Мухарбек Джамалдинов

Этой фотографии примерно 40-42 года. В 1980 году после учебы в СУЗЕ я работал в Ачхой-МартаноВской ДЮСШ тренером по вольной борьбе на базе Бамутской СОШ, здесь же преподавал урок физической культуры. У этой истории очень длинная эпопея, но я хочу рассказать об одном из моих воспитанников, борце вольного стиля, Мухарбеке Джамалдинове, вернее об одном эпизоде нашей с Мухарбеком дружбы, да, я не оговорился именно дружбы т.к. со всеми своими воспитанниками в последующем у меня выстраивались дружеские отношения, хотя они, мои воспитанники никогда не позволяли и не позволяют себе переходить за грань дозволенного в нашем этикете. Мухарбек на фотографии во втором ряду прямо по центру.
Перед тем как я расскажу эту историю раскрою  маленький тренерский секрет,  Мухарбек был одним из моих любимчиков.  Если кто и прочтет этот мой маленький рассказ, я умоляю вас всех, ради будущности наших поколений раскажите об этой истории нашим молодым, пусть они прочтут мой рассказ, а вы расскажите им что в этом нет ничего удивительного, оно так и было, так поступали настоящие мужчины и их, настоящих мужчин в нашу с вами молодость было очень много. Расскажите им об этом, пусть это для них будет поучительным уроком.
А наши свами дети, дети наших друзей, наших соседей да и целого нашего народа этого не имеют, да и заимеют ли вообще.
И так. Апрель 1991 года. Я весь измотанный, буквально вчера я прилетел из г. Чита куда выезжал по делам старшего брата который прогорел из за частной фирмы.  Частный бизнес в то время только, только начинал свою деятельность. Частные фирмы начали  открываться в связи с т.н. горбачевской  оттепелью.
С утра я выехал в Грозный  за производственными характеристиками в одно из госучреждений, где раннее, до переезда в Читу работал мой брат.  Здесь же в кассах аэрофлота купил билет на самолет через Мин.Воды, вылет в 5:00ч на завтра.  И вот в таком оврале я собираю вещи на дорогу, раз за разом перессматриваю все справки, характеристики и иные документы которые я собрал для представления в суд в защиту брата.  Дело было  ближе к ночи, захожу к отцу для получения  наставлений на дорогу и в этот момент звонит телефон, поднимаю трубку а там голос Мухарбека, который звонил из Белоруссии, вернее из Могилева, где он обучался в школе милиции. Поприветствовав его, я поставил Мухарбека в известность что нахожусь у отца, а телефон у нас с родителями был паралельным, не выключая связь я ушел к себе где и продолжил разговор с Мухарбеком.  Мухарбек просил меня чтобы я через свои связи,  сделал ему вызов домой и что этот выезд ему так необходим. Естественно я рассказал ему о своих проблемах и о том что мне уже завтра к утро нужно вылететь. Вместе стем я ему обещал что подключу нужных людей которые обеспечат ему вызов. Мухарбек сразу же на отрез отказался от вызова, и начал мне диктовать разные адреса разных людей которых он знал в этом городе, и в действительности он многих знал в Чите, так как до поступления в школу милиции он работал здесь в линейном отделе милиции, а на последок Мухарбек говорит мне, ты вылетай, а я постараюсь через дня 2-3 быть на месте. Я ему говорю о чем ты говоришь, кто тебя отпустит, и не думай об этом. Я подумал вот чудак, буквально пять минут назад просит меня чтобы я поспособствовал о его вызове домой, а узнав о моей беде забыл про свои проблемы. К большой моей радости Мухарбек передал мне, что в области работает еше один мой ученик Ахмед Хаджаев, что конечно меня успокоило и збодрило. Сразу же по прилету в Читу мы встретились с Ахмедом, обговорили ряд деталей по делу брата, и дело у меня пошло. Буквально на четвертый день моего прилета в Читу, в дверь квартиры где я проживал (это была квартира брата) зазвенел звонок, я открываю дверь, а там стоит Мухарбек  собственной персоной.  Ошарашенный этим явлением вначале я и не успел поругать его. Дав Мухарбеку отдохнуть от дороги, я вылил на него весь свой гнев, мол:
как ты посмел;
кто тебя отпустил;
Зачем ты приехал;
 я же тебя просил что бы ты этого не делал, а  в конце чисто по свойски назвал его по нашему: Хьо 1овдаллам вац ва к1ант, х1у лела до ахь. На что мне Мухарбек ответил: 1овдал велхьарам со Могилевхь 1аш хир вар г1иллакх а г1уллакх а диц дина.
Озабоченный тем, что же станет с его учебой, ведь за самоволку его от туда исключат, я спросил у Мухарбека, ради всех святых скажи как ты сумел вот так взять и приехать. Оказывается Мухарбек на второй же день после нашего с  ним телефонного разговора защел к руководителю школы милиции с рапортом об его отчислении. Конечно начальник школы поинтересовался в чем дело и Мухарбек рассказал начальнику о моих проблемах а в заключительной части сказал ( это со слов Мухарбека) " Он для меня больше чем тренер". Выслушав Мухарбека, начальник вызывает свою секретаршу, а Мухарбек в это время подумал, пусть отчисляют, но зато я честь сберегу и  Тренеру своему помогу в его беде. Как только секретарша  вошла в кабинет начальника школы, тот начал в клочья рвать рапорт Мухарбека  при этом диктуя секретарше текст приказа о командировке курсанта Мухарбека Джамалдинова в г.Чита на
 две недели с полным денежным довольствием. На прощание начальник пожал руку Мухарбеку и произнес лишь одно слово -МУЖЧИНА.
 Как  трудно было в те времена так поступить, знает лишь старшее поколение. А теперь скажите мне кто сегодня,  даже с учетом того, что все решается очень просто, поступил бы так, как Мухарбек.
Сказать кто?
Отвечу  - МУЖЧИНЫ!
Но увы, на современном этапе это социально-личностное явление , как МУЖЧИНЫ, ушло в небытие. 
Вот таким был мой Муохьа. Я так его называл, и это ему нравилось.
Судьба забрала у меня одного из моих любимых  и уважаемых мною  учеников.
 Автомобильная авария.
Аллах1 шиен къинхетам бинчарех войла хьо сан к1ант, сан ваша, сан накъост Мухарбек.


Рецензии