Помнить каждого Героя
Из интернета
..............·
Я не предал. Я покончил жизнь самоубийством.
Тело Ури Илана, молодого бойца патруля «Голани», вернулось в Израиль из сирийского плена после тяжелых дней одиночества, допросов и неустанного давления.
Ури был захвачен во время секретной операции в 1954 году. Он знал, что информация, которой он обладал, даже если она казалась незначительной, могла быть использована врагом и навредить его друзьям и безопасности страны.
Сирийцы пытались сломить его. Он не сломился.
В своей тюремной камере в Дамаске у него не было ни ручки, ни бумаги, ни возможности написать последнее письмо.
Что у него было, так это книга.
И внутри этой книги, с помощью маленькой деревянной зубочистки, Ури проделал отверстия в страницах и написал буквы. Он не писал – он царапал. Не чернилами – в боли.
И так он оставлял записки.
И самая известная записка говорила обо всем:
Я не предал. Я покончил жизнь самоубийством.
Эти слова были написаны не для того, чтобы вызвать жалость.
Они были написаны, чтобы сказать одно:
Я не давал информации. Я не причинил вреда стране. Я сам заплатил за это.
Ури Илану было всего 19 лет, когда он выбрал самый трудный путь.
Один, в плену у врага, далеко от дома – но с непоколебимой верой и четкими моральными принципами.
Я прошу вас помнить.
Этого замечательного человека.
Почти подростка, который в одно мгновение стал символом.
Не символом смерти –
а символом верности, ответственности и глубокого понимания того, что дозволено, а что запрещено, даже когда никто не смотрит.
Ури Илан похоронен на кладбище кибуца Ган Шмуэль.
Но его история похоронена гораздо менее глубоко.
Он живёт каждый раз, когда говорят о тихом героизме.
Героизме, который не просит аплодисментов – только правды.
................................
Декабрь 1954-го года. 5 бойцов «Голани» перешли линию перемирия, установленную на границе с Сирией и отправились менять батарею «подслушки», которая была заранее установлена на телефонном столбе.
К сожалению, ночью бойцы не заметили засаду и попали в сирийский плен, где у них пытались выведать секретную информацию далеко не самыми приятными способами.
О судьбе этих 5 солдат переживал весь Израиль и больше всех о своем сыне думала мать Ури – Фейга, которая была депутатом Кнессета первого созыва. Существует информация, что ей предлагали освободить ее сына через помощь СССР, на что гордая Фейга заявила, что такой вариант ее категорически не устраивает и освобождать нужно обязательно всех пятерых.
У Израиля был еще один уникальный шанс освободить заложников. Буквально через 5 дней после захвата бойцов «Голани» сирийский самолет сел в Израиле. Тогда многие депутаты обратились к премьер-министру Шарету с вполне логичной просьбой – обменять пассажиров того самолета на бойцов «Голани».
Сделай он это вряд ли кто осудил бы его. Но Шарет сказал, что не будет опускаться к моральному уровню террористов и отказался от этой идеи.
Наступил январь 1955-го года. Ури Илан, считавший, что его друзей уже нет в живых в сирийском плену, покончил с собой. Он был уверен, что под пытками может выдать важные для своей страны данные и не хотел этого.
Когда его привезли в Израиль, то обнаружили в его одежде более 10 записок, которые Ури написал тайком незадолго до смерти. В каждой из них он писал: "Я не предал и не рассказал врагам ничего"
Один из указателей на тропе Ури Илана
Что касается остальных 4 солдат, которые были захвачены вместе с Ури, то они были возвращены в Израиль 29-го марта 1956-го года в обмен на 40 сирийских солдат.
Сейчас, те места находятся уже не в Сирии, а в Израиле. Это Голаны и каждый турист может пройти тропой Ури Илана и почувствовать себя бойцом «Голани», пробирающимся к «прослушке» на телефонном столбе холодной ночью в декабре 1954-го года…
Свидетельство о публикации №226010401800