущего наследника дела отца, но и семья Коваленко не осталась в долгу – щедро отблагодарила своего спасателя.

           Глава семейства Карп Маркович имел свой бизнес и жил по здешним меркам вполне прилично, даже зажиточно. Пока то да се – время шло, и мужчины выпили за знакомство по рюмашке и потом еще по одной. Расположились в теньке в беседке. Рюмашки запивали холодным ядреным квасом, жбан которого принес хозяин из подвала.  А его жена Луиза Павловна занималась и кудахтала все это время над своим сыном, от которого теперь не отходила ни на шаг, проявляя, как это бывает, чрезмерную заботу сейчас о ребёнке и показывая свою безудержную материнскую любовь, одновременно занимаясь приготовлением ужина.
 
        Карп Маркович провел его и показал весь приусадебный участок и сам дом. А здесь было на что посмотреть! И Александр, если честно сказать, был даже приятно удивлен от того необычного, что поначалу бросилось ему в глаза. «Ведь могут же люди красиво жить и в согласии с самими собой и окружающим миром!» - промелькнуло в его голове. 

        Весь дизайн, ландшафт и интерьер, которые присутствовали тут вокруг, буквально  кричали, чуть ли не с каждого места,  что  все зримое и незримое, что относилось к ним, к этим направлениям по обустройству, было сделано любовно и с душой. И не кем-нибудь, как выяснилось позже, а ими самими, и это составило единую концепцию хозяйства, и теперь в совокупности своей все созданное просто смотрелось великолепно, даже в какие-то моменты торжественно и, безусловно, доставляло великое удовольствие не только им, но гостям! 

       Цель хозяевами была, несомненно, достигнута - кругом красота и порядок. Отметил он и похвалил громогласно их обоих! Нельзя же быть вовсе неблагодарным, если тебе здесь все искренне понравилось!
 
            И потом, еще находясь под впечатлением от увиденного домашнего уюта, Александр по приглашению Луизы Павловны занял свое место за столом.  Все расселись, и оба родителя, взглянув опять на сына, от счастья млели, не зная, чем и как отблагодарить своего дорогого гостя. Да и просто по-человечески хотелось им угодить ему. 

            И, недолго заморачиваясь, с большой признательностью и низким поклоном до самой земли и со слезами на глазах Карп Маркович вручил Александру приличный конверт с деньгами. Тот скромно отказывался его взять. Тогда, невзирая на его отказ и упрямство и вовсе не слушая его, подключилась  Луиза Павловна. Она решительно подошла к нему вся в радостных слезах и с улыбкой от счастья на своем лице поцеловала его в щеку и со словами:

         – Спасибо за сына, Александр Богданович, век будем вас помнить за доброту! - и передала ему в руки пакет.
 
       Потом все вместе поужинали, и нет нужды говорить о том, что ужин был приготовлен превосходно. Кроме дизайнерских успехов, Луиза Павловна  также постаралась раскрыть и свои кулинарные способности. Итак, за непринужденными и житейскими разговорами мило просидели до конца вечера и напоследок обменялись номерами телефонов. Глава семейства в знак глубокого уважения и признательности заверил Александра, что теперь они на всю жизнь стали его должниками.

Тепло распрощались, и Луиза Павловна с сыном, который уже оправился от страха и пришел в себя, проводили своего визитера до калитки. Антон под разговоры взрослых крепко прижался к Александру Ковалю. Он уже понял, прокручивая в голове сегодняшний день, что если бы не этот мужчина, то уже никогда бы ему не стоять здесь на этом месте.  А Карп Маркович тем временем завел машину и повез их благодетеля на городской автовокзал.
 
      Коваль в ожидании автобуса на перроне не удержался и все же посмотрел, какие деньги лежат в конверте, и чуть было не обомлел: там лежала именно та сумма, которая была необходима, чтобы расплатиться с сотрудниками СБУ. А попросту дать им взятку, которую те просили, чтобы оставили Ковалей в покое и отвязались навсегда.

      Он, наверное, впервые здесь в жизни  держал такую огромную сумму в руках. Да еще и в валюте. Просто так такие большущие деньги не дают!  Что и говорить, он был теперь весьма польщен и рад за свой такой подвиг. А то, что он совершил его, это понимание пришло только сейчас, а когда спасал пацана, ничего о подобном и не думал.

Просто сделал обычное доброе дело, которое должен был сделать, так уж он был воспитан своими родителями с детства: прийти на помощь всякому. И одновременно был тронут человечностью, добротой и  отзывчивостью этой, несомненно, милой и любезной семьи Коваленко. И расчувствовался не на шутку, а как же – только благодаря этой семейной паре он сможет решить наконец-то свои дела.

И, возможно, больше не придется обращаться лишний раз с этим вопросом к Белобородько. Он как-то внутри себя не уверен был в нем, что тот окажет помощь. Не знал почему, но это витало в его голове. Но как бы то ни было, день сегодня прошел для Коваля весьма насыщенно и удачно.

И остался этим днем довольным и знал, что он запомнится надолго! И дело, конечно, не только в деньгах, которые у него вдруг теперь неожиданно появились. Хотя, безусловно, и в них! Тут сам себя поправил. А главное все равно-то осталось – он спас мальчишке жизнь и готов был ради него, которого первый раз в жизни только и видел, даже пожертвовать собою. И этим все было сказано! 
Продолжение следует...


Рецензии