Белая сирень Глава 5

Операция должна занять день. Это было не большое время. Ирину снарядили подобающе. Одели в грязные, рваные одежды. Этому очень хорошо всех научила Люба. Лицо помазали пеплом. Командир посмотрел на Иру и сказал: «Точно попрошайка», но не засмеялся, а обнял Ирину. Очень переживал за девушку. Она после своего рассказа, когда попала в отряд, стала ему родной. Ему казалось, что она очень слабая, нежная, беззащитная.но она спасла жизнь ребенку

 Ведь никому кроме мамы Ира не рассказала,
что опыт встречи с фашистами у неё есть, и даже есть на счету убитые два фрица. Все девушке было рассказано и неоднократно, всё было показано на карте. Ранним утром Ирина вышла из лагеря, через болото её вывели, дальше она должна была идти по памяти, пройти разминированную кромку, не ошибиться, оглядеться, нет ли поблизости кого, чтобы на дом Розы не навести подозрения.

 Ирина пошла, главное – не сбиться с дороги в лесу, ведь по лесу самая тяжёлая дорога, идти надо по памяти, карту она долго изучала. Ирина не раз и не два штудировала карту, отмечала в памяти каждый взгорок и низинку; конечно, наяву это было тяжелее, чем на карте. Наступила настоящая весна, в лесу, несмотря на войну, пели птицы, они щебетали на разные голоса, и вдруг на пути возник куст расцветающей белой сирени.

 Он был удивительный, нежный, на нём были пчёлы, и в ореоле солнца куст смотрелся волшебным. Ира несколько раз обошла вокруг куста, она вспомнила последний вальс и гуляние по городу, песни под гитару с любимым. Почему Валера не играет теперь на гитаре, подумала Ира, что-то внутри у неё наполнилось нежностью, она вспомнила маму, дом, братьев, сестрёнку, от этих воспоминаний стало тепло и душно.

 Ира подумала, как они все устали от крови, от комаров, от вшей, которые, несмотря на жёсткую помывочную дисциплину, нет, нет, но появлялись. Постояла ещё немного, полюбовалась красотой куста сирени, который непонятно как появился в дремучем лесу, и эта полянка, как из сказки. Пошла дальше, очень боялась, что не попадёт на разминированную тропку.

 Шла очень долго и уже было подумала, что заблудилась, но нет, вот дерево, которое означало выход, или вход, потом была низинка и выход к горке, за которой начинался город. Ира легла и начала осматривать местность. Улица с этого места была как на ладони, она была пустынна, никого.

Только Ирина хотела встать и пойти к дому Розы, как в конце улицы появились немцы, их было человек 6-7, что-то оживлённо обсуждали, махали руками, пошли к дому Розы. Ирина опять легла, продолжая наблюдение. Они стучали, Роза вышла, о чём-то разговаривали, Роза зашла в дом, вынесла ведро. Один из немцев хотел позволить себе вольность, на что Роза резко отреагировала, стукнула немца по руке и погрозила пальцем, все засмеялись.

 Взяли ведро, пошли к колодцу, напились, оставили ведро и пошли в ту сторону, откуда пришли. Ира вздохнула, опять на улице никого, тихонько встала и с огородов вышла к дому Розы. Роза, видимо, ждала, что придут, быстро открыла дверь и втянула Иру в сенцы. Закрыв дверь, глубоко вздохнула: «Слава Богу, переволновалась вся, что вы так долго, немцы же рядом, а у меня куча лекарств, будут пытать – зачем, для кого».

 Роза быстро налила Ирине покушать, скомандовала: «Быстро ешь, забирай лекарства и обратно». Роза была крупная женщина, раза в три больше Ирины, поэтому её команды воспринимались как реальная угроза. Ира кушала, во время обеда отец Розы внимательно рассматривал девушку, Роза иногда вставала, вытирала ему рот или подавала ложку, которую он постоянно ронял. Ира поняла, человек после инсульта.

Роза спросила про малыша, она, когда бывала в отряде, любила с ним играть и приносила всегда что-то сладкое. После обеда они вдвоём с Розой пошли в кладовку и занялись осмотром лекарств. Но отбирать там было нечего, все лекарства, бинты, таблетки и уколы, всё было нужно в отряде. Роза с сожалением посмотрела на Иру: «Как же ты это всё дотащишь, здесь тебе десять раз ходить надо?».

 Но Ирина попросила к мешку пришить лямки, решила унести за раз. Роза покачала головой, но сделала, как просила Ирина. Мешок был готов. Роза решила проводить девушку до леса, она повесила мешок себе за плечи и реально засомневалась, что Ирина донесёт его.

 Даже ей, которая была раза в три крупнее, мешок был не под силу. Роза предупредила, что это очень ответственное задание, лекарства достались не просто так, с ними ушли жизни трёх людей, а в отряде лекарств почти не осталось. Ира успокоила, сказав, что она всё понимает, и донесёт всё в сохранности. Роза вывела девушку в лес, передала мешок, взвалив его Ирине на плечи, обняла её, не оглядываясь, пошла обратно.

 Ирина с грузом, который её хрупкую и маленькую тянул в обратную сторону, ссутулившись, пошла вперёд. Решила идти по тысяче шагов, потом привал. Потихоньку она так и шла, ушла уже далеко от города, вдруг слева услышала лай собак, стрельбу, она скатилась в ямку и притаилась.

Вышли три немца. Она их не видела, но ей так показалось. Хорошо, что они без собаки, — подумала Ирина. Собаки лаяли где-то в стороне. Немцы оживлённо о чём-то говорили. Потом один из них вскинул автомат и начал беспорядочно стрелять. Несколько пуль попали в Ирину. Она потеряла сознание. Одна пуля попала в голову, вторая — в руку.

 Сколько она пролежала, никто не знает. Очнулась от чего-то колющего под боком. Оказывается, она упала на ежа. Он пытался выбраться из-под неё, колол её иголками и толкал носом. Она была вся в крови. Мешок сверху с лекарствами защитил её. Пули попали только две, остальные застряли где-то в мешке. Идти Ирина не могла — у неё кружилась голова, вероятно, от большой потери крови.

Голова и вся одежда девушки были в крови. Но Ирина поползла. Она уже сама не понимала, куда ползёт, но продвигалась вперёд. Наступила ночь. Оставляя кровавый след, Ирина ползла. Временами она теряла сознание. Тяжёлый мешок на плечах сковывал движения. Теряя сознание, ей виделся сын Кузьма. Он тянул к ней ручонки, звал её. И она опять ползла.

 Время для неё потеряло счёт. Очнулась, увидела себя под кустом белой сирени. Было раннее утро. Сирень, окутанная испариной от земли, стояла и переливалась от попавшего на неё раннего луча солнца. Куст сирени сверкал, как бриллиант, а Ирина смотрела на это чудо и думала, что попала в рай. Куст сирени источал аромат весны, а Ирина лежала, смотрела и ощущала прилив сил. Она опять поползла.

 После отдыха ей стало легче. И она опять поползла .В это время с задания возвращались партизаны. У болота они наткнулись на Ирину без сознания. Конечно, стараясь сделать это побыстрее, её перенесли на руках через болото. Сняв с неё тяжёлый мешок, с которым бы она болото не перешла, передали её в руки доктора. Операция длилась три часа. Ирина потеряла много крови.

Врач очень переживала, что девушка не выживет. Ирина третий день была без сознания. Кузьму взяли к себе Николай и Люба. Валера тоже играл с ребенком. Командир отряда вызвал к себе всех троих, поручил им приглядывать за Кузьмой, пока мать больна. А ребёнок чувствовал себя плохо: капризничал, плакал, плохо кушал. Валера задержался у командира и напрямую спросил, может ли он знать, кто отец ребенка.

 Командир отряда удивился, что Ирина никому не рассказала, что ребёнка она нашла в сожжённой деревне. Все трое друзей Ирины застыли от неожиданного ответа. Только теперь до них дошёл смысл слов Ирины: что она не знает ни матери, ни отца ребёнка. Валерий, сгорая от стыда, ругая себя последними словами за глупую детскую ревность, бегом бежал к землянке, где лежала без сознания Ирина.

Но его туда не пустила военврач Вера Сергеевна. Ирине нужно было переливание крови, но возможности в лесу сделать этого не было. Люба и Николай тоже чувствовали себя виноватыми. Они столько времени осуждали Ирину, настраивали Валерия против неё. Люба плакала. Вышла Вера Сергеевна. Врач спросила, что Ирина любила больше всего. И Люба вспомнила: она любила белую сирень. Но где в лесу найти сирень, да ещё белую?

 На помощь пришёл Борис. Он всегда помнил, как военврач и Ирина спасли его и спасли его руку. Он знал тот куст сирени, которым любовалась Ирина в лесу. Борис отправился к командиру отряда, чтобы получить разрешение. Командир разрешил. Через три часа у кровати Ирины стоял большой букет белой сирени. Борис сам принёс сирень в землянку, где лежала без сознания Ирина, поставил цветы, потом взял девушку за руку и поцеловал ей руку.

Он шептал ей, как он её давно и безнадежно любит, как он рад видеть её живой, как он любит её сына Кузьму. Последнее он прошептал ей, что если её не будет, смысл его жизни равен нулю. Постоял ещё и вышел. А Ирина, как ни странно, минут за десять до его появления очнулась.

Осмотрелась с трудом, вспоминая, что с ней случилось. Болело плечо и рука, болела голова. Но рядом у палатки, на которой лежала больная, стоял букет белой сирени. У Ирины потекли слёзы. Она слышала всё, что говорил у её кровати мужчина, но она не видела, кто это был. Она думала, что это Валерий, и стала вспоминать, что произошло между ними, как он резко отвернулся от неё и не замечал её в отряде.

Даже не попытался узнать, что могло произойти. Нет, она не могла простить такое. Но она и не могла просто так выкинуть из головы то, что слышала. Последнее время она всё чаще обращала внимание на Бориса. Он помогал ей во всём, любил Кузьму. В землянку вошла военврач. Она увидела, что Ирина открыла глаза.

 Радости её не было предела. Вера Сергеевна подошла к девушке, восторженно произнесла: «Сирень спасла тебя!!! И Борис!!!».
Ирина ещё была так слаба, что говорить не могла. Вера Сергеевна покормила больную. С этого дня Ирина пошла на поправку. Потихоньку вставала. Конечно, Кузьма был с мамой.Он по-детски радовался, целовал и жалел Ирину.

Её навещали все, приносили, кто что мог. А по утрам у входа в землянку лежали ветки белой сирени. Ирина поправлялась, она потихоньку начинала заниматься делами в отряде. Валерий, как тень, ходил сзади, Люба и Николай старались ей тоже во всём помочь, но никто из них не говорил Ирине, что они знают её секрет, хотя секрета по сути никакого и не было.

Когда Борис уходил на задание, Ирина не находила себе места. Ей нравился этот прошедший ад человек. Он не потерял чувство юмора, играл на гармони и пел песни о любви, всегда при этом смотря на Ирину. В один из вечеров, уложив Кузьму спать, Ирина вышла и села у костра. К ней поспешил сесть Валерий, ему так хотелось загладить свою вину перед Ириной. Валерий пригласил Ирину прогуляться.

Девушка давно решила, что надо поговорить. У неё не выходило из головы признание в любви у постели, и каждый день цветы белой сирени. Они шли молча. Валерий попытался остановить Ирину и поцеловать, но Ира увернулась. Валерий начал говорить, что он не знал, что ребенка она нашла, что это не её сын. Ира его перебила: «Разве это главное? Кузьма просто ребёнок.

А что ты , лично, хочешь сказать? Зачем ты приносишь сирень каждый день? Зачем говорил о любви в землянке?» Ирина не могла больше молчать. Она сказала, что любит другого человека. А Валерий растерянно ей ответил, что сирень ей он не приносил, это Борис. И в землянку его не пускали к ней, пока она была без сознания.

 И тогда Ирина всё поняла. Произнесла: «Извини». Быстрым шагом пошла в отряд. Валерий понял, что он потерял свою любовь. Через месяц в отряде играли две свадьбы. Замуж выходили подруги, а женихами были Борис и Николай. Жаль, что сирень в это время уже отцвела.

Рука об руку эти смелые люди прошли всю войну. Ирина и Борис вырастили сына Кузьму. Они рассказали ему о его маме, которую застрелили фашисты вместе с жителями деревни. Они часто посещали место захоронения. У них были и ещё дети — сын и дочь, но родились они после войны. Жили они в любви и согласии.

Маму, братьев и сестру Ирина больше не увидела. Их угнали в Германию, след их там потерялся. Люба и Николай жили спокойно и было у них два сына. Со всего класса они остались втроём.

Валерий геройски погиб при выполнении задания, подорвав себя вместе с группой немцев, которые хотели его взять живым. Повесть основана на реальных событиях.

Конец.


Рецензии