Не обещайте деве юной любови вечной на земле
ПРОЛОГ
«Восток – дело тонкое», - говорил товарищ Сухов. Что же тогда получается? Запад – дело толстое? Допустим. А.П. Чехов писал в своё время на эту тему. «Толстый и тонкий» - произведение-то громкое было! Правда, за полторы сотни лет смысл его не раз искажался... А Север с Югом чем у нас будут? Боюсь, «эта штука посильнее, чем «Фауст» Гёте» будет.
**** ****
Тончайшим чувством, мощной эмоцией человеческой является любовь. Об этом писали все: писатели, поэты, художники, композиторы... Все, включая уже упомянутых Чехова, Гёте, а также других гениальных творцов. О любви чувственной и о любви платонической, о любви взаимной и о любви неразделённой. И вообще – о чём ещё писать, как не о любви?
Чувства человека (не только женщин, но и мужчин), испытывающего безответную любовь, знакомы многим не только на собственном опыте, но и поверены через людей неординарных - в их художественных произведениях, в их опубликованных дневниках и письмах. Куда меньше мы смотрим с другой стороны на эту не совсем взаимную любовь. То есть, когда ты-то любИм, а сам отвечаешь куда более скромными и менее светлыми чувствами. И литература тут тоже, к сожалению, не сильно вспахала поле «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». А это же, ведь, тоньше самого тонкого! Не так ли?
Мы достаточно бессердечны бываем по молодости лет. Нашего сердца хватает лишь на собственную любовь. Чужой любви, стучащейся в наши сердца, в лучшем случае мы просто скажем: «Кто там?» и поговорим через чуть приоткрытую дверь. За пределами сердец, при этом, происходят разные события: от циничного использования чужой души и тела до безмерного уважения и преклонения перед таким уязвимом в своём чувстве человеком.
Проходят годы, сердца смягчаются. Люди оглядываются назад, подводят промежуточные или окончательные итоги. В этих итогах и гордость, и стыд. Касается и «отношений», как сейчас принято говорить, когда эти собственно отношения люди любовью не называют. В отличие от той, другой стороны, которая, как раз, их именно любовью и считают.
Чтоб спокойно нам умереть, мы стараемся думать, что поводов для гордости у нас больше, чем поводов для стыда. На самом деле, всё наоборот. Да, и какая там гордость? О благодарности бы подумать!
***** *****
ЭПИЛОГ
Сам я не испытываю, конечно, никакой гордости. Стыдно? По меньшей мере - безусловная и абсолютная неловкость перед этим человеком. И благодарность, о которой задумался только лишь сейчас - на самом склоне лет.
Слава богу, что в жизни моей был всего один такой случай - количество переходит в качество. В плохое качество.
Свидетельство о публикации №226010401448
Афанасий Лобинцев 06.01.2026 09:53 Заявить о нарушении
Владимир Рошаль 06.01.2026 12:12 Заявить о нарушении