Последний дождь октября. Бог молчит. Часть 36
Густой туман укутал речку.
Запахла сыростью тайга.
Рюкзак заполнен по привычке,
Петляет тропка до бугра.
12.30. Вернулась с реки. Сняла и принесла сеть. На реке стоит густой предзимний туман. Такой случается нечасто, поздней осенью. Сыростью пропитан воздух. Всем нутром чувствуется влага в атмосфере и снег. Принесла с реки стандартные девять литров воды на еду, на сутки. Скормила лайкам оставшуюся в кастрюле жидкую кашу, добавив в неё сухари,крошку от сухарей. – Съели и ещё выговорили мне, что мало. Пулька по заведённому распорядку после еды мышкует, а Дымка, как и следовало ожидать, - стоит рядышком на подхвате у матери, надеясь, что та недоглядит, и прозевает добычу, а та прямиком заскачет в пасть Дымуле почти сама. Пульхерия откопала чёрную полёвку и мусолит её, но не ест, - сыта! И те не слишком аппетитны на сытый желудок. Однако и сынуле не отдаёт…
Колю дрова. Их требуется заготовить на сутки и с добавкой, наслучай непогоди. В сковородке, распространяя притягательный дух вкуснятины, жарится расчудесная щучка. Добавила к ней отварных рожек.- Готовлю обед и ужин себе.
На реке Дымка грыз что-то слишком аппетитно. Подошла посмотреть. – Лежит огромный череп кабана. Зубы – белые! Мощные! Морда – длинная, вытянута необычно. Размер черепа сопоставим с черепом медведя, лося – не мельче, однако, - намного длиннее в области морды. Но в отличии от медведя два клыка направлены серпами противоестественно в стороны, не вверх. И череп сильно вытянут! Вероятно, – то голова кабана секача! Для Приполярья кабаны нечастые гости. Наведываются к нам с юга, мигрируя. Зиму, как правило, у нас не могут пережить – много снега и недостаточна кормовая база. Этот год много шишки, вот они и жируют. Только до весны, вряд ли доживут. Станут добычей и охотников, и волков.
Рассматриваю находку: два самых крупных клыка, диаметром в основании около сантиметра,явно спилены. Спилы – ровные, гладкие. - Одинаково ровные оба. Не похоже, что сам сломал. Кажется, я его уже раньше находила тут?!.. – Кто стрельнул и разделывал тут?.. – у меня?.. - соседи?.. Однако, те вряд ли б бросили голову. - Кто и зачем спилил клыки?..– На трофей?.. -Может, притащило череп сверху, по весне, льдом, от хытников браконьеров, что у гор по притокам нелегально моют драгметалл?.. В любом случае, - неприятное ощущение…
…Страшусь дороги. – Почему?.. - Боюсь блужданий и костёр развести стоящий сложно. - У хорошего костра, с чаем, нормально отдыхаю. По трассе не страшно идти. – Проще! - Не требуется непрестанно ориентироваться, однако тут ещё сложнее развести костёр, если возникнет нужда отдыхать, переночевать. Ночёвки в палатке приемлемы при сравнительном тепле. Однако, крайне неуютно утрами, - очень уж холодно собирать, упаковывать вещи, палатку, спальники. На сборы уходит около часа. Без костра, после сна, на морозе,весьма некомфортно и требует серьёзных физических и психологических ресурсов. Костёр разводить у трассы проблематично.А вечером, перед сном, необходимо попить чая горячего, чтобы не мёрзнуть, уснуть; надобно перед сном накипятить чая на весь следующий день, - в дорогу.
Идти по трассе день до села без чая крайне сложно. В пути неизбежно хочется пить. Требуетсяна дорогу минимум литр крепкого сладкого чая. Простая вода не поддерживает силы, хотя восполняет неизбежную потерю влаги и жажду. Горячий чай, разливаю по пол-литровым пластиковым бутылкам. И, чем больше его, тем сильнее он прогревает перед сном холодный влажный спальник. - Комфортно – тепло, засыпать с грелками чайными в ногах, под боком, помещёнными в спальник. На улице холодно! А в спальнике – грелки! Опробовала туристический метод обогрева при ночёвках в летнем спальнике в простой летней палатке даже в минус двадцать с хвостиком. – Спала до рассвета! И сапоги не промёрзли. - Их кладу под спальник. Единственное, - окапывала палатку снегом, а сверху спальника, внутри палатки размещала тонкий утеплитель с фольгой…
…Тревожит переправа через Щекурью с резиновой лодкой по первому льду. Думаю: «А как собак переводить? Перевозить?..».– Прикидываю все варианты: как накачивать, как спускать на другом берегу лодку, как загружать, как перетаскиваться через промоины, как вести себя, если лёд проломится. Прятать или тащить до следующей реки?.. Смогу ли переплыть на резинке по шуге Ятрию?.. Каким образом переправлять лаек?.. – самим им не переплыть и не перейти по первому льду, в шугу…
…Если не хватит сил добраться до дома, есть вариант в Щекурье отдохнуть… - попроситься в школу переночевать?..
Итак:
- Необходимо пробивать дорогу, - лыжню; подновить, протесать затеси на запад и через сопку на дорогу, дабы, не плутать. Начать торить сразу, лишь подстынет. – Пешком или на лыжах?.. - определит высота снежного покрова, температура.…Выходить максимально налегке, не перегружая рюкзак. Собак в пути не кормить. Себе взять только чай, сахар, можно по лепёшке...
14.20. День заметно хмурнеет. – Сумрачно, сыро, неуютно. Расколола старую полую чурку. Её давно хотела под деревянное ведро приспособить, - лежала та около костра много - много лет. Диаметр более 60-ти сантиметров. - Кедровая. Так и не пригодилась…
Костёр дымит, - чурка не горит, а лишь чадит ещё со вчера, - вторые сутки. -Не тухнет и не разгорается. Потеребила ведро шишки. Ореха выход около полутора килограмм сырого. Дома (в избе) нудно его шелушить, однако, - орех отборный.
Приготовилась рыба с рожками, только рожки подгоркли. – Не ожидала! Не стала есть, - собакам отдам. Пью чай. Подвела часы. Сеть пока лежит, сохнет у печи. – Пусть подсохнет! Надо чистить. Хотела к вечеру поставить, чтобы не успела днём заилить, да идти на реку в непогодь не хочется. - Солнца нет. Неуютно, да и рыбы ещё достаточно, - с голода не умираем. – Да, и ладно! – Интуиция твердит, чтоб отдыхала, не утруждалась. –Стоит её слушать, - не уставать, а просто жить в удовольствие.
В избе тепло протоплено. Приятно пахнет кедровым орехом от шишек и от ореха, что сушу около печи. Тикают по- домашнему часы. Трещит радостно буржуйка. Поставила греть чугунную сковороду для блинов. Перед выпечкой её необходимо накалить. Думаю: домой идти всегда веселее, нежели из дома в тайгу. По трассе можно и ночами шагать, лишь бы сил оставалось достаточно. …Жаль велик купила дурной! На нём не поехать. На старом велосипеде прежние годы быстро до дома добиралась и не уставала, не то, что пешком топать. Восемнадцать километров преодолевала за час, с отдыхом. По часу уходило, а то и более на каждую из переправ через реки – на загрузку, разгрузку велосипеда, лодок.
15.00. Хмурно. Темнеет раньше, чем вчера. Небо серо и повисло, касаясь тучами деревьев. Слышно хорошо реку. Её невсегда слышно, обычно только ночами. Жарю блины и лепёшки. Перебрала чурки дров. Выбрала старые -свои, что колются. Собаки лежат колечками. - На непогоду. В доме натоплено, уютно пахнет жилым – вкусно!
Громко шумит река, - слышно за километры. Птица молчит, - затаилась на нЕпогодь. Собрала стакан ягод, веточки брусники, шишку, прихватила попутно кедровый сучёк – принесла, распилила на растопку.
15.50. Примеряю Дымку постромки. Давно их покупала на Урале. – Совсем новые, висят на стене избы несколько лет. Дымка сразу сообразил, зачем меряю. Но потом отошёл подальше. - Неудобные! - Лишку железа в них, -тяжёлые, и в мороз железо холодит. Захожу с улицы в избу и сильно потеют очки, ранее они не отпотевали, - знать, - холодает и высока влажность.
17.30. Полежала полчаса, отдыхая. Пошёл дождик. - Не ошиблась в прогнозе. Впервые, как тут, собираю воду в тару, расставив под крышу чашки, вёдра, кастрюли. Накормила кашей лаек. Пуля ест неохотно, - сыта! Вероятно, удачно поохотилась, кого-то аппетитного словила. В голове сами по себе думаются всякие думы. - Что самое ценное для меня?.. – Собаки. Их не заменить ничем и никем в тайге. Остальное можно заменить. – Купить, обновить. …Дети, внуки… – самое ценное в жизни. Давно научена обходиться самыми простыми вещами. Давно не привлекает хрусталь люстр, фарфор сервизов. - Ценности и потребности поменялись.
Азартно собираю воду, сливаю с мисок, заношу в избу. – Наконец-то я с водой дармовой! Попутно дала Пульхерии ещё кедровых орехов. – Клянчит добавки. Насыпала две кружки, а Дымка так и не ест их.
18.35. Дождь. Пуля, наевшись, наохотившись, спит на постели в избе. Дымка разместился на полу, на коврике. Темнает. Настрогала лучины на утро. Впервые зашли собаки в избу спать самостоятельно добровольно, на ночь. Пуля вытянула лапы, растянулась головой к моему изголовью. Глаза открывает, закрывает, глядя на меня. А я сижу на своей постели и читаю Паустовского, Толстого. Читаю про пса Жулика.
19.40. Дождь разошёлся, шумит и стучит по крыше. Дымка ужарел, ушёл на улицу, теперь лежит в конуре и глядит в окно на меня. Хожу по избе с фонариком. От луча фонарика глаза пса светятся голубым, зелёным, точно яркие фантастические прожектора. Печь прогорела. Читаю Федосеева про ловлю оленей для зоопарка. - Поймали маралиху, а марал бросился в пропасть, выбрав смерть неволе. - «Пашка» Федосеева. В повести рассказано про женщину, которая одна живёт в тайге, в избе, с ребёнком, - охотится. Приручила дикого козлёнка, а его убили хорошие знакомые, - съели, зная, что животина ручная, хоть и живёт в тайге. Женщина тяжело пережила гибель друга и покинула тайгу. А дождит убаюкивает. В дождь первый хорошо спится…
Продолжение следует.
Фотографии Татьяны Немшановой разных лет. Западная Сибирь, Приполярный Урал, Зауралье, Тайга Крайнего Севера ХМАО Югра. Лайки севера России. В лодке.
Свидетельство о публикации №226010501422
Поэтому и говорят иногда-человек страшнее зверя
С уважением!
Юрий Баранов 05.01.2026 21:05 Заявить о нарушении
Татьяна Немшанова 06.01.2026 09:23 Заявить о нарушении