Отразил он всю душу России
А. П. Бесперстых, Душа в творчестве А. С. Пушкина.
Новополоцк, 2025.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…
Н. В. Гоголь
Лексикограф-русист из Беларуси Анатолий Павлович Бесперстых, тщательно изучивший творчество Александра Сергеевича Пушкина, создавший девятнадцать его языково-литературных словарей («Словарь эпитетов А. С. Пушкина. Роман в письмах», «Фразеологический словарь языка А. С. Пушкина. По повести «Дубровский», «Словарь эпитетов А. С. Пушкина. Пиковая дама» и другие) снова и снова обращается к трудам великого писателя.
На этот раз его заинтересовало использование классиком в литературных произведениях одного единственного слова – душа, в различных его вариациях.
Но и о душе у Бесперстых уже не первый словарь. Ранее им были изданы труды об употреблении этого сокровенного слова писателями Игорем Григорьевым (1923-1996) (литературный язык этого поэта-воина лексикографом изучен досконально) и словарь «Душа в русских эпитетах».
Внимание исследователя привлекло это непростое слово вслед за изучением использования в литературе таких же, не менее сокровенных, слов, как «совесть», «святость», «правда», «память», «вера», «надежда», «любовь»...
В работах, посвящённых таким словам, А. П. Бесперстых предварительно даёт развёрнутую характеристику рассматриваемого слова, его значения, а так же фразеологизмов, в которые оно входит, и других его форм, например, душевный, душечка, задушевный. Следовательно, словарь дополняется ещё функцией толкового словаря.
Сам же труд «Душа в творчестве А. С. Пушкина» представляет собой сборник цитат из произведений и писем, в которых писателем использовано слово «душа» более 1000 раз. Цитаты, как сказано в авторском предисловии, даны в развёрнутом виде, что позволяет читателю окунуться в мир пушкинского слова и «поразмыслить о душе как о духовной сущности» человека.
Споры о личности Пушкина, в том числе об его отношении к вере не утихают вот уже почти два столетия. И, как свойственно человеку грешному, часто спорщики впадают в осуждение, припоминая грехи не собственные, а великого поэта. Что за этим стоит? Возможность обелить, оправдать самого себя? Унизить того, кто во сто крат превзошёл тебя мужеством и талантом?
Но возрастание Александра Сергеевича от тьмы к свету, от греха к раскаянию прослеживается на протяжении всего его творчества, тема религиозности – одна из главных в его произведениях.
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
Её чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в её беседы мало...
(«В начале жизни школу помню я…»)
С первого взгляда кажется, что речь идёт о церковно-приходской школе, где матушка занимается с детьми, давая им основы «Закона Божия». Но ни литературные критики, ни сам автор не дали объяснения этому стихотворению.
Лишь митрополит Антоний Храповицкий, выступая в Казанском университете в 1899 году, в своей речи сумел приоткрыть глаза слушателям на глубокий смысл произведения: «Общество подростков-школьников – это русское интеллигентное юношество; учительница – это наша Святая Русь; чужой сад – Западная Европа; два идола в чужом саду – это два основных мотива западноевропейской жизни – гордость и сладострастие, прикрытые философскими тогами, как мраморные статуи, на которых любовались упрямые мальчики, не желавшие не только исполнять, но даже и вникать в беседы своей мудрой и добродетельной учительницы и пристрастно перетолковывавшие её правдивые беседы».
Себя А. С. Пушкин относил к тем детям, которые заглядывались на идолов (он их называет напрямую – бесами: «То были двух бесов изображенья...») и бежали от Церкви и веры. Но какая боль чувствуется в каждой строчке стиха! И далее, во многих произведениях поэта прослеживается его стремление к очищению, ощущается его страдание о совершённом, желание изменить и исправить:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье...
(«Безумных лет угасшее веселье»),
В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды…
(«Воспоминания в Царском Селе»),
И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью…
(«Воспоминание»).
Но ещё до выступления митрополита Антония ошеломительно прозвучали слова выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского в Москве, в 1880 году, на торжественном открытии памятника Пушкину. Будучи глубоко верующим, Фёдор Михайлович сумел разглядеть в Пушкине человека высокорелигиозного, истинно русского, сумевшего совместить в творчестве национальный патриотизм и христианство и выразить в художественных образах суть души русского человека.
В «Капитанской дочке», одном из самых зрелых произведений А. С. Пушкина, отразилось его искание идеала русской души. И в образе Машеньки, и в образе Петруши Гринёва, и в других героях повести. А в образах Татьяны из «Евгения Онегина» и Марии Троекуровой из «Дубровского» разве не сверкают удивительные, прекрасные души русских женщин, которые, следуя заповедям Божьим, сохраняют целомудрие, а затем верность законным мужьям, несмотря на страстные порывы собственных чувств и даже страдания?
В Евангелии от Матфея (гл. 16) сказано: «Да воздастся каждому по делам его». Апостол Павел в послании к римлянам (гл. 2) обращается к ним со словами: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». И святой апостол Иоанн Богослов вторит: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровения гл. 22). Следует ли из этих высказываний, что без праведных дел или при наличии дел грешных человеку не спастись для вечной жизни?
В Евангелии от Иоанна (6:29) находим разъяснение, что такое «дело»: «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Это же высказывание в новом русском переводе звучит ещё доступнее: «Иисус ответил: «Дело, угодное Богу, – это верить в Того, Кого Он послал».
Следовательно, самое важное и главное дело для человека – вера, стремление к Богу, к Истине, желание спастись. Если есть вера, будут и дела праведные. Одно из которых – покаяние. Было ли это в жизни А. С. Пушкина? Несомненно!
Самый главный аргумент в пользу данного утверждения – смиренное принятие предсмертных страданий и исповедь поэта на смертном одре. Когда его спросили, какого священника пригласить, он ответил: «Любого!», что ещё раз свидетельствует о крепости веры умирающего. Какая разница, через какого священника говорить с Богом? Ни капли осуждения, превосходства, гордыни…
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи…
(«Отцы-пустынники…»)
К Пушкину пригласили батюшку из ближайшего храма – Конюшенной церкви на Мойке, о. Петра. Из комнаты умирающего пожилой священник вышел со слезами: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой – я видел много слёзных признаний. Эта душа пред Богом чиста и искренна».
В годы зрелости Александр Сергеевич был уже совсем другим человеком, нежели в юности. Он болезненно ощущал своё одиночество, размышлял о жизни и смерти, о вере и Боге. Знал многие молитвы и Святое Писание. Восхищался красотой текстов и внутренним светом святых. Раскаивался…
Можно не сомневаться, что в жизнь вечную Пушкин перешёл глубоко верующим человеком. Душа его спасена через искреннее глубокое покаяние.
В словаре «Душа в творчестве А. С. Пушкина» не случайно встречаются светлые, дышащие божественностью, словосочетания со словом «душа»: бессмертная, безвинная, благочестивая, вечная, белёшенька, госпожа, девица, душа – мир, родная, чистая…
Заканчивается словарь собранием высказываний о Пушкине известных русских писателей. Все они заслуживают внимания, как наполненные гордостью, любовью, восхищением любимым поэтом. Но, поскольку речь в словаре идёт о душе, на страницу этой статьи просятся строчки Николая Рубцова:
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье своё,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая её...
(«О Пушкине»)
Свидетельство о публикации №226010400444