Любовные страсти вождя пролетариата - 2

Надежда  Крупская

Надежда Константиновна Крупская родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. Отец — поручик Константин Игнатьевич Крупский (1838—1883), участвовал в Комитете русских офицеров, поддерживал участников Польского восстания 1863 года. Мать — Елизавета Васильевна (урождённая Тистрова; ок. 1841—21.03.1915[5]), гувернантка.

С марксизмом Н. К. Крупская познакомилась, вероятно, раньше Ленина, так как её с матерью опекал Николай Утин после смерти отца К. И. Крупского (который участвовал в работе Русской секции I Интернационала как помощник Николая Утина, а тот, в свою очередь, поддерживал контакты непосредственно с Марксом).[источник не указан 589 дней] Надежда Крупская хорошо знала некоторых эсеров-террористов, разбиралась в оружии, взрывчатке и т. д.[6]

В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской в Петербурге[7].

В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, но училась там лишь год. Во время обучения вступила в студенческий марксистский кружок в 1890 году. С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской вечерней воскресной школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. Крупская не только сама три раза побывала в 1894 году на квартире Страннолюбского, где демонстрировалось «Распятие» Николая Ге, запрещённое для публичного экспонирования на территории Российской империи, но и привела своих учеников — около десяти рабочих петербургских заводов. На них картина произвела сильное впечатление.
В феврале 1894 года познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым (Лениным) по партийной кличке «Старик». Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) -будущий муж, Санкт-Петербург арест 21 декабря 1895 г.
24 августа 1896 года была арестована и Надежда Крупская. Владимир Ульянов уже находился к этому моменту под арестом. После 7-месячного заключения Крупская сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в Енисейской губернии, в селе Шушенском, где 10 (22) июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым (Лениным). По словам Крупской, это был её первый брак, но не первые отношения: боевик Борис Герман (член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов), эмигрировав после революции, утверждал о сожительстве с Крупской до её знакомства с Лениным[9][10][11]. Обряд венчания был проведён в местной церкви Святых Петра и Павла священником Иоанном Орестовым. Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров[12].
В 1898 году вступила в РСДРП. Была известна под рядом партийных псевдонимов (Саблина, Ленина, Н. К., Артамонова, Онегина, Рыба, Минога, Рыбкина, Шарко, Катя, Фрей, Галлилей)[13][14].
В 1899 году Крупской был поставлен диагноз: базедова болезнь. Это заболевание щитовидной железы может привести к бесплодию. Надежда Константиновна многие годы лечилась в Австрии, потом в Швейцарии, но результаты остались неутешительными. Матерью она стать так и не смогла, хотя и очень хотела этого.
В 1901 году эмигрировала в Мюнхен, была секретарём газеты «Искра». Участвовала в подготовке и проведении съезда РСДРП в Лондоне. В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома Революции 1905—1907 годов в России отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем в 1911 году. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы.
В 1914 году выступила одним из инициаторов издания легального большевистского журнала для женщин «Работница», была членом его заграничной редакции. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России, участвовала в подготовке Циммервальдской (1915) и Кинтальской (1916) международных социалистических конференций (в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран).
Это не была любовь с первого взгляда. Владимир Ульянов первый раз встретил Надежду Крупскую в январе 1894 года. Они познакомились в одной из квартир, где проходила встреча группы марксистов города. Внимание молодого волжанина привлекли две активистки – Аполлинария Якубова и Надежда Крупская.
В самом начале Владимир Ульянов решил приударить за Аполлинарией. Даже по некоторым данным, он делал той предложение, но получил отказ. После этого Надежда Константинова решила перейти в наступление, не желая оставаться на вторых ролях. Девушка добилась того, что стала настоящим другом Владимира, с которым вела долгие беседы на революционные темы. К тому же по воскресеньям молодой человек обычно наносил визиты семье Крупских, где мать Надежды потчевала гостя своей стряпней. А как известно, путь к сердцу мужчины… Хотя, забегая вперед, стоит отметить, что Надя оказалась женой, которой были чужды заботы о доме и о том, что подать к столу. Долгие годы с хозяйством ей помогала мать Елизавета Васильевна. Так что после ее смерти супруги часто предпочитали домашним обедам еду в дешевых столовых.
Так, известный историк-кулинар Вильям Похлебкин предполагал, что именно коронное блюдо жены вождя мирового пролетариата - «яичницы из четырёх яиц»  - могло в будущем спровоцировать у него возникновение атеросклероза головного мозга.
Также, по его версии, периоды высокой работоспособности Ленина были связаны с тем временем, когда ему готовили блюда другие женщины: это и время сибирской ссылки, и жизнь в Швейцарском пансионате.
Но, вернувшись в «петербургский» период отношений Ульянова с его боевой подругой, стоит отметить, что он был лишен романтики. Некоторые историки даже ставят под сомнение – имели ли место чувства между этими людьми или же это был союз двух товарищей, объединенных общей идеей изменить мир. Вместе они участвовали в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Надя не слыла красавицей даже в марксистской среде. Об этом говорят ее партийные псевдонимы – Рыба, Минога.
В одном из своих писем к брату Анна Ильинична Ульянова, не стесняясь в выражениях, писала о встрече с Крупской в Москве: «У нас сейчас гостит Надя. Она похожа на селедку».
На счет своих внешних данных не заблуждалась и сама Надежда Крупская.
«Я под стать русской природе, нет во мне ярких красок», - как-то обмолвилась она в разговоре с матерью.
Но было в ней то, что привлекло такого пламенного человека, как Владимир Ульянов.
Предложение руки и сердца от товарища Ульянова Надя получила по почте. В это время Ленин  находился в ссылке в Шушинском. Девушка дала согласие и вместе с матерью отправилась в Минусинский уезд на встречу с женихом. По некоторым данным, когда женщины прибыли в Шушинское, то Владимир уехал на охоту.
Мать невесты придерживалась религиозных взглядов и поэтому настояла, чтобы союз молодых был оформлен по всем правилам. Правда, по другой версии, к заключению церковного брака молодых вынудила бюрократия. Изначально ни Владимир, ни Надежда не собирались оформлять свой брак церковным путём, но вскоре пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское. Так Ульянов, будучи атеистом, принял решение обвенчаться.
В июле 1898 года в Петропавловской церкви состоялся обряд, а после - свадебное застолье. Невесте тогда было 29 лет, а жениху – 28.
Семья же Ульянова, напротив, была не в восторге от Надежды. Их смущал её «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, – один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам же Владимир к «селедочности» Надежды относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: «Рыба» и «Минога». Кстати, утверждение о том, что Надежда Константиновна не была красавицей, многие подвергают сомнению. В молодости, до начала аутоиммунного заболевания, Крупская была хороша собой. Друг семьи Ульяновых вспоминал, что молодая женщина носила косу ниже пояса, имела живую внешность и выглядела очаровательно.
Молодая пара торопилась пожениться до начала Великого поста. Накануне свадьбы выяснилось, что нет поручителей и свидетелей брака, которых выбрали из числа соратников. На их место пришли крестьяне из Шушенского. А кольца были выпилены из медных копеек ссыльным мастером, инструменты которого Крупская привезла с собой
Церемония состоялась 10 июля 1898 года в церкви села Петропавловское в Шушенском. Невеста выбрала для церемонии белую блузку и черную юбку, а жених был одет в коричневый костюм. После свадьбы была устроена пышная вечеринка. Жена Владимира Ленина взяла в милицейских документах фамилию мужа – Ульянова. Почему она впоследствии осталась Крупской, историки так и не выяснили.
Наверняка их союз был бы ещё крепче, появись у них дети. Но тяжёлое «женское» заболевание, ставшее следствием её пребывания в тюрьме, не дало Крупской ни единого шанса стать матерью. Но во всём остальном она была для Ленина незаменима. Она была его кухаркой и секретарём, прачкой и верной помощницей в политических делах. Ленин сотнями писал черновики писем и статьей для газеты «Искра», а Крупская всё это старательно переписывала.


Рецензии
А на изображённой картине одежда новобрачных совсем не такая, как в описании...

Олег Каминский   06.01.2026 09:20     Заявить о нарушении
да, я тоже это заметила, но пришлось согласиться за неимением других

картина «Свадьба в Шушенском». Автор П.Н. Тараненко

Наталья Любина   06.01.2026 12:00   Заявить о нарушении