Как королевские дочери предали отца - Якова II Стю

  «Когда тебя предали — это все равно, что руки сломали… Простить можно, но вот обнять уже НИКОГДА не получится». (Л.Н.Толстой)

   - Вот ведь как любопытно и   поучительно получается, - сказал Александр Иванович, откладывая в сторону книгу. – Перечитываю я  «Короля Лира» в замечательном переводе Бориса Пастернака, да ещё  с сонетами в переводе Маршака. И вот, что мне пришло на ум. Гениальный Вильям Шекспир написал и поставил  свою трагедию «Король Лир» в 1606 году. А спустя всего несколько десятилетий   история, сюжет которой был взят из  средневековой британской легенды, повторяется в королевской  семье Англии. И снова, из-за политических страстей, религиозных распрей     и придворных интриг,   дочери предают родного, нежно любящего отца, обрекая его на изгнание.
- Вы имеете в виду дочерей Якова II Cтюарта?
- Да, его имя на латыни, европейском международном языке общения, звучит как Яков, а на родине его называют  Джеймс II Стюарт. Казалось бы, каким любимцем фортуны должен быть человек, который был одновременно  сыном, братом и внуком английских королей! Да только вот всем Стюартам была уготована незавидная участь. 
- Достаточно вспомнить несчастную Марию Стюарт.
- Так она - прабабка Якова II!  Единственный сын Марии Стюарт - Яков I стал наследником английской короны после смерти бездетной Елизаветы. Его сменил Карл I, которого, как мы помним, в январе 1649 года обезглавил Оливер Кромвель. Однако строгое пуританское правление Кромвеля быстро наскучило живым и насмешливым англичанам, и они призвали жившего почти 11 лет в изгнании старшего  сына казненного   короля - Карла II. А вместе с ним на родину вернулся и младший брат Яков.
- А где они жили во время изгнания?
- Поскольку их мать была младшей дочерью от второго брака знаменитого  французского короля Генриха IV Наваррского и Марии Медичи, то семья в изгнании жила в основном во Франции,  при дворе Людовика XIV. А ещё в Нидерландах, где их сестра Мария была супругой правителя  Вильгельма II Оранского. 
- А как же в протестантской Англии мирились с  католической верой их матери?
-  Прямо скажем, с трудом. Но для полноты понимания той эпохи следует немного углубиться в историю и особо отметить, что в ту пору религиозным вопросам уделялось исключительное внимание. Ведь Реформация началась тогда сравнительно недавно, в 1517 году, когда Мартин Лютер  прибил к дверям  виттенбергской  церкви свои «95 тезисов», осуждающих  пороки и злоупотребления Католической церкви. В Англии  Генрих VIII в 1534 году и вовсе порвал с папским Римом, не давшим ему развода с первой супругой Екатериной Арагонской, и  провозгласил себя главой  английской протестантской     церкви. А во Франции во время свадьбы Генриха IV Наваррского с первой женой Маргаритой Валуа в Варфоломеевскую ночь 1572 года была устроена  зверская  резня   гугенотов. Христиане убивали друг друга из-за расхождений в том, как надо верить во  Единого Иисуса Христа.
      Взойдя на престол и памятуя о своей «кровавой свадьбе», Генрих IV в 1598 году принял Нантский эдикт о веротерпимости. Генрих IV, который, к слову сказать, в зависимости от обстановки  6 раз менял  своё вероисповедание,  объявил  равноправие католиков и протестантов. Благоразумный король  стремился примирить своих поданных,  убеждая, что Бог для всех Един. На некоторое  время религиозные разногласия несколько угасли, вернее затаились.
- Однако, в конце концов, и сам Генрих IV погиб от руки фанатика, равно как и его    предшественник - Генрих III.
- Но тогда в 1625 году, в очередной попытке преодолеть ожесточенную религиозную нетерпимость, и был задуман этот брак английского короля-протестанта с 15-летней католичкой Генриеттой Марией. К тому же, Англии на тот момент был выгоден союз с Францией. И, что немаловажно, за  юной невестой давали богатое приданое, а  короли всегда нуждались в деньгах. И ещё в наследниках! Генриетта Мария надежды супруга оправдала, подарив мужу до его казни Кромвелем в 1649 году  9 детей. Двое из них после реставрации  монархии в Англии, взошли на английский престол под именами  Карл II  и Яков II.
- А Карл II на ком был женат?
- Так и Карл II тоже был женат на католичке - португальской принцессе Екатерине Браганской. И здесь тоже, помимо политических соображений, существенное значение имело приданое, ибо за невестой  португальцы давали англичанам важные портовые города - Танжер в Африке и Бомбей в Индии. Так что «смешанные» браки были не редкостью в протестантской Англии.
     Однако вернёмся к Якову II. Во время пребывания в Европе он тайно перешел в католичество, а затем ещё и женился на католичке, причём на неровне.  Анна Хайд была  дочерью Эдварда Хайда, сына простого  помещика. Однако, получив отличное юридическое образование в Оксфорде, усердный и благоразумный Эдвард Хайд вскоре стал советником короля Карла I по политическим вопросам. Позднее он был  наставником и «опекуном»  принца Уэльского, будущего Карла II  и сопровождал принцев Карла и Якова в изгнании во Франции и в Нидерландах. Кстати, он был уважаемым учёным и написал «Историю мятежа и гражданских войн в Англии», где пытался осмыслить происходившие события  и сделать выводы, полезные будущим монархам.
Его дочь – Анна Хайд, девушка  весьма привлекательная,  элегантная, энергичная  и толковая, во время изгнания в Нидерландах стала фрейлиной принцессы Марии.
- Той самой сестры принцев Карла и Якова.
- Да, да. Анна пользовалась большим успехом у мужчин, и принц Яков оказался среди её поклонников. Молодые люди стали встречаться,  и очарованный принц  даже обещал Анне жениться на ней. Но когда Анна сообщила возлюбленному, что ждёт от него ребенка, Якова охватили сомнения. Однако брат Карл, невзирая на «социальное неравенство», принудил брата к браку во исполнение долга чести. К тому же Карл полагал, что твердая по характеру Анна составит хорошую пару его мягкому и слабовольному брату. Сразу после реставрации монархии Эдвард Хайд получил титул  графа   Кларендона, что повысило социальный статус и его и герцогини Анны. Первый ребенок пары родился скандально рано, всего через два месяца после свадьбы, но скоро умер. Однако за годы замужества  Анна родила ещё семерых детей. Правда,  3 сына и две дочери умерли  в  младенчестве  и  лишь   две дочери, Мария  и  Анна, достигли  зрелого возраста. Умудрённый годами скитаний, Карл II после воцарения на троне протестантской Англии настоял на том, чтобы девочки непременно воспитывались в англиканстве под руководством протестантского священника.
- А почему это его так беспокоило?
- Всему виной была серьёзная проблема престолонаследия. У Карла брак оказался бездетным, хотя от многочисленных любовниц у него было целое полчище бастардов. По этой же причине через два года после смерти жены Яков вознамерился жениться во второй раз. Его избранницей стала принцесса Мария Моденская.
- Итальянка. Но она же католичка?!
- Вот видите, как вы уже реагируете, просто слушая рассказ. А можете вообразить, как  англичане отнеслись к этому выбору. Но дело в том, что перейдя в католичество в эмиграции,  Яков очень подружился с Людовиком XIV,  который  стремился всеми силами и средствами насаждать католицизм в Англии. Этот брачный союз одобрил и сам римский Папа Климент X, за что Мария получила по приезде в Англию прозвище   «папская дочка». Только вот своевольные англичане, которые со времен Марии Кровавой чрезвычайно невзлюбили католицизм, усматривали в этом браке папистский заговор против Англии. Однако возможность появления в семействе Стюартов законного наследника мужского пола смиряла многих.
     Яков Стюарт был старше своей супруги на двадцать пять лет. Да и лицо его было подпорчено перенесенной оспой, так что Якова никак нельзя было назвать особо привлекательным мужчиной.  Но он и его потомки были очередными претендентами на престол, а тройная корона Англии, Шотландии и Ирландии таила в себе неодолимый соблазн. Новую супругу, которой едва исполнилась 15 лет, Яков представил дочерям как «подругу для ваших игр и забав». Действительно, юная герцогиня скоро подружилась с девочками, особенно с Марией, которая была младше её всего на четыре года. И у неё на груди горько плакала принцесса Мария, когда её в 1677 году выдавали замуж за голландского кузена, принца Вильгельма Оранского  III, которого девочки за невзрачную внешность и малый рост между собой прозвали Калибан.
- Это же имя уродливого злодея из Шекспировской «Бури»! Значит, все они знакомы с его творчеством. Наверное, и «Короля Лира» смотрели или  читали.
- Вот-вот. Рассказывают, что спустя год герцогиня Мария вместе с принцессой Анной  инкогнито  навестили принцессу Марию в Гааге. Уже тогда они удивились случившейся в ней резкой перемене. Куда девались слёзы?! Мария, оценив ум, твердость характера и храбрость Вильгельма, обратилась в послушную, безгранично и беспрекословно  преданную и верную супругу.
- А у них дети были?
- Нет. После первой беременности и выкидыша Мария лишилась возможности иметь детей. А вот что касается её мачехи, Марии Моденской, то та через два года после свадьбы родила Якову первого ребёнка. Но это была девочка, которая умерла через 10 месяцев.  Перечень детей, рожденных бедной Марией за первые десять лет брака,  читаешь,  как мартиролог: десять беременностей, и все дети умирали либо сразу, либо вскоре после рождения. Затем Мария и вовсе перестала  беременеть, а проблемы престолонаследия и религиозные конфликты в Англии только усугублялись. По Лондону стали распространяться злонамеренные слухи о католическом заговоре с участием Якова с супругой и даже самой королевой Екатериной Браганской, которую ненавистники именовали «бесплодной паписткой». Начались судебные процессы, в которых пострадали многие католики, был казнён даже личный врач королевы. И только решительное и неколебимое вмешательство короля Карла II спасло его супругу.
- А что с Яковом?
- Ненависть к супругам-католикам достигла такого накала, что в парламент  был внесён специальный Билль об отводе их от престолонаследия. Появилось даже предложение узаконить протестанта герцога Монмутского,  незаконнорождённого сына Карла II. Но тут обычно благодушный Карл II проявил непривычную твердость. Идею узаконить нежно  любимого им бастарда король категорически отверг. Билль отклонил, а брата с женой на два года отправил в Шотландию, где  Яков успешно исполнял роль верховного  правителя. Набравшись там опыта, Яков по возвращении стал активно помогать Карлу II, который с годами быстро слабел и часто болел. В 1685 году Карл II умер, причём последнее причастие уже на смертном одре он принял от католического священника.
- А зачем ему это было нужно?
- Во-первых, из долга чести. Дело в том, что во время изгнания Людовик XIV  предложил обездоленному и нищему  Карлу II тайное пособие за его переход в католичество «в благоприятный  момент». Находчивый и ироничный Карл счёл последний момент жизни самым подходящим для исполнения данного слова. А ещё из сочувствия к своей верной супруге-католичке, которая безропотно сносила его бесконечные измены.
- После смерти Карла II на трон Англии как законный наследник взошёл его брат Яков II.
- Безо всякого сопротивления?
- Сопротивление, конечно же, было и проходило под популярным лозунгом борьбы с «папизмом». Его организовал протестант бастард Монмут с помощью протестантского правителя Голландии Вильгельма Оранского III и его жены Марии.  Но особой поддержки он не получил, потому что англичане опасались, как бы «семейный» конфликт не перерос в кошмарную гражданскую войну. Войска Монмута были разбиты  королевской армией, которую возглавлял Джон Черчилль. 
- Запоминающееся имя.
- Потом оно ещё встретится нам.    Монмута обезглавили как предателя на Тауэрском холме  15 июля 1685 года.  Англичан успокаивала мысль, что после смерти католика Якова трон наследуют его дочки-протестантки от первого брака.   Как вдруг, нежданно-негаданно в 1688 году, спустя шесть «бесплодных» лет, королева Мария объявила, что она ждёт наследника. Английский двор насторожился. Если родится мальчик, то на престоле окажутся сразу три католика – мать, отец и наследный принц, а это грозит возрождением «папской власти». Замерли и дочки-наследницы, которых возможный сводный брат окончательно и бесповоротно лишал возможности прихода к  власти. С беременной королевы не спускали глаз, кто с надеждой, кто с опасением и подозрением. Долгожданный наследник, Джеймс Фрэнсис Эдуард Стюарт, принц Уэльский  появился на свет 10 июня 1688 года, как и положено по этикету, в присутствии доверенных свидетелей. Однако тут же разразился скандал.  Пошли сомнительные кривотолки о принесённой королеве грелке для согревания постели (летом!), в которой, якобы, принесли ребёнка взамен умершего принца.
- Жаль, что тогда не было генетической экспертизы.
- Зато было яростное желание отстранить от власти ненавистных католиков. Тем более, что Яков к тому времени уже принялся самочинно  назначать на важные должности католиков, открывал в стране  католические школы. Тогда-то семь видных английских политиков решились  и написали секретное приглашение протестанту Вильгельму, предлагая ему с супругой Марией, законной наследницей престола,    сменить на английском троне «тирана-паписта».  Недолго думая Вильгельм, а заодно с ним и Мария согласились.
- Но  она  же шла против родного отца?!
- Против родного и любящего отца, который с детства потакал дочкам и выполнял все их прихоти. Но теперь для категоричной и твердой по характеру  Марии главным стал законный супруг, который, Мария-то это знала, втайне мечтал о тройной английской короне. Да и вопросы веры надлежало  непременно отстаивать.   По причине всех этих обстоятельств Вильгельм с лозунгом: «Я буду поддерживать протестантизм и свободу Англии» высадился на побережье страны. Здесь его поддержало не только большинство населения, но и многие военачальники Якова II перешли на его сторону, включая небезызвестного генерала Джона Черчилля. И тут следует отметить, что супруга этого генерала, Сара Черчиль, корыстная, расчетливая и властолюбивая особа, исхитрилась стать ближайшей и  незаменимой подругой принцессы Анны.  По сути, именно  благодаря своей супруге Черчиль получил чин генерала, а позднее и титул графа Марльборо. Так вот, когда Вильгельм Оранский стал одерживать победу, Сара Черчиль, оценив обстановку,  посоветовала беременной на ту пору Анне бежать с ней в лагерь к Вильгельму Оранскому и к сестре Марие.
- А у Сары там муж, перешедший на сторону Вильгельма Оранского?
- Именно так. В общем, когда после неудачного сражения  Яков II вернулся в Лондон, он обнаружил дворец  пустым: дочь, принцесса Анна покинула его, все близкие и даже служба сбежали.  Рядом с перепуганной королевой Марией Моденской остались только верная кормилица малолетнего принца Джеймса да камердинер.  Они переодели мальчика в девичье платьице, королеву нарядили простой служанкой и в крестьянской повозке отправились к побережью, чтобы бежать во Францию. (Но это уже другая, похожая на детективную история).
    Сам же король Яков II сразу объявил всеобщую амнистию мятежникам и попытался, было, вступить в переговоры с  Вильгельмом Оранским.  Не получив никакого ответа, Яков  попробовал бежать, но его поймали. Тогда, чтобы не возбуждать в народе воспоминаний о жестоком Кромвеле и казни Карла I, хитроумный и расчётливый Вильгельм Оранский, негласно, просто дал Якову возможность бежать во Францию. Собравшийся парламент постановил, что побег короля расценивается как отречение от престола, и наследниками провозглашаются Мария и Вильгельм. Эти события в Англии получили название - «Славная революция» 1688 года.
    Законной наследницей престола стала Мария, а Вильгельм, по обычаю, должен был стать  её супругом-консортом. Но кичливый Вильгельм отверг это предложение и заявил Марии, что он возвращается в Голландию. По её настойчивой просьбе в январе  1689 года парламент провозгласил Марию и Вильгельма  монархами Англии и Шотландии на равных правах. Совместную коронацию Вильгельма III и Марии II провели в Вестминстерском аббатстве 11 апреля 1689 года. Правда, епископ Кентерберийский отказался проводить эту «противоестественную» коронацию дочери при живом короле-отце. Пришлось срочно подыскивать другого протестантского иерарха.
- Это единственный случай в истории Англии?
- Нет. По просьбе небезызвестной  Марии Тюдор, которая осталась в истории под именем Кровавой, она со своим безгранично любимым Филиппом II Испанским тоже были провозглашены  совместными правителями, но там была оговорка «по праву жены». К тому же, Филипп II Англией не правил, да и в страну наведывался редко.
    А вот Вильгельм Оранский после смерти Марии  в 1694 году правил страной самостоятельно. Он провел важные  политические и экономические реформы. В противостоянии со своим извечным противником Людовиком XIV,  Вильгельм создал мощную армию и солидный английский флот. Надо сказать, что Людовик XIV долгое время поддерживал притязания Якова II и его сына на английский престол, и лишь в 1697 году вынужден был заключить мир с Вильгельмом и признать его законным королём Англии.
    И что ещё интересно. В том же 1697 году во время пребывания «Великого посольства» (1697—1698)  в Голландии   Пётр I познакомился  с  Вильгельмом Оранским и даже по его приглашению  посетил Англию, где, как всегда, изучал кораблестроение. Не преминул он посетить и  Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор,  Оксфордский университет, побывал  на заседании парламента и даже заглянул в  англиканскую церковь.
    В 1701 году по предложению Вильгельма Оранского парламент Англии принял «Акт о престолонаследии», который запрещал католикам занимать английский престол. После смерти Вильгельма Оранского в 1702 году английский трон заняла Анна. Эта бедная женщина беременела от своего супруга Георга Датского  почти каждый год, но все потуги заканчивались либо выкидышами, либо скорой смертью в младенчестве. Единственный выживший ребёнок – смышлёный, но не очень здоровый принц Вильям умер   летом  1700 года в возрасте 11 лет, повергнув в глубочайшее горе не только королеву Анну и её супруга, но и всю Англию.
- А  Яков тогда ещё был жив?
- Да. Умер он позже,  в сентябре 1701 года. Причём во время пребывания  в изгнании  Мария Моденская в 1692 году родила в утешение Якову ещё дочь Луизу.
- Прямо-таки Корнелия из «Короля Лира».
- Но, поскольку в связи с «Актом о престолонаследии», католики Стюарты на английский престол не допускались,  в 1714 году после смерти Анны, последней представительницы Стюартов на английском престоле,    единственными её возможными наследниками стали потомки-протестанты из Ганноверской династии. (См. «Ганноверцы на троне Англии»)


Рецензии