Награда
В 1977 году я работал инспектором по надзору специальной комендатуры МВД Северо-Осетинской АССР в городе Орджоникидзе (ныне город Владикавказ). Возглавлял комендатуру майор милиции Малиев Батрадз Батырбекович – строгий, требовательный, справедливый начальник. Он сам ходил в безупречной форме сотрудника милиции и от нас, своих подчиненных, требовал такого же отношения не только к форме сотрудника милиции, но и к выполнению служебных обязанностей.
С нами работал инспектором спецкомендатуры, вернее, дорабатывал до пенсии капитан милиции Тедоев Ефим Захарович. Он был намного старше не только нас, сотрудников, но и начальника Батрадза Батырбековича. Ефим Захарович был высокий, широкоплечий, к выполнению своих служебных обязанностей относился хорошо. Был хорошим собеседником, рассказчиком (если бы не одно обстоятельство, о котором я остановлюсь ниже), был без конфликтным сотрудником. Особенностью его характера, то, что его выделяла от всех сотрудников, была его медлительность. Он никогда и никуда не торопился даже при выполнении служебных заданий, его доклады и рапорта старшим начальникам и даже рассказы из его богатой и интересной биографии отличались не торопливостью, если не сказать медлительностью. Именно из-за такой особенностью характера Ефим Захарович нередко получал замечания от начальника спецкомендатуры.
Нашей главной задачей была:
надзор за условно осужденными с обязательным привлечением к труду гражданами.
В тот день проверить общежитие, где проживали наши условно осужденные, досталось нашему ветерану Ефиму Захаровичу. В шесть часов утра он уже был в общежитие и совершал обход с целью проверки своего контингента. При проверки очередного проживающего Ефим Захарович случайно выглянул с окна его комнаты. Опытный глаз старого сотрудника милиции определил … не порядок.
Напротив общежития спецкомендатуры, на другой стороне проспекта, расположен спецприемник МВД. Целый комплекс спецприемника был окружен высоким каменным забором с колючей проволокой. Ефим Захарович увидел под забором спецприемника осыпь земли. Посмотрел внимательно с окна по сторонам и ничего подозрительного не заметил- по проспекту проносились автомашины, по тротуару беспечно ходили граждане по своим делам. Ефим Захарович продолжил проверку своего контингента. Спустя полчаса он, завершив свою работу, вышел со здания общежития. Осторожно он перешел проезжую часть дороги и подошел к забору спецприемника, к насыпи земли. Тут он увидел, что это не просто насыпь земли, но на глубине более одного метра под фундаментом забора имеется лаз шириной около метра. «Проводили укрепительные работы на заборе, но почему не выставили ограду?» - подумал Ефим Захарович. Он все же решил уточнить у хозяев забора про этот лаз. Он обошел ограду и позвонил в дверь спецприемника.
Маленькая дверца на двери открылась и оттуда мужской голос спросил:
- Чего тебе, капитан, надо?
- Я хотел уточнить, что у вас за дыра, за лаз под оградой?
- Ты что, капитан, с утра пьян?
- Я – трезвый! А вот у вас лаз под оградой и яма не ограждена!
Дверь открылась и перед Ефимом Захаровичем появились два прапорщика в форме внутренних войск.
-Что за лаз Вы видели, товарищ капитан?- охранники стали вежливее.
Вместе с бдительным капитаном милиции они подошли к месту подкопа. С этого места охранники бежали назад. После подсчета лиц, содержавшихся под стражей, не досчитались 7 человек, в основном рецидивисты, которые воспользовались подкопом и бежали с мест содержания под стражей.
Была объявлена тревога не только по МВД Северной Осетии, но и в соседних республиках Северного Кавказа. Через несколько дней двоих бежавших из спецприемника задержали в Минеральных водах. Судьба остальных бежавших автору этих строк неизвестна.
Через некоторое время Ефим Захарович подошел к начальнику:
- Как Вы думаете, за проявленную бдительность не заслужил ли я награды?
- Пока ты, Ефим Захарович, как полусонный, шел к охранникам спецприемника, пока им показывал подкоп под оградой, бежавшие преступники доехали до Ростова и даже дальше, и поэтому ты награду от нашего государства не заслужил! Однако, ты заслужил награду от начальника спецкомендатуры.
Батрадз Батырбекович встал и от своего сейфа взял бутылку армянского коньяка, и подарил его бдительному ветерану милиции.
Свидетельство о публикации №226010501782